Мария Кордюкова рассказывает о «народном ужасе» на экране и в душах человеческих. Из чего сделаны и чем пугают фолк-хорроры — читайте в материале.
При упоминании слова «фолк-хоррор» на ум сразу приходят образы из мифов и легенд народов мира, русалки или те же Салемские ведьмы. В литературе этот поджанр довольно давно и часто используется: например, рассказы известного писателя Г. Ф. Лавкрафта зачастую изобилуют мотивами из легенд о мореплавателях или шумерских мифов. Да чего далеко ходить: все мы читали мистическую повесть Николая Гоголя «Вий», основанную на славянских сказаниях. Однако в кинематографе этот поджанр также давно исследуется и пестрит различными историями, в центре которых зачастую столкновение между язычеством и христианством, а фоном этого конфликта становятся жуткие и пугающие пейзажи.
Ключевая идея, лежащая в основе «народного ужаса», заключается в том, что старые обычаи полностью не исчезли. Несмотря на то что христианство и современность загнали их в подполье, где-то ещё остаются — в укромных местах в полях и лесах, в уединённых деревнях — приметы архаичных отношений между человеком и силами природы. В 1960-х годах идея возвращения архаики приветствовалась как часть масштабного отказа от ценностей технократической современности, а сегодня же возрождение романтизированного язычества и оккультных верований стало неотъемлемой частью массового молодёжного бунта против индустриализированной современности.
Принято считать, что фолк-хоррор зародился в 70-х годах в Британии. Впервые термин встречается в 1970 году в журнале Kine Weekly в статье под названием Folk Horror Study From Helmdale and Chilton. Основоположником поджанра является так называемая Нечестивая трилогия — три фильма, снятые в период с 1968 по 1973 год: «Великий инквизитор» Майкла Ривза, за которым в 1971 году последовала «Кровь на когтях сатаны» Пирса Хэггарда, эта картина, в свою очередь, породила «Плетёного человека» Робина Харди. В 2010 году эти примеры выделил актёр и режиссёр Марк Гэтисс в документальном мини-сериале «История ужасов с Марком Гэтиссом», тогда же термин «фолк-хоррор» обрёл популярность Позже поджанр привлёк внимание многих американских и европейских инди-режиссёров, которые начали заново открывать и исследовать его, исходя их мифов и легенд своих стран.
5 фильмов для исследования фолк-хоррора
1. Woodlands Dark and Days Bewitched: A History of Folk Horror, реж. Кир-Ла Жанисс, 2021
Трёхчасовой документальный фильм даст вам все ответы на вопросы об этом жанре: режиссёр взяла интервью у более чем 50 человек, в том числе у историков кино, писателей, сценаристов, учёных, актёров и режиссёров. Совместно они создали историю народного ужаса, размышляя о том, как он говорит о наших самых глубоких страхах и развивается в разных культурных традициях. Режиссёр проводит линии от языческих историй Англии до появления «индейских захоронений», фильмов о ведьмах, зомби, реднеках, демонах, культах и многом другом. Здесь обсуждается более 200 картин и телешоу, некоторые — вскользь, другие — подробно. Также показываются различия между английским хоррором и американским, а ещё рассказывается о фолк-хоррорах в других странах — и у каждой из них свои страхи. В Польше — холокост, в Японии — демоны, в Австралии — бабадук, в России — сказки.
2. «Поле в Англии» (A Field in England), реж. Бен Уитли, 2013
В книге Folk Horror: Hours Dreadful and Things Strange писатель и режиссёр Адам Сковелл определил несколько фундаментальных черт фолк-хоррора: изоляция, ландшафт и мораль. И «Поле в Англии» это наглядно иллюстрирует. Действие фильма Уитли разворачивается во время гражданской войны в Англии и рассказывает историю трёх мужчин, бежавших с войны и попавших под чары алхимика. Элементы чёрной магии, оккультные образы и столкновение религий широко представлены на протяжении всего фильма. Действие происходит в поле (отсюда и название), где герои экспериментируют с волшебными грибами, что, в свою очередь, превращает всё действо в жутковатое зрелище.
3. «Ведьма» (The Witch), реж. Роберт Эггерс, 2015
Влияние поджанра распространилось и на Америку, о чём свидетельствует режиссёрский дебют Роберта Эггерса «Ведьма». Хотя фильм американского производства и действие происходит в Новом Свете, атмосфера в конечном счёте — как в британском народном хорроре. В фильме рассказывается история пуританской семьи, которая была отлучена от церкви в небольшом поселении в Новой Англии в XVII веке. Поселившись недалеко от большого леса, семья начинает испытывать сверхъестественные проблемы. Затем становится ясно, что что-то злое наблюдает за ними из леса, и начинается испытание для их веры. Фильм Эггерса «Ведьма» был встречен критиками с похвалой и оказал влияние на весь жанр ужасов в целом.
4. «Кэндимен» (Candyman), реж. Бернард Роуз, 1992
Один из лучших представителей фолк-хорроров, где легенда соединяется с современностью. Фильм рассказывает историю двух девушек, которые, исследуя городские легенды, натыкаются на квартал Кабрини-Грин, где произошло убийство, которое приписывают Кэндимену — маньяку, появляющемуся, если произнести его имя перед зеркалом пять раз. Снятый в 2020 году ремейк — приятный кивок в сторону оригинала, который порадует фанатов своей концовкой. В целом, этот фильм внёс вклад не только в развитие фолк-хорроров, но и в исследование проблем расовой дискриминации и рабства.
5. «Род мужской» (Men), реж. Алекс Гарленд, 2022
Фильм, который смело можно отнести к этому поджанру, также следует проверенными тропами, но вплетает в историю другие поджанры, а именно боди- и пост-хоррор. Работа Гарленда рассказывает историю девушки, которая после травматичного опыта решает уехать отдохнуть в английскую глушь. Но от себя не убежишь, а все мужчины, которых она там встретит, будут на одно лицо. Кроме того, Гарленд использует множество отсылок к Библии, мифологии и английским легендам, например, сельская местность в фильме — не только для красивой картинки, она — пример патриархального государства, где можно наглядно увидеть, как живётся женщинам в таком обществе.