
Объявлена программа 78-го Каннского кинофестиваля. Как всегда, программный директор Тьерри Фремо не устроил особых сюрпризов: среди конкурсных картин есть привычные участники, новички и, возможно, очередной лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм». О том, чего ожидать от фестиваля, рассказывает Татьяна Шорохова.
Программу представляли глава Канн Айрис Ноблох и программный директор Тьерри Фремо. Ноблох, для которой этот фестиваль станет третьим, сказала, что с самого основания в 1939-м Канны работают «с желанием предоставить фильмам и режиссёрам убежище — иногда в буквальном смысле». «Фестиваль остаётся смелым, любопытным и открытым», — заявила она.
Отборочная комиссия получила в этом году рекордные 2909 фильмов из 156 стран. Из них 1127 дебютов. «Как мы говорим на Каннском фестивале, мы запускаем фильмы на Луну, а затем возвращаем их на Землю, чтобы они освещали кинотеатры», — сказала Айрис Ноблох. В прошлом году Канны посетили 39 000 представителей киноиндустрии, на кинорынок приехали 15 000 человек из 140 стран. Что касается вечной проблемы Канн с наличием фильмов, снятых женщинами, то из 19 фильмов конкурса таких всего шесть. При этом Ноблох говорит: «Наконец-то женщин услышали. Фестиваль уделяет этому особое внимание. Они не просят своего места, они его занимают». Что ж, это приятно, но 6 из 19? Как говорится, такое.
Фильм открытия
Впервые за историю Канн фестиваль откроется режиссёрским дебютом. Амели Боннен превратила свою короткометражку Partir un jour (2021) в полный метр, поскольку оригинал пользовался огромным успехом на французских фестивалях. Герой Partir un jour Жюльен только что опубликовал свой первый роман, а его супруга ждёт ребёнка. Родители Жюльена переезжают, и он отправляется в родной город Кальвадос, чтобы им помочь. В супермаркете герой сталкивается с беременной Каролин, подругой детства, которая работает кассиром. В тот же вечер Жюльен и Каролин встречаются, идут в бассейн и по мере действия проговаривают все несказанные слова. В названии фильма — одноимённый сингл бойз-бэнда 2Be3, ставший суперхитом и превративший трио в суперзвёзд французской эстрады.
Короткометражка была похожа на мюзикл Кристофа Оноре «Все песни только о любви» и языком песни проговаривала прекрасно знакомую всем банальность: всё хорошее однажды заканчивается. Однако иногда это происходит не по нашей воле, а из-за стечения обстоятельств. Может быть, фильм Боннен станет открытием (какая игра слов!) фестиваля, а может, повторит судьбу многих картин, что показываются в первый день и забываются уже на второй.
Конкурсная программа
Тут представлены, что называется, «обычные подозреваемые». Йоаким Триер, Уэс Андерсон, братья Дарденн, Келли Райхардт, Джафар Панахи, Клебер Мендоса Фильо, Сергей Лозница. Впервые с 2006 года в конкурс возвращается Ричард Линклейтер. Его «Новая волна» — история про то, как кинокритик Жан-Люк Годар снимал «На последнем дыхании». В роли Жан-Поля Бельмондо дебютант Обри Дюллен, Джин Сиберг играет Зои Дойч («Присяжный номер два»). Чёрно-белый фильм Линклейтера заранее сравнивают с «Молодым Годаром» Хазанавичуса — тот же герой, тот же фестиваль. Сможет ли американский режиссёр уловить все тонкости работы французского гения? Опасная, конечно, тема — американцев в Каннах недолюбливают, — но Тьерри Фремо сказал, что это «очень-очень захватывающее кино». Также добавим, что в 2025-м Линклейтер дважды участвует в крупнейших европейских фестивалях: недавно его «Голубая луна» демонстрировалась в рамках Берлинале.
Разумеется, внимание прессы будет приковано к очередной картине Уэса Андерсона с россыпью звёзд. В главных ролях «Финикийской схемы» — Бенисио Дель Торо и Миа Триплтон, дочь Кейт Уинслет. Обещают шпионскую чёрную комедию, в которой вы также увидите половину Голливуда. Том Хэнкс, Бенедикт Камбербэтч, Майкл Сера, Скарлетт Йоханссон, Джеффри Райт, Риз Ахмед, Билл Мюррей, Шарлотта Генсбур, Уиллем Дефо — короче, типичный Андерсон. Даже не мечтайте попасть на пресс-конференцию, если у вас аккредитация ниже розовой (Канны капитально ранжируют прессу).
Мелодраму «Сентиментальная ценность» со звездой «Худшего человека на свете» Ренатой Реинсве уже купили для российского проката. Новый фильм Йоакима Триера описывается как «интимное и трогательное исследование семьи, воспоминаний и примиряющей силы искусства». Также в ролях: Стеллан Скарсгард, Эль Фаннинг.
Иранский режиссёр Джафар Панахи снова исхитрился снять кино в абсолютной тайне, но на сей раз документальное («Простое происшествие»). Панахи до 2022-го находился под домашним арестом, ему запрещали снимать кино и уезжать из Ирана. В 2023-м он покинул страну, и его местонахождение не разглашается.
Братья Дарденн снова выскажутся по социальным вопросам («Дом молодой матери»). Наверняка на пресс-конференции вспомнят Эмили Декенн, снявшуюся в их «Розетте», — актриса ушла из жизни в марте этого года. Лауреатка Канн за картину «Титан» Жюлия Дюкурно привозит свой фильм «Альфа», в котором жителей Нью-Йорка поражает новый вирус, и девочка, чьё имя легло в название, становится изгоем в школе из-за больного отца. Конечно, в самой болезни и в отношении к ней проглядывает аллюзия на СПИД и 1980-е.
Необычно участие в конкурсе Ари Астера. Астер сделал имя на хоррорах («Реинкарнация», «Солнцестояние»), но его новая картина «Эддингтон» — современный вестерн, чёрная комедия о маленьком городке, чей шериф (Хоакин Феникс) обладает большими амбициями. Также в ролях: Педро Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер. Критикам в Каннах, скорее всего, не понравится — слишком мейнстримное. Хотя, конечно, чудеса бывают.
Келли Райхардт покажет свою криминальную драму «Организатор». Протагонист дерзко крадёт произведения искусства на фоне Вьетнамской войны и вынужден лавировать в стремительно меняющемся с точки зрения социальных и политических процессов мире. Будет медленно, но критики полюбят.
Вне конкурса и другие секции
Том Круз приедет на Лазурный Берег представить восьмой фильм франшизы «Миссия невыполнима», что подарит истосковавшимся по блокбастерам критикам немного энергии. Документалист Рауль Пек («Я вам не негр») в рамках программы «Каннские премьеры» покажет док о Джордже Оруэлле. Там же состоится премьера «Исчезновения Йозефа Менгеле» от режиссёра «Лета» Кирилла Серебренникова. Режиссёр «Восхождения» (про двух велосипедистов) Майкл Анджело Ковино тоже в «Премьерах» с комедией «Сплитсвилл» про мужчину, чья жена потребовала развода, и он бежит за поддержкой к друзьям, что живут в открытом браке. Чувствуется запах «Сандэнса».
В секции Un Certain Regard пройдёт премьера режиссёрского дебюта Скарлетт Йоханссон «Элеонора Великая». Джун Скуиб играет 90-летнюю вдову, чья подруга только что умерла, Героиня отправляется в Нью-Йорк, где заводит новое и неожиданное для себя знакомство. В этой же секции покажут премьеру «Оборванца» Харриса Дикинсона: звезда «Плохой девочки» дебютирует в режиссуре историей о бездомном лондонском бродяге Майке, который, пытаясь изменить жизнь, попадает в цикл саморазрушения. В главной роли Фрэнк Диллейн, в юности игравший Тома Риддла в фильмах о Гарри Поттере.
Программы секций «Двухнедельник режиссёров» и «Неделя критики» ещё не объявлены.
Кто не попал
Спайк Ли написал в соцсетях, что его новый фильм «Рай и ад» (ремейк одноимённого триллера Акиры Куросавы 1963 года) приглашён в Канны, однако в программе он не значится. Возможно, его включат в последний момент, как это часто бывает. Или же Линн Рэмси получит 20-й слот в конкурсе и станет седьмой женщиной в программе. Её фильм «Умри, любовь моя» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном был готов ещё осенью 2024-го, и его отсутствие в Каннах, которые так любят Рэмси, кажется странным.
Не нашлось места для Терренса Малика, лауреата Канн за «Древо жизни», не видно чёрной комедии «Так получилось» Пак Чхан-ука. Джим Джармуш ещё год назад снял «Отца, мать, сестру, брата» с Адамом Драйвером и Кейт Бланшетт — и где фильм?
Канны не покажут новых картин Ласло Немеша, Карима Айнуза, Когонады (в его «Большом смелом прекрасном путешествии» снималась Марго Робби). Не будет Кристен Стюарт с её дебютным полным метром «Хронология воды». Николас Виндинг Рефн, видимо, ещё не закончил свою «Мстительную тишину», ждём его в Венеции, как и новый фильм Бенни Сэфди «Крушащая машина».
Канны и «Оскар»

Когда-то победителя «Оскара» определял кинофестиваль в Торонто, но в последние годы дар предвидения переходит к отборщикам Каннского фестиваля. «Анора» и «Паразиты» — как раз те самые фильмы, что понравились как небольшому жюри, так и огромному числу киноакадемиков. Кто в этом году сможет пробиться с Круазетт в Лос-Анджелес? Кому повезёт взять и «Золотую пальмовую ветвь», и «Оскар»? Давайте поставим на Линклейтера, хотя, конечно, предсказания — занятие для нейросетей. Но из всего конкурса именно «Новая волна» выглядит достаточно синефильским, авторским и одновременно мейнстримным фильмом. Как «Артист», победивший в 2012-м.
78-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 13 по 24 мая.