Все те же и немного женщин: гид по программе Канн-2025

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Эддингтон» Ари Астера и «Альфа» Жюлии Дюкорно, коллаж: КИНОТВ

Объявлена программа 78-го Каннского кинофестиваля. Как всегда, программный директор Тьерри Фремо не устроил особых сюрпризов: среди конкурсных картин есть привычные участники, новички и, возможно, очередной лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм». О том, чего ожидать от фестиваля, рассказывает Татьяна Шорохова.

Программу представляли глава Канн Айрис Ноблох и программный директор Тьерри Фремо. Ноблох, для которой этот фестиваль станет третьим, сказала, что с самого основания в 1939-м Канны работают «с желанием предоставить фильмам и режиссёрам убежище — иногда в буквальном смысле». «Фестиваль остаётся смелым, любопытным и открытым», — заявила она.

Отборочная комиссия получила в этом году рекордные 2909 фильмов из 156 стран. Из них 1127 дебютов. «Как мы говорим на Каннском фестивале, мы запускаем фильмы на Луну, а затем возвращаем их на Землю, чтобы они освещали кинотеатры», — сказала Айрис Ноблох. В прошлом году Канны посетили 39 000 представителей киноиндустрии, на кинорынок приехали 15 000 человек из 140 стран. Что касается вечной проблемы Канн с наличием фильмов, снятых женщинами, то из 19 фильмов конкурса таких всего шесть. При этом Ноблох говорит: «Наконец-то женщин услышали. Фестиваль уделяет этому особое внимание. Они не просят своего места, они его занимают». Что ж, это приятно, но 6 из 19? Как говорится, такое.

Фильм открытия

Partir un jour, кадр: Cannes Film Festival

Впервые за историю Канн фестиваль откроется режиссёрским дебютом. Амели Боннен превратила свою короткометражку Partir un jour (2021) в полный метр, поскольку оригинал пользовался огромным успехом на французских фестивалях. Герой Partir un jour Жюльен только что опубликовал свой первый роман, а его супруга ждёт ребёнка. Родители Жюльена переезжают, и он отправляется в родной город Кальвадос, чтобы им помочь. В супермаркете герой сталкивается с беременной Каролин, подругой детства, которая работает кассиром. В тот же вечер Жюльен и Каролин встречаются, идут в бассейн и по мере действия проговаривают все несказанные слова. В названии фильма — одноимённый сингл бойз-бэнда 2Be3, ставший суперхитом и превративший трио в суперзвёзд французской эстрады.

Короткометражка была похожа на мюзикл Кристофа Оноре «Все песни только о любви» и языком песни проговаривала прекрасно знакомую всем банальность: всё хорошее однажды заканчивается. Однако иногда это происходит не по нашей воле, а из-за стечения обстоятельств. Может быть, фильм Боннен станет открытием (какая игра слов!) фестиваля, а может, повторит судьбу многих картин, что показываются в первый день и забываются уже на второй.

Конкурсная программа

Гильом Марбек в роли Жан-Люка Годара и режиссёр Ричард Линклейтер на съёмках «Новой волны», фото: ARP

Тут представлены, что называется, «обычные подозреваемые». Йоаким Триер, Уэс Андерсон, братья Дарденн, Келли Райхардт, Джафар Панахи, Клебер Мендоса Фильо, Сергей Лозница. Впервые с 2006 года в конкурс возвращается Ричард Линклейтер. Его «Новая волна» — история про то, как кинокритик Жан-Люк Годар снимал «На последнем дыхании». В роли Жан-Поля Бельмондо дебютант Обри Дюллен, Джин Сиберг играет Зои Дойч («Присяжный номер два»). Чёрно-белый фильм Линклейтера заранее сравнивают с «Молодым Годаром» Хазанавичуса — тот же герой, тот же фестиваль. Сможет ли американский режиссёр уловить все тонкости работы французского гения? Опасная, конечно, тема — американцев в Каннах недолюбливают, — но Тьерри Фремо сказал, что это «очень-очень захватывающее кино». Также добавим, что в 2025-м Линклейтер дважды участвует в крупнейших европейских фестивалях: недавно его «Голубая луна» демонстрировалась в рамках Берлинале.

Разумеется, внимание прессы будет приковано к очередной картине Уэса Андерсона с россыпью звёзд. В главных ролях «Финикийской схемы» — Бенисио Дель Торо и Миа Триплтон, дочь Кейт Уинслет. Обещают шпионскую чёрную комедию, в которой вы также увидите половину Голливуда. Том Хэнкс, Бенедикт Камбербэтч, Майкл Сера, Скарлетт Йоханссон, Джеффри Райт, Риз Ахмед, Билл Мюррей, Шарлотта Генсбур, Уиллем Дефо — короче, типичный Андерсон. Даже не мечтайте попасть на пресс-конференцию, если у вас аккредитация ниже розовой (Канны капитально ранжируют прессу).

Бенисио Дель Торо и Миа Триплтон в «Финикийской схеме» Уэса Андесрона, кадр: Focus Features

Мелодраму «Сентиментальная ценность» со звездой «Худшего человека на свете» Ренатой Реинсве уже купили для российского проката. Новый фильм Йоакима Триера описывается как «интимное и трогательное исследование семьи, воспоминаний и примиряющей силы искусства». Также в ролях: Стеллан Скарсгард, Эль Фаннинг.

Иранский режиссёр Джафар Панахи снова исхитрился снять кино в абсолютной тайне, но на сей раз документальное («Простое происшествие»). Панахи до 2022-го находился под домашним арестом, ему запрещали снимать кино и уезжать из Ирана. В 2023-м он покинул страну, и его местонахождение не разглашается.

Братья Дарденн снова выскажутся по социальным вопросам («Дом молодой матери»). Наверняка на пресс-конференции вспомнят Эмили Декенн, снявшуюся в их «Розетте», — актриса ушла из жизни в марте этого года. Лауреатка Канн за картину «Титан» Жюлия Дюкурно привозит свой фильм «Альфа», в котором жителей Нью-Йорка поражает новый вирус, и девочка, чьё имя легло в название, становится изгоем в школе из-за больного отца. Конечно, в самой болезни и в отношении к ней проглядывает аллюзия на СПИД и 1980-е.

Вагнер Моура в фильме «Тайный агент», постер: Cannes Film Festival
Гольшифте Фарахани в «Альфе», кадр: Cannes Film Festival
Ренате Реинсве и Инга Ибсдоттер Лиллеос в «Сентиментальной ценности», кадр: Cannes Film Festival

Необычно участие в конкурсе Ари Астера. Астер сделал имя на хоррорах («Реинкарнация», «Солнцестояние»), но его новая картина «Эддингтон» — современный вестерн, чёрная комедия о маленьком городке, чей шериф (Хоакин Феникс) обладает большими амбициями. Также в ролях: Педро Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер. Критикам в Каннах, скорее всего, не понравится — слишком мейнстримное. Хотя, конечно, чудеса бывают.

Келли Райхардт покажет свою криминальную драму «Организатор». Протагонист дерзко крадёт произведения искусства на фоне Вьетнамской войны и вынужден лавировать в стремительно меняющемся с точки зрения социальных и политических процессов мире. Будет медленно, но критики полюбят.

Хоакин Феникс и Педро Паскаль в «Эддингтоне», кадр: Cannes Film Festival

Вне конкурса и другие секции

Аугуст Диль на первом постере «Исчезновения Йозефа Менгеле» Кирилла Серебренникова: Cannes Film Festival

Том Круз приедет на Лазурный Берег представить восьмой фильм франшизы «Миссия невыполнима», что подарит истосковавшимся по блокбастерам критикам немного энергии. Документалист Рауль Пек («Я вам не негр») в рамках программы «Каннские премьеры» покажет док о Джордже Оруэлле. Там же состоится премьера «Исчезновения Йозефа Менгеле» от режиссёра «Лета» Кирилла Серебренникова. Режиссёр «Восхождения» (про двух велосипедистов) Майкл Анджело Ковино тоже в «Премьерах» с комедией «Сплитсвилл» про мужчину, чья жена потребовала развода, и он бежит за поддержкой к друзьям, что живут в открытом браке. Чувствуется запах «Сандэнса».

В секции Un Certain Regard пройдёт премьера режиссёрского дебюта Скарлетт Йоханссон «Элеонора Великая». Джун Скуиб играет 90-летнюю вдову, чья подруга только что умерла, Героиня отправляется в Нью-Йорк, где заводит новое и неожиданное для себя знакомство. В этой же секции покажут премьеру «Оборванца» Харриса Дикинсона: звезда «Плохой девочки» дебютирует в режиссуре историей о бездомном лондонском бродяге Майке, который, пытаясь изменить жизнь, попадает в цикл саморазрушения. В главной роли Фрэнк Диллейн, в юности игравший Тома Риддла в фильмах о Гарри Поттере.

Программы секций «Двухнедельник режиссёров» и «Неделя критики» ещё не объявлены.

Кто не попал

Дензел Вашингтон в ремейке «Рая и ада» от Спайка Ли, кадр: Cannes Film Festival

Спайк Ли написал в соцсетях, что его новый фильм «Рай и ад» (ремейк одноимённого триллера Акиры Куросавы 1963 года) приглашён в Канны, однако в программе он не значится. Возможно, его включат в последний момент, как это часто бывает. Или же Линн Рэмси получит 20-й слот в конкурсе и станет седьмой женщиной в программе. Её фильм «Умри, любовь моя» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном был готов ещё осенью 2024-го, и его отсутствие в Каннах, которые так любят Рэмси, кажется странным.

Не нашлось места для Терренса Малика, лауреата Канн за «Древо жизни», не видно чёрной комедии «Так получилось» Пак Чхан-ука. Джим Джармуш ещё год назад снял «Отца, мать, сестру, брата» с Адамом Драйвером и Кейт Бланшетт — и где фильм?

Канны не покажут новых картин Ласло Немеша, Карима Айнуза, Когонады (в его «Большом смелом прекрасном путешествии» снималась Марго Робби). Не будет Кристен Стюарт с её дебютным полным метром «Хронология воды». Николас Виндинг Рефн, видимо, ещё не закончил свою «Мстительную тишину», ждём его в Венеции, как и новый фильм Бенни Сэфди «Крушащая машина».

Канны и «Оскар»

«Анора» — фильм-победитель прошлых Канн, выигравший и на «Оскаре», кадр: Neon

Когда-то победителя «Оскара» определял кинофестиваль в Торонто, но в последние годы дар предвидения переходит к отборщикам Каннского фестиваля. «Анора» и «Паразиты» — как раз те самые фильмы, что понравились как небольшому жюри, так и огромному числу киноакадемиков. Кто в этом году сможет пробиться с Круазетт в Лос-Анджелес? Кому повезёт взять и «Золотую пальмовую ветвь», и «Оскар»? Давайте поставим на Линклейтера, хотя, конечно, предсказания — занятие для нейросетей. Но из всего конкурса именно «Новая волна» выглядит достаточно синефильским, авторским и одновременно мейнстримным фильмом. Как «Артист», победивший в 2012-м.

78-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 13 по 24 мая.