До московского и петербургского проката наконец добрался новый фильм киновселенной Marvel под названием «Вечные» — как всегда, с огромным бюджетом, кучей звезд в главных ролях. Подробно о фильме писала Анастасия Сенченко. А Егор Беликов смог поговорить с Хлоей Чжао, создательницей «Вечных» и оскароносной «Земли кочевников», о еде, сексе и Заке Снайдере.
Хлоя Чжао сняла до этого три независимых картины — «Песни, которым меня научили братья», «Наездник» и «Земля кочевников», и вот уже последняя работа принесла ей два «Оскара», режиссёрский и в главной номинации. Но, как ни странно, в Marvel Чжао зафрахтовали ещё до мировой славы. Ей почему-то захотелось поставить этот фильм, не только ради денег (а зарабатывать не стыдно, на самом деле), а ради некоей высшей цели. Эту высшую цель с трудом пока могут обнаружить, например, американские критики, которые сделали «Вечных» первым в истории киновселенной Marvel «тухлым» фильмом на Rotten Tomatoes (хотя первые зрители, видимо, справедливо и с восхищением отмечали, что «Вечные» стоят особняком, скорее поодаль, а не в одном ряду с предыдущими проектами Marvel. — Прим. редакции). Я позвонил Хлое Чжао в тот момент, когда она уже точно прочитала рецензии на свою новую работу, — но её это, как ни странно, не очень заботило. Она сидела на стуле, обхватив ноги руками, раскачивалась и, видимо, довольно увлекательно проводила время, беседуя с журналистами.
Хлоя, что вы думаете о том, как ваш новый фильм будет воспринят людьми, которые знают вас благодаря успеху «Земли кочевников»?
«Земля кочевников» понравилась совершенно разным людям. Я не знаю. Я думаю, «Вечных» увидит больше людей. Я думаю, что если вы любите «Землю кочевников» за то же, что и я, то вам понравятся и «Вечные».
А за что именно?
В «Земле кочевников» мы видим одну лишь Ферн, которую сыграла Фрэнсис МакДорманд. Мы все в каком-то роде кочевники, мы все немного потеряны. И мы все в какой-то мере страдаем. В том числе от наших работодателей. А в «Вечных» таких персонажей, как Ферн, целых десять.
Чем «Вечные» отличаются от других фильмов Marvel?
Этот фильм сосредотачивается на уязвимых сторонах супергероев. Я думаю, в этот раз люди впервые столкнутся с изнанкой, с обратной стороной того, каково это — быть человеком с приставкой «супер». Мы видим людей, которые едят, пьют. Для нас важно было показать конкретные и знакомые вещи, как, например, любовь. Но мы хотели посмотреть на весь этот жанр немного с другой стороны, с точки зрения морали. И здесь мы сталкиваемся с огромным полем для анализа того, что есть добро и зло. Ещё одна фундаментальная вещь, на которой основывается супергеройское кино, — это зацикленность на спасении только лишь человека. Идея, что нам нет дела до убийства животных, инопланетян, кого угодно, если это не человек, подвергается сомнению. Мы ставим вопрос: что значит быть героем? Обязательно ли это включает в себя насилие? Или можно победить с помощью любви?.. И секса.
А расскажите про секс, про чуть ли не первую такую постельную сцену в этой супергеройской киновселенной — зачем она вам там понадобилась?
Мы уже упоминали вещи, которые нас объединяют. Мы все едим, ходим в туалет и занимаемся сексом. В своём прошлом фильме я уже показала, как люди ходят в туалет, поэтому в этом мы остановились на демонстрации еды и секса. Это объединение и есть человечество, единство. Забудьте о различиях, занимайтесь любовью. Я серьёзно.
Находите ли вы изображение мироустройства и вселенной в «Вечных» правдоподобным? Согласно сюжету фильма, неразвитые люди не смогли создать какие-либо изобретения, всё было предоставлено им инопланетными гостями. Вы верите в такую высшую силу?
Если бы вы посетили храмы майя в Мексике, то вы сами увидели бы: майя как раз верили в то, что их цивилизация происходит от кого-то выше их. Это кажется невероятным, но мы наблюдаем похожие идеи в мифологиях по всему миру. Страны, отделившиеся друг от друга, всё равно имеют эту невидимую фундаментальную связь: веру в высшую силу, которая направляет человечество и помогает ему.
Я не религиозный человек, и из-за этого я чувствую, что мне чего-то не хватает в жизни. Поэтому я ездила в Южную Дакоту, чтобы побыть наедине с природой, чтобы установить связь с миром. Я думаю, многие люди, например, представители индейского народа лакота, как раз и находят эту связь через природу. Думаю, что через природу можно понять вселенский закон: вне нашей планеты точно есть что-то большее, и мы являемся частью этого. По крайней мере, я верю в это.
Было ли какое-то недовольство у продюсеров из-за открытых отсылок к Супермену? Это ведь чья-то интеллектуальная собственность.
Все отсылки, которые есть в этом фильме, — это дань уважения, свидетельство о нашем восхищении этими персонажами. Мы включаем в наши истории мифологию. Множество великих режиссёров, как, например, Зак Снайдер, у которого много фильмов о Супермене, создают свои интерпретации древней мифологии. И они влияют на всех нас. Взять, к примеру, фильм «Человек из стали». Икарис — это уже наша интерпретация Супермена, сверхчеловека. Так почему бы нам не сделать отсылку к персонажу DC?
Хлоя, спрошу напрямую. Вы не боитесь, что ваша работа над фильмом Marvel может быть воспринята как попытка заработать больше денег вместо того, чтобы снимать фильмы, более близкие вам в художественном плане?
Возможно, некоторым людям будет тяжело поверить, что такой человек, как я, действительно любит то, что делает, и осуществляет то, что любит. Я понимаю, что в это может быть трудно поверить. Но я всегда следую за сердцем и не более того.