Как с нынешним Человеком-пауком могут пересечься два предыдущих, разбирается Сергей Сергиенко.
Немного теории
Впервые концепт Мультивселенной появился в комиксах Marvel в 1971 году: знаменитая серия про Мстителей, состав которых прилично отличался от известного по фильмам (например, кроме Чёрной Вдовы, Тора, Капитана Америки и Вижна в команду входили Чёрный Рыцарь, Чёрная Пантера и Ртуть), столкнулись с Верховным Эскадроном — командой супергероев с другой Земли. Так сценарист Рой Томас впервые ввёл один из важнейших концептов для всей комикс-вселенной Marvel — множественные параллельные миры, похожие на привычный для героев, но отличающиеся в деталях.
В большинстве своём миры Мультивселенной отличаются друг от друга не так уж сильно: новая Земля нередко появляется благодаря тому, что какой-либо важный герой принимает ключевое решение, из-за которого преломляется реальность. Грубо говоря, многие миры являются альтернативной временной ветвью. Это особенно хорошо видно на примере комикс-линейки и одноимённого анимационного сериала «Что, если…?», где как раз и показаны миры, в которых определённые решения или герои отличаются от привычных. В мультфильме, например, в одной из серий представлена реальность, где Стив Роджерс так и не стал Первым Мстителем, а в другой — мир, в котором вместо Питера Квилла Опустошители похитили Т’Чаллу, который и стал Звёздным Лордом.
Вначале была сноска
В комиксах мультивселенная появилась из оригинальной вселенной благодаря Целестиалам — могучим существам, контролирующим эволюционные процессы. Создал их «король комиксов» Джек Кирби — один из ключевых талантов Бронзового века комиксов. Наряду со Стэном Ли он отвечал за создание большинства знакомых сегодня супергероев Marvel (среди прочих — Халка, Тора, Железного человека, Людей Икс, Магнето, Эго, Чёрной пантеры, Человека-муравья и множества других — нет, серьёзно, созданных им героев ОЧЕНЬ много!), но со временем перешёл к более масштабным историям. Именно так и появились демиурги Целестиалы, решающие судьбы миров и вселенных.
В киновселенной Целестиалы пока не успели развернуться в полную силу: их успели представить в «Стражах галактики» и более полноценно ввели в «Вечных», однако зрители пока вряд ли представляют истинный масштаб способностей бессмертных и невероятно могучих существ. Однако их более конкретное описание в «Вечных» в сумме с тем, что уже известно о «Человеке-пауке: Нет пути домой», даёт более-менее чёткое понимание того, что можно ждать от Четвёртой фазы MCU. Для не знакомых с комиксами спойлер: «Мстители: Финал», скорее всего, покажутся игрой в песочнице.
Мировая математика
В рамках Мультивселенной понять, о каком из измерений идёт речь, чаще всего можно по номеру Земли. Например, «основная» вселенная комиксов относится к Земле-616, «Люди Икс» от бывшей студии Fox принадлежат к Земле-10005, а MCU происходит в мире Земли-199999. Если интересно, «наша» Земля в этой нумерации проходит под номером 1218. Некоторые из героев, к слову, о Земле-1218 прекрасно знают и могут обращаться напрямую к зрителям или читателям — вспомните того же Дэдпула. Так что да, любой, читающий эти строки, технически является героем комикса. Такой вот удивительный парадокс.
Однако вернёмся к Мультивселенной. Вернее даже, «спустимся» на один уровень ниже, ко Вселенным, и затронем такую важную вещь, как хронология. Несмотря на то, что те же Целестиалы существуют во множестве различных вселенных одновременно, Целестиалы из киновселенной относятся именно к Земле-199999. То же самое касается и, например, Дормамму, злодея из «Доктора Стрэнджа»: по логике он пришёл из другого измерения, но всё равно является персонажем Земли-199999.
То есть да, как ни странно, но Человек-паук с Земли-96283, которого сыграл Тоби Магуайр, и Человек-паук с земли 120703, чья роль досталась Эндрю Гарфилду, будут технически относиться к всё той же Земле-199999.
Сложные материи
Но продолжим разговор о странных мирах Marvel. Те редкие счастливчики, что видели анимационные сериалы Marvel вроде «Халк и агенты У.Д.А.Р.» или «Мстители: Величайшие герои Земли», могут вспомнить упоминания Негативной зоны. Она среди прочих относится к так называемым карманным вселенным: они существуют не сами по себе, как «номерные» Земли, а входят в состав какой-нибудь вселенной с собственным номером. То есть, например, у «комиксной» Земли-616 есть своя Негативная зона.
А если подняться на уровень выше и попробовать заглянуть за пределы Мультивселенной, можно вспомнить Мегавселенную — объединение миров уже не столь близких, как миры Мультивселенной. Как упоминалось выше, большинство «Земель» Мультивселенной отличаются друг от друга не так уж сильно: немного другой порядок событий или другие решения — и новая Вселенная, по сути, готова. Миры Мегавселенной же разнятся куда сильнее: в качестве примера можно вспомнить, например, Землю-88194. Она известна как Шэдоулайн — мир, населённый существами, похожими на людей, но прошедшими совершенно другой эволюционный путь. Вернее, существа эти, прозванные «обитателями теней», существовали вместе с людьми, но очень сильно от них отличались. Важной особенностью «обитателей теней» является их жизненный цикл: они развиваются до зрелой особи, после чего перестают стареть и становятся по сути бессмертными ровно до тех пор, пока не заводят потомство. После этого представители вида, подобно людям, естественным путём стареют и умирают. Это позволяет сохранять численность «обитателей теней» в мире. Шэдоулайн появился в начале 1990-х как попытка Marvel начать выпускать более серьёзные и мрачные истории.
Наконец, ещё «выше» Мегавселенной (кстати, Marvel предпочитает не использовать термин из-за трудностей с авторскими правами) существует Омнивселенная — объединение любых существующих вселенных, мультивселенных, мегаверсов, измерений и реальностей. Она выходит за пределы вселенных, созданных Marvel, и включает в том числе миры других комиксов вроде DC или «Приключений Тинтина», фильмов, игр, книг и так далее. Здесь можно подставить буквально что угодно: в одном из миров Омнивселенной действительно случились события «Звездных войн», а в другом мир пережил всё рассказанное в «Наруто». Концепция Омнивселенной была представлена Алексом Россом и Дугом Брейтуэйтом во «Вселенной Икс» 2000 года. К счастью, киновселенная Marvel пока, судя по всему, планирует всё же ограничиться Мультивселенной и наконец объединить несколько разрозненных супергеройских линий.
…давайте здесь немного вернёмся назад и поговорим о том, зачем вообще это нужно.
Авторские права и другие трудности
Ещё в конце 1960-х Стэн Ли задумался о том, чтобы перенести своих «детей» на большой экран. Первым повезло Человеку-пауку, который в 1967 дебютировал на малых экранах в собственном анимационном сериале. Десять лет спустя всё тот же дружелюбный сосед штурмовал кинотеатры в первом фильме, но на этом всё и заглохло. Отдельные фильмы вроде печально известного «Говарда-утки» проваливались в прокате, а задуманный ещё в 1980-х «Доктор Стрэндж» так и остался проектом.
Стэн Ли был уверен, что для хорошей экранизации нужен контроль со стороны Marvel, но ухудшение финансового положения привело к тому, что права на фильмы с участием тех или иных героев расходились по разным студиям. В какой-то момент «собрать их всех» казалось практически нереальным: Человек-паук был у Sony, Блэйд — у New Line Cinema, Lionsgate пыталась реализовать права на Карателя и Лешего (помните вообще о таком?), а 20th Century Fox успешно развивала «Людей Икс» и с бóльшими трудностями бралась за приключения Сорвиголовы и Фантастической четвёрки.
Всё изменилось, когда Marvel наконец смогла взять всё в свои руки: современная киновселенная началась в 2008 году с выходом «Железного человека», снятого под контролем студии. А ещё год спустя реализовать мечту Стэна Ли помог самый богатый мышонок в истории: Marvel была выкуплена Disney.
С годами права на героев начали перекочёвывать к Marvel: при финансовом содействии материнской компании возвращать тех или иных персонажей домой стало задачей куда менее сложной. Проблемным оставался только Человек-паук: Sony, которая владеет правами на героя и сегодня, никак не хотела расставаться со столь ценным активом. Трилогия Сэма Рэйми и дилогия Марка Уэбба, несмотря на все трудности, приносили хороший доход. И всё же Паучок добрался до MCU в 2016-м — думаю, многие с лёгкостью вспомнят ту самую сцену в «Первом мстителе: Противостоянии».
Дело в том, что Sony и Disney заключили партнёрское соглашение, которое и позволило Пауку «погостить» в другой киновселенной. И если поначалу казалось, что перемирие временное (в 2019-м, напомню, шёл разговор о разрыве взаимовыгодных отношений), то сейчас будущее как никогда ярко: сцена после титров в «Веноме 2» намекает на приход Тома Харди в основную киновселенную Marvel, да и в трейлерах «Морбиуса» намёков раскидано в достатке.
Множественные Пауки
Остаётся последний вопрос: а почему именно Человек-паук? Как ни странно, и здесь у Marvel есть вполне конкретный ответ. Этот герой уже не один раз встречался со своими «двойниками», другими версиями и так далее.
В 1994 году начал выходить анимационный сериал «Человек-паук» от Fox Kids. Он завершился четыре года спустя на высокой ноте: «Войны пауков», двухсерийный сюжет, рассказывал, как несколько Людей-пауков из разных миров сражались со злом в различных вселенных. Концепт в свою очередь основывался на комиксах, где Питер Паркер встречал собственного клона, с которым бился бок о бок. Сериал пошёл дальше и представил не двух, а семерых Пауков (если считать и Мадам Паутину). Одним из них, кстати, был простой актёр, исполняющий роль Человека-паука во вселенной, похожей на нашу.
Как ни странно, но идея «дозревала» вплоть до 2014-го, когда Дэн Слотт взялся за «Паучьи миры» — гигантский кроссовер, в котором суперзлодей-вампир Морлун и его семья начали охоту за Людьми-пауками по всей мультивселенной. Выжившие начали объединяться, чтобы противостоять общему врагу. Здесь идея Паучков из различных миров обрела свой финальный вид: множество похожих героев со своими уникальными особенностями (как вам, например, Человек-паук викторианской эпохи или Панк-паук? А может, больше по нраву Бен Паркер, который пережил гибель Питера и тёти Мэй, что и сделало его Пауком?) вместе сражаются против общего врага.
В 2018-м вышел «Паукогеддон» — комикс-сиквел «Паучьих миров». Его, правда, приняли куда прохладнее. Обе комикс-линейки при этом использовали по большей части уже существующих героев, созданных для мини-серий, ответвлений или в рамках «Что, если…?» — то есть делали примерно то же, что, по сути, пытается провернуть «Человек-паук: Нет пути домой».
Похожий концепт использован и в оскароносном «Человеке-пауке: Через вселенные» — анимационном фильме всё того же 2018 года от студии Sony. В нём Паучков поменьше: кроме повзрослевшего Паркера из другой вселенной, можно увидеть Гвен Стейси, нуарного Паука (в оригинале озвученного Николасом Кейджем), Свин-Паука и Майлза Моралеса, в чьём мире и происходят основные события.
…А что дальше?
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов, главный из которых — «да, Магуайр, Гарфилд и Холланд легко могут сыграть трёх Пауков в одном фильме». Всё же ради этого статья и задумывалась изначально. Но не менее интересно и то, что подобный поворот открывает ящик Пандоры, наконец-то полноценно вводя Мультивселенную в MCU и открывая для сценаристов почти безграничные возможности.
Напомню: в 2016-м эпичной казалась битва героев в «Первом мстителе: Противостоянии». Сегодня она смотрится смешно на фоне «Мстителей: Финала». И кто знает: возможно, через какие-то три-пять лет уже «Финал» будет выглядеть не так впечатляюще на фоне полноценного Marvel космического уровня.
А казалось бы: какой-то укус маленького радиоактивного паука, да?