«Всё, что вы можете вообразить, реально»: говорим с создателями «Криптополиса»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате мультфильм «Криптополис» — анимационный фильм Дэша Шоу, который был представлен в программе Берлинского кинофестиваля и «Сандэнса». Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная героиня, веря, что когда-нибудь эти создания смогут спокойно жить среди людей, когда те будут к этому готовы. Но, естественно, не все готовы принять прекрасных криптидов, а некоторые рассчитывают использовать необычные способности существ в своих корыстных целях. Телеканал КИНОТВ поговорил с создателями мультфильма, режиссёром Дэшем Шоу и режиссёром анимации Джейн Самборски, а также с актёром Петером Стормаре об основных идеях «Криптополиса» и том, как важно позволять себе быть странным.

Как появился «Криптополис»? С чего он начинался: идеи, персонажи, события?

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Чтобы первые семена этого замысла дали ростки, понадобилось несколько благоприятных климатических факторов. Одним из них стало то, что я посмотрел незаконченный мультфильм Уинзора Маккэя, одного из титанов анимации, автора фильмов «Динозавр Герти» и «Маленький Немо: Приключения в стране снов». Это был короткометражный фильм 1920 года о кентаврах. Он выложен на YouTube. История сделана очень красиво и тонко, мультфильм взрослый и по-своему сексуальный. Примерно тогда же, когда я посмотрел этот фильм, Джейн играла в Dungeons and Dragons в женской компании. И я захотел написать что-то, в чём ей будет интересно участвовать. Отчасти поэтому и получилось, что почти все в касте фильма — женщины.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Мы тогда были в Бруклине, а другие игроки были со всех концов света, и для них это было знакомство с бруклинским обществом. Так что у нас получилась такая всемирная модная волшебная кампания. И играли мы не дома, потому что сложно погружаться в мир D&D, когда кто-то крутится рядом. А Дэш в это время работал в Нью-Йоркской публичной библиотеке — изучал контркультурные журналы, памфлеты и газеты со всего мира. И он очень вдохновился тем, что у этих журналов, газет была схожая эстетика, хотя созданы они были в доинтернетную эпоху. Что-то такое висело тогда в воздухе. Этим обусловлен выбор времени. Как и стойким интересом к паркам аттракционов.

Петер Стормаре

Петер Стормаре

Дэш прислал мне иллюстрации, показал, как будет выглядеть вся анимация в проекте. И эти изображения сразу напомнили мне о советской анимации. Когда я рос в Швеции, видел несколько советских мультфильмов, они были прекрасны, великолепная техника и фантазия. Меня поразила красота этих историй. И также в работе Дэша я разглядел связь с японской анимацией, которую я тоже очень люблю. И, конечно, мне на ум ещё пришла «Жёлтая субмарина» The Beatles. Невозможно было отказаться от участия.

Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж
Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж

Почему вам было важно работать с уже описанными до этого мифическими животными? Вы же могли придумать всё, что вам захочется, совершенно новых персонажей.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Да, это было сознательное решение.

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Я не хотел создавать воображаемый мир, который для нас остаётся как будто бы в стороне. Я хотел, чтобы это был именно наш мир. Нужно было обозначить конкретное время — 1960-е — и конкретное место — криптополис в Сан-Франциско. Криптиды взяты из разных мифологий — для того, чтобы было понятно, что это наш мир, культура которого основана на этих мифологиях.

Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж
Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж

Что скрывается за термином «криптиды» для вас?

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Воображаемые животные были способом говорить о наших страхах и надеждах. Страхи и надежды есть во всех культурах. Люди придумывали то, кем они хотели стать или от чего они хотели спастись.

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Какое-то время на первой странице сценария была цитата Пикассо: «Всё, что вы можете вообразить, реально». Это и стало отправной точкой — идея обращаться с воображением реалистично. Связи с нашим миром появились из-за того, что я решил поместить историю в реальный мир.

Петер Стормаре

Петер Стормаре

Идея того, что удивительные создания объединяются, находят место, где они могут почувствовать себя спокойно, пробуют стать частью общества, которое изначально могло и не принимать их, сильно меня зацепила. Особенно сегодня, когда у нас есть паралимпийские игры, есть люди с ограниченными возможностями, которые всё равно могут быть внутри общества, внутри социального конструкта, а не за его границами. Они снимаются в кино, занимаются спортом, творят и побеждают. Один из моих героев — Стивен Хокинг. В прошлые века он мог быть убит, скинут с горы, брошен в костёр как деструктивный и ненужный для общества человек. И мы потеряли бы выдающуюся личность. Он смог открыть нам столько знаний про нашу Вселенную, рассказать, какая она удивительная и прекрасная. Но только потому, что родился в правильное время. А ведь всё могло случиться иначе. И для меня «Криптополис» — это история о том, что мы должны принимать людей, которые чем-то отличаются от нас, мы должны давать им возможность рассказывать свою историю.

Я вырос в небольшой деревне, в ней жил местный деревенский дурачок, очень добрый и искренний. Он часто стоял, улыбаясь, на улице, сжимая что-то в ладони. И дети постоянно к нему приставали и спрашивали: «Что у тебя там? Покажи!» Однажды он раскрыл ладонь. И она была пуста. Естественно, мы ничего не поняли и стали спрашивать: «Чему ты улыбался, в ладони же ничего нет?» Он ответил: «То, что вы этого не видите, не означает, что этого нет». В деревне все к нему относились снисходительно, но на самом деле то, как он воспринимал жизнь, — это же очень интересно. И спустя годы я это осознал.

Вы много лет работали над фильмом. Было ли вам не по себе, когда событие из вашего придуманного мультфильма произошло в реальном мире? Я имею в виду штурм Капитолия. Вы написали об этом до того, как это случилось в Америке на самом деле.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Да, сценарий был написан даже раньше, чем Трамп стал президентом США.

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Думаю, то, что происходит в мультфильме, хорошо отражает состояние персонажей на тот момент. Мы видим, к чему в США и других странах приводит идея, что ты создаёшь свою реальность, таким образом на самом деле ты погружаешься в своё воображение.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Идея создавать свою реальность, идея не заданной, а изменяемой реальности берёт своё начало в 60-х.

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Конечно, когда я записывал, как Майкл Сера это говорит, мы не знали, что это станет реальностью. Это было страшно. Это случилось за неделю до премьеры фильма на «Сандэнсе». Так появилась новая, неожиданная связь фильма с реальным миром. Фильм и так довольно мрачный, но после этого он стал ещё мрачнее и грустнее.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Пока это не произошло на самом деле, Мэттью (персонажа Майкла Серы. — прим. КИНОТВ) можно было просто считать болваном. Но теперь мы знаем, что даже идеи, кажущиеся нелепыми, могут быть опасны. Невозможно предугадать последствия того, что ты придумал

Петер Стормаре

Петер Стормаре

Общество постоянно кого-то слушает. Например, правительство. Не только в России, во всех странах одна и та же история. Если правительство скажет: «Теперь носим красные шляпы», — все начнут носить красные шляпы. Но хочется, чтобы люди позволяли себе быть странными. Да, есть правительство и его указания. Но я человек. Я хочу иметь возможность быть человеком. Одеваться так, как я хочу, стричь волосы так, как я хочу, выглядеть так, как я хочу. Но в каких-то странах люди лишены даже этой свободы. Некоторые родители боятся, что их дети признаются в своей нетрадиционной ориентации. Окажутся не такими, как все вокруг. Боже, если бы мой ребёнок сказал, что он гомосексуал, мне было бы всё равно. Какая, к чёрту, разница. Жизнь так коротка, дайте людям возможность быть такими, какими они себя ощущают. И мне кажется, что в этом и есть основной посыл работы Дэша, главная идея «Криптополиса».

Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж
Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж

Я бы хотела поговорить про персонажа Баку. В мире «Криптополиса» столько могущественных существ, но вы говорили, что Баку, поедающий сны людей, — самый сильный из всех. Почему?

Дэш Шоу

Дэш Шоу

Одна из идей фильма в том, что воображение и сны очень важны. Поэтому так важен криптид, который может пожирать сны. Поэтому по логике фильма и получается, что Баку потенциально гораздо опаснее, чем Тараск или дракон. Это соответствует духу фильма.

Джейн Самборски

Джейн Самборски

Все аспекты нашей культуры, все технологии, которыми мы пользуемся, появились в чьём-то воображении, в чьих-то снах. Не контролируя сны, мы не можем контролировать наше будущее.

Петер Стормаре

Петер Стормаре

«Криптополис» — это странный мультфильм. Мультфильм и анимация работают с твоим скрытым воображением. «Криптополис» может вызвать неожиданные для тебя же самого ассоциации. Это как с фильмами Ларса фон Триера. Первые 10 минут могут показаться пугающе странными, но дальше ты буквально застреваешь в его историях.

Мы всё время пытаемся «вписаться» в общество, быть нормальными. Но у всех есть свои странности, и даже приятно порой быть не таким, как все вокруг.

 Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж
Кадр из мультфильма «Криптополис» / Русский Репортаж

Но не кажется ли вам странным поместить всех этих мифических существ, которых спасает героиня, в зоопарк? Место, которое предназначено для развлечения людей, куда они приходят, чтобы поглазеть на криптидов ради потехи?

Петер Стормаре

Петер Стормаре

В этом мультфильме зоопарк — это метафора некого сообщества, объединения. Место, где эти необычные создания могут чувствовать себя в безопасности. Но когда они станут сильнее, ощутят свою мощь, то разрушат барьеры и ворвутся в общество. Зоопарк в этом мультфильме символичен, ведь сегодня нам на самом деле не нужны зоопарки, у нас есть Netflix, мы можем увидеть любое животное, не запирая его в клетку.


Читайте также
«Анимация — одна из немногих сфер, где для чувств японцев нет запретов»: разговор о мультфильме «Небесный замок Лапута»
как главному современному японскому сказочнику удалось совместить традиции и отсылк...
«Мартин Иден — отрицательный персонаж»: интервью с режиссёром Пьетро Марчелло
Максим Ершов поговорил с режиссёром  о выборе романа.
Хождения по мукам и в народ: «Катя и Вася идут в школу» — док про московских учителей в провинции
Мы поговорили с автором фильма про школьную систему образования и кричащих учителей...
Про картину «Берегись автомобиля»: «юродивый занимается перераспределением собственности»
В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранная на цитаты, эта история не только ве...
Режиссёр ленты «Конец фильма» Владимир Котт: «Многие зависят от кино как от наркотика»
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», которая рассказывает о горькой судьбе пост...
Режиссёр Мишель Франко о «Новом порядке»
Максим Ершов советует оценить этот шокирующий фильм.
Также рекомендуем
Как кино пытается отрефлексировать тему семейных конфликтов.
В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранн...
На минувшей неделе в Россию приезжал Филип Грёнинг — один из самых непростых и оригинальных режиссёров Европы. В столице...
Как кино пытается отрефлексировать тему семейных конфликтов.
В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранн...
На минувшей неделе в Россию приезжал Филип Грёнинг — один из самых непростых и оригинальных режиссёров Европы. В столице...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00