Промоматериал к фильму «Молчание ягнят»
«Молчание ягнят» снова в кино. В своё время экранизация одноимённого романа Томаса Харриса наделала много шума. Пять премий «Оскар» в ключевых номинациях, «Серебряный медведь» за режиссуру в Берлине и долгие разговоры о том, что же нового привнесла картина Джонатана Демми в жанр детектива и триллера. Новизна фильма состояла не только в истории о маньяке с манерами аристократа (прототипом послужил реальный маньяк), но и в образе женщины-детектива. Агент ФБР Кларисса Старлинг в исполнении Джоди Фостер стала едва ли не первой в кино защитницей всех женщин задолго до того, как это стало мейнстримом. Вера Гиренко решила произвести собственное расследование и разобраться в том, какими рисуются женщины-детективы в кино и как складываются их отношения с мужскими персонажами.
Тип № 1: наблюдательная провинциалка
Такие «детективы» орудуют в небольших провинциальных городах. По всему миру. В России они носят пальто и плащи, когда-то считавшиеся модными, вязаные береты или цветастые платки, ходят с тележками на рынок и — главное — любят сидеть на скамейках у парадных своих домов и наблюдать за входящими и выходящими соседями.
Именно такая тривиальная наблюдательность позволила мисс Марпл сделать вывод о том, что «люди в большинстве своём не плохи и не хороши, они просто недостаточно умны, только и всего», и раскрыть множество преступлений.
Говоришь «мисс Марпл» — представляешь Джоан Хиксон. Свою главную роль актриса исполнила, когда ей было 78 лет (показ 12 телефильмов о легендарной сыщице канал BBC начал в 1984 году), покорила сердца зрителей по всему миру, дважды становилась номинанткой на премию BAFTA TV, а также была удостоена королевой Елизаветой II звания офицера ордена Британской империи.
Кадр из сериала «Мисс Марпл»
Вот мисс Марпл ухаживает за своим и без того аккуратным садом, периодически с внимательным лукавством наблюдает за людьми неподалёку и, заключив пока одной ей известный вывод, издаёт своё фирменное «оу-у». В этот момент она почему-то похожа на всех любимых внуками бабушек и одновременно на типичную англичанку первых десятилетий XX века, чей быт полон милых безделушек и необременительных дел. Такой, возможно, была и литературная мать сыщицы — Агата Кристи. Она, как известно, придумывала детективные сюжеты за вязанием и мытьём посуды.
Говорят, кстати, что это сама Кристи и благословила Джоан Хиксон на роль Марпл. Речь идёт о случае, когда в 1946 году после спектакля «Свидание со смертью» актрисе передали за кулисы записку от писательницы, в которой та выражала надежду однажды увидеть Джоан в роли сыщицы.
Мужчины в мире мисс Марпл присутствуют исключительно как объекты для наблюдений и субъекты для формального общения.
Анджела Лэнсбери в роли Джессики Флетчер
Самая очевидная наследница талантов мисс Марпл — Джессика Флетчер. Скромная преподавательница английского после смерти мужа начала писать детективные романы. Преуспев в этом, она стала помогать полиции раскрывать убийства.
Есть след мисс Марпл и в России XIX века. Экранизация романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог» (2009) — о приключениях монахини Пелагии. Женщина обладает острым умом, наблюдательностью и великолепной интуицией, которая помогает ей успешно раскрывать самые запутанные преступления. Со знаменитой англичанкой её объединяет некоторая «невключённость» в мир активных действий.
Тип № 2: королева сомнений
Чемпионка по сомнению — это, конечно же, спецагент ФБР Дана Скалли из культового сериала «Секретные материалы». Эта история о поиске пришельцев стала такой же эмблемой поп-культуры 1990-х, как группа Spice Girls, фильм «Титаник» и жвачка «Love is…».
Идея сериала родилась у его создателя Криса Картера как ответ на грандиозный успех «Молчания ягнят». Режиссёр понял, что «сталкером» в мире, где действует непознанное и непознаваемое, может стать агент ФБР. А лучше — пара агентов. Он — верящий в необъяснимое, она — сомневающаяся. Он — большой и простодушный, она — хрупкая и трезвомыслящая.
Кадр из сериала «Секретные материалы»
Так появилась Дана Скалли, чей бэкграунд просто не позволяет ей верить во всякую чушь вроде инопланетян. Образование она получила в университете Мэриленда, который закончила со степенью бакалавра по физике. Дипломная работа Скалли называлась «“Парадокс близнецов” Эйнштейна: новая интерпретация». После окончания медицинской школы и получения степени доктора медицины она поступила в ФБР, где долгое время работала патологоанатомом.
Однако вовсе не этот троп — женщина-учёный на государственной службе — стал принципиально поворотным. Картер акцентировал внимание продюсеров на том, что в сериале категорически не будет любовной линии. Отношения федеральных агентов Малдера и Скалли должны были становиться всё более дружескими, но оставаться сугубо профессиональными.
Создатель «Секретных материалов» также настаивал на том, чтобы главная героиня выглядела такой же «подлинной», как Джоди Фостер в роли агента ФБР Клариссы Старлинг. В жертву этой подлинности Джиллиан Андерсон пришлось принести свой пирсинг и вообще внешний вид битницы образца 1960-х. «Она выглядела как уличный мальчишка, — вспоминал Картер много позже. — Но она была серьёзна, убедительна и невероятно хороша для роли спецагента».
После выхода сериала на экраны также Андерсон оценили и широкая публика, и высоколобая критика. «Золотой глобус» и номинация на «Эмми» соседствовали с одобрением пуристов-консерваторов общества «Зрители за качественное телевидение».
От пилота до последней серии «Секретных материалов» прошло больше 20 лет. Всё это время Дана Скалли была образцом сомневающейся женщины-детектива.
Типаж «холодной» женщины-детектива можно по праву считать самым распространённым. В этом списке, например, нордическая женщина-адвокат из Стокгольма Ребекка Мартинссон (из одноимённого германо-шведского сериала 2017 года), волею случая вынужденная расследовать убийство. А также судья Кандела из сериала «Иерро» (Испания, Франция, 2019), которая точно знает, что нужно делать, расследуя дело об убийстве молодого человека.
Тип № 3: трудоголизм и другие неприятности
Кадр из сериала «Мост»
Неутомимая следовательница Сага Норен из датско-шведского сериала «Мост» может за один вечер прочитать книгу по криминалистике, посетить морг, написать рапорт на коллегу, который нарушил должностную инструкцию, снять в баре парня для быстрого секса перед ночным дежурством. Она обескураживающе хороша в работе, но в остальных сферах жизни кажется абсолютно беспомощной. Она точно не бывает у парикмахера, неряшливо одевается, имеет довольно своеобразные представления о приличиях (переодевается на глазах у коллег) и напрочь лишена эмпатии (может настойчиво допрашивать смертельно раненого).
Иногда Сага Норен напоминает несколько утрированную версию Шерлока Холмса, который, как мы помним, тоже был человеком, мягко говоря, эксцентричным. Считал, что человеческий мозг — это пустой чердак, который не следует захламлять лишней информацией, и, вероятно, поэтому не знал, что Земля вращается вокруг Солнца. Но при этом блестяще расследовал самые запутанные и загадочные преступления.
Так же и его коллега, шведская следовательница, которой поручают особенно сложные дела. Как в этот раз: точно посередине Эресуннского моста, соединяющего над водой шведский город Мальмё и датскую столицу Копенгаген, находят распиленное пополам тело женщины. Его верхняя часть (лежавшая со шведской стороны) принадлежит председателю горсовета Мальмё, а ноги — проститутке из Копенгагена. Преступление решают раскрывать силами обеих стран. В качестве напарника Сага Норен получает датского следователя Мартина Рохде, который терпеливо и иронично относится ко всем странностям своей новой коллеги.
Кадр из сериала «Мост»
И создатели сериала, и актриса София Хелин, исполнившая роль следовательницы, были уверены, что зрители воспримут героиню негативно. Каково же было их удивление, когда у Саги Норен появилось множество поклонников и фан-клубов, в которых, среди прочего, активно стали обсуждать синдром Аспергера — разновидность аутизма, при котором нарушена способность к социальному взаимодействию. Люди утверждали, что именно этот диагноз позволил непричёсанной странноватой блондинке понять глубинные мотивы действий преступника и блестяще завершить расследование.
У Саги Норен гораздо больше коллег, чем можно ожидать. У героини сериала «Родина» (США, 2011) Кэрри Мэтисон — биполярное расстройство. Когда нужно быстрее расследовать преступление, она перестаёт принимать лекарства. Тогда её сыскной мозг начинает работать на полную катушку, и — очередной заговор раскрыт.
Некоторыми проблемами с психикой обладает и доктор Бреннан из сериала «Кости» (США, 2005−2017). Она профессиональный антрополог, слишком много времени проводит в лаборатории и плохо понимает мотивы человеческих поступков в реальной жизни.