Затерянные в Выборге: как прошёл старейший фестиваль «Окно в Европу»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Столыпин», телеканал «Россия»/КИНОТВ

На днях завершился 32-й крупнейший кинофестиваль «Окно в Европу», триумфатором которого стала трогательная драма «Филателия» Натальи Назаровой. Кинокритик Валерия Косенко подводит итоги смотра и вспоминает яркие эпизоды фестивальной недели.

Как бы стремительно ни увеличивалось число региональных фестивалей, «Окно в Европу» всегда стояло особняком. В последние годы смотр сумел справиться со всеми индустриальными катаклизмами и даже пережить формальную смену имиджа: в прошлом году фестиваль переименовали в лаконичный «Выборг», однако название не прижилось, и «Окно в Европу», не зря наречённое «фестивалем дебютов», вновь распахнуло свою форточку, впустив приток свежей мысли.

Открытие 32-го старейшего отечественного фестиваля задало особенный тон смотру. На экране — взирающая исподлобья Инна Чурикова в образе Жанны д’Арк, на сцене — президент фестиваля Сергей Урсуляк, сменивший на этом посту Армена Медведева и теперь поочерёдно приглашающий на подмостки членов игрового, документального и анимационного жюри. В углу расположилась группа «Штрудель», отвечавшая за исполнение тематических музыкальных номеров, а рядом — актриса Анна Савранская, вкрадчивым голосом представлявшая именитых гостей фестиваля. Перед каждым показом организаторы крутят отрывок из легендарного «Начала» вкупе с архивными фестивальными репортажами прошлых лет, ну а само открытие оказалось не столько торжественным, сколько ностальгическим (тем ироничнее лозунг фестиваля «прогноз на завтра»): перечисляли былые триумфы, ссылались на советскую классику, вспоминали Хуциева и Калика, почтили память великой пары Чуриковой и Панфилова.

«Подростки. Первая любовь», «QS Films»

Закончилась церемония показом фильма открытия фестиваля — романтической сказки с лаконичным названием «Подростки. Первая любовь» режиссёра Святослава Подгаевского. Главный отечественный хоррормейкер пробует силы в подростковом мюзикле, направляя все ресурсы на создание наивно-мечтательной атмосферы и явно перебарщивая с дозировкой. Самым ярким достоинством картины стала работа оператора Артёма Емельянова («Один маленький ночной секрет»), создавшего специфическое изображение с характерной слегка замыленной оптикой, а также крепкая проработка антуража, пусть и на фоне банального конфликта. Главные роли отданы юным звёздам — Александре Тихоновой («Пищеблок») и Алексею Онежену («Последний богатырь»). Последний также появится и в фильме закрытия фестиваля — детском фантастическом блокбастере «Пираты галактики Барракуда» с внушительным кастом и напрочь распадающимся повествованием.

К счастью, выбор фильмов для открытия и закрытия никак не отражает уровень основной программы и обусловлен скорее коммерческими амбициями дистрибьюторов, рассматривающих фестивальную премьеру как дополнительный пиар накануне проката. Какие бы споры ни разгорались после очередного конкурсного показа, в одном уверены были все — откровенно слабых фильмов в программе не было. Даже сногсшибательная «Моя девочка» от старожила якутского кино Сергея Потапова хоть и сразила наповал каждого, кто находился в кинозале, сумела запомниться и как самый безумный постмодернистский трип, напичканный отсылками и ироничным передёргиванием жанровых клише, и как самый странный показ за время фестиваля, моментально разошедшийся на мемы.

«Затерянные», START

Знаковым событием стало появление Романа Каримова: здешнее награждение его первого зрительского хита «Неадекватные люди» фактически запустило карьеру постановщика. «Затерянные» тоже не остались без награды, пусть и более скромной: сюрреалистичный триллер получил приз от президента фестиваля Сергея Урсуляка. Другим триумфальным и одновременно символическим возвращением стал показ «Особенностей национальной больницы»: Александр Рогожкин неоднократно становился победителем смотра — с культовыми «Особенностями национальной охоты» и «Кукушкой», а потому участие новой картины по его сценарию в основном конкурсе казалось ходом очевидным и предрешённым. И «Затерянные», и «Особенности…» собрали настоящий аншлаг в выборгском кинозале, став самыми зрительскими картинами главной программы.

Сюрпризы поджидали зрителей везде. Традиционное предсеансовое знакомство со съёмочной группой однажды тоже превратилось в художественный перформанс: вместо команды дебютного фильма «Ровесник», одного из фаворитов фестиваля, на сцену поднялись исполнители главных ролей, чьему авторству как бы и принадлежит это талантливое мокьюментари. Удивившись тому, что фильм был отобран в игровой конкурс, а не документальный, актёры сошли со сцены и только после показа уступили место настоящей съёмочной группе во главе с режиссёром Фёдором Кудрявцевым.

Игровая программа фестиваля сумела отметиться самыми разными картинами — от зрительских хитов («Особенности национальной больницы», «Затерянные», «Правила Филиппа») до камерных фестивальных драм («Филателия», «Ласточка»), от жанровых и стилистических экспериментов («Ровесник», «Поводок», «Наступит лето») до специфичных опытов региональных киношкол («Легенды вечных снегов», «Моя девочка»).

«Особенности национальной больницы», Wink

Помимо основных показов, вниманию зрителей были представлены и параллельные программы: секции «Осенние премьеры», «Год семьи» и «Выборгский счёт». Последняя подразумевала соревнование между фильмами игрового конкурса и призёрами других региональных фестивалей — победителем «Выборгского счёта» путём зрительского голосования была выбрана комедия по сценарию Александра Рогожкина «Особенности национальной больницы». В разгар основной программы появился и общий рейтинг кинокритиков, по результатам которого жюри также намерено было вручить награду. По вопросу лучшей картины фестиваля кинокритики так и не сумели прийти к единодушию: первые три места с небольшим отрывом разделили между собой нежная северная сказка «Филателия», медитативная казахстанская драма «Ласточка» и резвое монтажное кино-фальсификация «Ровесник». Победа уверенно закрепилась за женской режиссурой: «Филателия» Натальи Назаровой, удостоившаяся самых долгих оваций за всю историю «Окна в Европу», заслуженно взяла главную награду, а «Ласточке» Малики Мухамеджан отошёл специальный приз с формулировкой «за уникальный киноязык и поэтическую визуализацию».

Помимо киносеансов, в рамках «Окна в Европу» были проведены мастер-классы заслуженных кинематографистов, а также лекции, посвящённые школе ленинградского кино. Наиболее интересной встречей деловой программы стал круглый стол с интригующим официальным тайтлом: «Будет ли новое “Начало”. Современный российский кинопроцесс и наследие советского кино 1970–1980-х». В паблик-токе участвовали как практики в лице режиссёров Сергея Урсуляка, Владимира Котта, Владимира Грамматикова и Романа Каримова, так и теоретики: кинокритик Лариса Малюкова, историки кино Наталья Рябчикова и Станислав Дединский.

«Ласточка», «ВГИК-Дебют»

Многим хватило лишь однажды завладеть микрофоном, чтобы успеть озвучить наболевшие промахи современной киноиндустрии. Блестяще выступил Грамматиков («Усатый нянь»), ветеран советского детского фильма, печально продиагностировав уровень работ вроде «Летучего корабля» или «Чебурашки». Малюкова развёрнуто ответила на вопрос о 90-х, призвав разграничивать время и художественное направление: 90-е как эпоха, романтизированная и мифологизированная, давно неактуальны, а вот 90-е как этическое и стилистическое мироощущение кино необходимы. Урсуляк открыл обсуждение пламенным монологом, сказав, что для кино в духе «Начала», «Летят журавли» и многих других советских шедевров необходима смена температурного режима внутри индустрии, а также понимание властями отличий художника от обывателя.

Другие творческие встречи прошли куда менее интересно и информативно. Несмотря на подавляющее преимущество гостей из индустрии, режиссёры, проводившие мастер-класс, старались ориентироваться на широкого зрителя, из-за чего многие любопытные производственные подробности опускались в угоду общим темам. Отличился разве что Алексей Герман, анонсировавший работу над будущей картиной. Ей должен стать фильм, посвящённый ЦОКС (Центральная объединённая киностудия) и съёмкам великого «Ивана Грозного» — шедевра Сергея Эйзенштейна, поставленного в эвакуации в Алма-Ате. Фильм про гениального мыслителя, теоретика, режиссёра и художника — давно зреющая необходимость, посягнуть на которую в силу разных обстоятельств отечественные авторы слишком долго не решались.

«Окно в Европу» подошло к концу, оставив тёплые воспоминания о фестивальном гостеприимстве, многообразии программ, обилии встреч и ярких конкурсантах. Штучные инциденты не смогли омрачить приятной атмосферы, источавшейся на фестивале повсеместно. Как отметил программный директор Андрей Апостолов, «для фестиваля важно, чтобы на него возвращались». На «Окно в Европу» возвращаться хочется всегда и вопреки.

Читайте также
Леопард на ярком солнце. Памяти Алена Делона
Элегия об усталом киногерое.
Выбор из Выборга: три фильма фестиваля, которые гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд
Сусанна Альперина прониклась тремя картинами мероприятия и рассказывает, почему именно....
«Окно в Европу — 2024»: упражнения в жанрах
Стильный нуар с Марком Эйдельштейном, постхоррор и якутские эксперименты.
Кто же ты такой, Альфред Хичкок?
Как он жил, как творил и чего боялся.
«Окно в Европу — 2024»: поэтические дебюты и якутский хоррор
Рассказываем о первых фильмах конкурсной программы.
Также рекомендуем
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на ра...
Рассказываем о первых фильмах конкурсной программы.
О том, как реальность удивляет ярче любой сказки.
Рассказываем об экстравагантном фильме режиссёра Сергея Потапова.
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на ра...
Рассказываем о первых фильмах конкурсной программы.
О том, как реальность удивляет ярче любой сказки.
Рассказываем об экстравагантном фильме режиссёра Сергея Потапова.

Последние новости

00:00