«Человек-паук: Вдали от дома»: блокбастер против ромкома

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате «Человек-паук: Вдали от дома», второй фильм обновлённой франшизы, завершающий к тому же сюжетную арку «Саги бесконечности». Анастасия Сенченко рассказывает о том, почему это чуть ли не самый сентиментальный комикс от Marvel.

Осторожно: текст содержит спойлеры!

Главная сверхспособность Питера Паркера — усмирять амбиции студии Marvel. Первый сольник Паука обошёлся без богов и инопланетных захватчиков. Он как мог справлялся с ролью доброго соседа не только для жителей Квинса в фильме, но и для зрителей. Том Холланд играл подростка, а не героя, и тем самым сократил дистанцию между супергеройской вселенной и зрителем до минимума. Даже несмотря на участие Тони Старка подростковый фильм побеждал комикс и таким образом оживлял жанр.


Первую часть «Возвращение домой» Джон Уоттс начинал с заснятого на телефон эпизода «Противостояния» — субъективного взгляда подростка на Мстителей. Новую историю «Возвращение домой» он также начинает глазами школьников — с клипа, смонтированного ими в память о Мстителях под Уитни Хьюстон. Будто мир после большой войны не изменился и нас ждёт приятный летний эпизод без потрясений и значимых для развития вселенной событий. Но на самом деле новый Человек-паук отчётливо задаёт вектор дальнейшего развития на второе десятилетие Marvel.

Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.

Еще в 2016-м, вернув Паука в родную вселенную, создатели подвергли его большой опасности — взрослению. До воссоединения оставаться подростком герою помогала только смена экранных воплощений, из-за чего история каждый раз начиналась заново. Студия Marvel, создавая свою многосерийную эпопею, сделала ставку не на условное, а на вполне реальное время зрителей. История, пусть и с флешбеками, развивалась поступательно и была привязана к реальному календарю. В «Войне бесконечности» Железный человек заявляет, что прошло 6 лет, после событий в Нью-Йорке — так и есть, с выхода первых «Мстителей» к тому моменту прошло именно 6 лет. И Танос тут, конечно, спутал карты: «Финал» перебросил нас на четыре года вперёд. И только Пауку такие фокусы со временем пошли на пользу — наконец-то он получил сюжетно обоснованную возможность не взрослеть. После Щелчка все воскресшие вернулись в том же возрасте, в то время как остальной мир стал на 5 лет старше.

В новом фильме, в отличие от первой части, Питер Паркер совсем не стремится спасать мир. Вокруг ещё свежи воспоминания об истреблении и финальном воскрешении. Тони Старк умер, чтобы жить вечно и приглядывать за спасённым миром с каждого билборда и граффити. Класс Питера едет на каникулы в Европу. В голове у него одноклассница ЭмДжей (Зендея), романтические мечты о Венеции и Эйфелевой башне, первых признаниях и поцелуях. И когда тётя Мей (Мариса Томей) проверяет «паучье чутьё» племянника, бросая в него банан, Паркер тест намеренно проваливает. И мне, как утомленному не меньше Человека-паука зрителю, легко его понять. Кинотеатры, кажется, только вчера сменили афиши. Но дальновидная Мей всё же незаметно добавит костюм к багажу. Её настойчивое желание, чтобы племянник лишний раз рискнул жизнью, даже озадачивает.

Европейское турне Паука ожидаемо не обойдется без глобальных разрушений. В Европе одна за другой восстают стихии. В Венеции, что симптоматично, вода обретает форму монстра и крушит всё вокруг. Что-то неумолимо начинает перетягивать историю из романтической комедии в блокбастер. Паркер упирается и до последнего не хочет принимать участие в спасении мира — ещё бы, вы попробуйте показать подростку то, что ему не нравится. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) в какой-то момент даже воскликнет: «Да ладно! Ты же в космосе был!», дивясь на паучью несознательность.

Правда, Фьюри вербует всегда готового к подвигу Мистерио (Джейк Джилленхол), но поклонники наверняка знают, что новый герой не так-то прост. Герой Джилленхола — мастер зрелищных постановок, одержимый идеей сделать представление частью реальности в расчёте, что никто не заметит подлога. В прошлом он — Квентин Бек, учёный, чей проект дополненной реальности Старк закрыл как неперспективный. И теперь уже в качестве Мистерио он становится режиссёром собственной картины, способной кому угодно испортить каникулы. В итоге между блокбастером и романтической комедией разворачивается нешуточная борьба. А Паук отважно спасает зрителя от спецэффектов. И сложно быть в этом не на его стороне.

Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.

Сама идея такого метакомментария, борьбы с традицией после окончания главной войны, впечатляет. Создатели в форме приятного и лёгкого летнего экшена демонстрируют полное осознание, что прошлое не повторить. Истории больше нельзя рассказывать так, как это делали режиссёры в предыдущих фазах. Пантеон героев сложился, и никому уже не прославиться, спасая Заковию или Нью-Йорк. Мистерио этого не понимает и терпит поражение, потому что не способен создать зрелище не по готовому лекалу. Те иллюзии, которые он может нам показать, мы уже где-то видели. И главная его ошибка — в утверждении, что человечество готово поверить в любую ерунду. Нет, зрители уже более избирательны. Пришло время школьных видео с ютуба и сториз, с которых и начинаются фильмы о Пауке. Неудивительно, что именно сториз и помогает Питеру Паркеру оказаться в нужном месте в решающий момент.

Смотрите ролик проекта «Эволюция киногероев о Человеке-пауке:

Но, как ни печально, кажется, для супергероя-школьника настало то самое лето, в которое нужно прощаться с детством. В наследство от Старка он получает очки и неограниченный доступ к информации и боевым дронам. Возникающие голографические образы и подсказки — всё та же искажённая технологиями реальность, нужно только определиться, на чьей ты стороне. В целом же «Человек-паук: Вдали от дома» — история постепенного взросления вечного подростка, которое даже Танос не сможет остановить. Недаром в новом фильме так много перекличек с «Железным человеком 3». В той истории Тони Старк тоже сражался с шоуменом и был вынужден выбирать между возлюбленной и долгом. Сначала Паркер примеряет очки Старка, потом уже в его самолете, с его помощником создаёт себе новый костюм. Так в Питере чем ближе к финалу, тем отчётливее начинает проявляться наследник всем знакомого героя, наблюдающего за вселенной с разукрашенных стен и видеоклипов школьников.

Читайте также
«Паразиты» Пон Чжун Хо: победитель Каннского кинофестиваля в прокате
В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов этого года. Зинаида Пронченко с подро...
Новые сериалы. «Самый громкий голос»: Рассел Кроу в роли создателя Fox News
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый одиозному создателю телеканала Fox Ne...
Фильм «Тридцать»: ещё одна весёлая вечеринка окончилась погасшим в глазах огнём
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, самом малобюджетном фестивальном хите год...
Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны
В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (...
«Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
Заложники по любви: «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильме «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро...
Также рекомендуем
Второй план, доросший до первого эшелона.
Cольник про любимую колдунью Marvel.
Найди все элементы из популярного кинокомикса!
Второй план, доросший до первого эшелона.
Cольник про любимую колдунью Marvel.
Найди все элементы из популярного кинокомикса!

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00