Эксклюзив: интервью и съёмка космоса с телефона режиссёра Клима Шипенко

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

клим шипенко
Клим Шипенко на съёмках фильма «Вызов»/«Централ Партнершип»

20 апреля в кинотеатрах страны появился «Вызов» — эпическая драма в декорациях космоса. Исторические съёмки проходили в том числе на Международной космической станции, но не всё снятое там вошло в фильм. Режиссёр Клим Шипенко оставил кое-что и для личного архива — подробнее об этом и не только режиссёр рассказывает Сусанне Альпериной («Российская газета»), которая взяла у него интервью специально для КИНОТВ. 

В прокате фильм «Вызов», о котором, как кажется, уже написали всё, что можно. Интервью, рецензии, обзоры и опросы... Однако, как оказалось, режиссёр, он же оператор космических съёмок, он же соавтор сценария Клим Шипенко снимал на космической орбите кадры и для себя на память на свой мобильный телефон. Он по просьбе компании Yellow, Black and White, которая занималась производством фильма, любезно согласился поделиться с нами этой уникальной съёмкой, короткие фрагменты которой выкладывал в соцсетях. Клим Шипенко также ответил на несколько вопросов, которые возникли после просмотра «Вызова».

Как бы вы пересняли фильм «Салют 7» и пересняли ли бы после полёта в космос?

Не думаю, что на пересъёмку «Салюта 7» могло бы повлиять именно это. Если бы у меня был больший бюджет, тогда бы я по-другому переснял «Салют 7», а не потому, что что-то бы почувствовал в невесомости и так далее. Кстати, я же чувствовал невесомость и на съёмках «Салюта 7» — мы всё-таки летали в этом специальном самолете и с Павлом Деревянко, и с Владимиром Вдовиченковым. То есть — опыт и тогда уже был. «Салют 7» — это результат и продукт тех ограничений, которые существуют при съёмках на Земле у всех фильмов, которые так или иначе «выходят на территорию» космоса и пытаются её имитировать в павильонах. И, в принципе, на тот момент я сделал всё, что мог, в тех условиях, которые были. Поэтому не думаю, что снял бы это кино по-другому. У меня нет ощущения, что сейчас я что-то такое узнал, что могло бы повлиять на съёмки «Салюта 7».

Какими художественными замыслами и решениями пришлось пожертвовать на фильме «Вызов» из-за условий съёмок в космосе и необходимости сделать картину понятной всем и каждому?

Мы достаточно рано, ещё на этапе создания сценария решили, что «Вызов» будет таким фильмом, какой он есть. Выбор не стоял — снять, образно говоря, авторский «Солярис» или вот такой фильм, который всем понятен. Мы сразу зарядились на то, что это должна быть абсолютно универсальная история, близкая и ясная всем и каждому. Потому такого не было, мол, к сожалению, мы не сможем снять вот то или это, вот так или по-другому. Мы выбрали определённый курс и следовали ему с самого начала, более того — остались этим довольны. Причём всем вплоть до финала. То есть, конечно, фильм мог бы быть ещё длиннее, там были линии, которые ушли из сценария на ранних этапах. Но не потому, что они непонятны и сложны для зрителя, а из-за хронометража.

Как вам удалось сразу же начать снимать на МКС? Обычно у космонавтов уходит несколько дней на адаптацию. А у вас было всего 12 дней.

На самом деле, нам действительно повезло со здоровьем. В этом главный ключ к тому, что всё получилось. Мы оказались здоровыми и смогли быстро приспособиться к невесомости. И у Юли не опухло и не отекло лицо — так бывает в период адаптации. Наоборот, она словно помолодела на МКС лет на 10. Периодически, когда я ставил свет на ней, то думал: «Она выглядит на 25 лет. Слишком молодо!» Мне даже казалось, что такую девчонку не послали бы делать столь серьёзную и сложную операцию. Так что Юле космос оказался к лицу.

Но поначалу, когда мы прилетели, то были действительно очень уставшие — это казалось очень сложно. Думал, что, если снимем только одну десятую из того, что запланировали, это уже будет победа. Но — повторюсь — так казалось в первые часы по прилёте. Это был тяжелейший день, мы проснулись в два ночи и были измождены, когда прилетели. Но потом, когда мы поспали часов шесть, то проснулись достаточно бодрыми, и оказалось, что готовы работать. Взял камеру, посмотрел на Юлию — она выглядела хорошо, и мы начали снимать.

Можете ли дать совет, лайфхак для тех операторов, которые полетят снимать в космос? Может, потом откроете свои образовательные программы?

Совет для операторов... Да, очень многое зависит от здоровья. Действительно, космонавты по три дня привыкают. И в первые дни им не ставят сложных задач и не нагружают работой. А операторам нужно учиться всему — и переводить фокус, и ставить свет, и всё делать своими руками, без помощников. В этом — ключ. Всё я делал там сам.

Образовательные программы я создавать не собираюсь, но периодически какие-то мастер-классы даю. Так что главный лайфхак — быть, насколько возможно, человеком-оркестром.

В чём фильм «Вызов» был вызовом для вас лично? Как вы считаете, будет ли после этого трудно удержать планку в профессии — ведь, казалось бы, всё уже сделано и выше уже некуда?

Клим Шипенко: Мне не кажется, что в фильме всё сделано так, что невозможно сделать лучше. Фильм во многом эксперимент, и где-то хорошо получилось, но есть места, которыми я не очень доволен, — знаю, что именно я там не доработал. В этом смысле я отношусь к «Вызову» достаточно трезво — знаю и плюсы, и минусы. И в этом смысле есть куда совершенствоваться.

Для меня лично был вызов понятно в чём — самому снимать в космосе. Именно в космосе! Всё, что есть в фильме из тех событий, что происходят на Земле, я так или иначе до этого снимал. Вызов при этих съёмках был в том, как это снять так, чтобы зритель «продержался» час двадцать до момента взлёта ракеты. Нужно было сделать так, чтобы было интересно, чтобы люди не сидели и не ждали, когда же герои наконец-то полетят! Вот такие для меня лично были вызовы на Земле и в космосе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Читайте также
«Что, если искусственный интеллект совершенно не беспокоит его “искусственность”?»: интервью с Когонадой, режиссёром фильма «После Янга»
Артём Макарский поговорил с режиссёром о написании сценария и его восприятии времени....
Художник-постановщик Пётр Балабанов об отце, первых проектах в России и планах на будущее
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Мит...
Виржини Эфира: про свою героиню и фильм «Двойной обман Мадлен Коллинз»
Виржини Эфира играет женщину, которая умудрилась создать для себя две жизни.
«Нас всех преследуют навязчивые мысли»: режиссёр Доминик Молль о своём новом фильме «Таинственное убийство»
«Таинственное убийство» — история, ломающая все каноны криминального детектива.
Также рекомендуем
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.
На экраны с куда меньшим, чем можно было предположить, размахом вышел новый фильм Алис Винокур («Магический Па...
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.
На экраны с куда меньшим, чем можно было предположить, размахом вышел новый фильм Алис Винокур («Магический Па...

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00