
Фестиваль сериалов «Пилот», на днях завершившийся победой нежной драмы «Дыши» постановщицы Анны Кузнецовой, оставил зрителей не только с чувством солидарности с жюри за поддержку талантливого проекта, но и перед серьёзным выбором: сериалов, заинтриговавших или как минимум оставивших приятные впечатления, в этом году набралось больше, чем прежде, а значит, прогноз того, как в дальнейшем покажет себя каждый из проектов, более чем актуален.
Важно помнить, что задача любого пилота — заинтриговать зрителя на просмотр продолжения. Следуя этому правилу, Валерия Косенко составила свой топ игровых сериалов конкурса, распределив проекты не по мере качества пилотной серии, а по принципу того, какой сериал нам точно захочется смотреть дальше (заодно объясняем, почему иногда это две разные вещи).
6-е место: «Попадос», реж. А. Собичевский

В ролях: Макар Хлебников, Антон Шокалюк, Шарифбек Закиров, Елизавета Ищенко, Тимофей Трибунцев
Где смотреть: неизвестно
Трое друзей, бесперебойно вляпывающихся в незаконные авантюры, решили заработать лёгких денег и продать на металл старый строительный кран, сваленный перед этим с помощью газовой резки. Такой план-капкан внушил бы сомнения кому угодно, но настоящим парням с района, бросающимся на риск от скуки и желания расширить границы допустимого, обещал как минимум экстремальный опыт. Ожидания оправдались, пусть и не совсем так, как хотелось: в процессе резки на место внезапно заезжают машины, одна из которых принадлежит местному бандиту. Тот на глазах у перепуганных пацанов, прячущихся за ненадёжным укрытием, жестоко убивает возразившего ему дальнобойщика, не подозревая, что через пару секунд на крышу его машины свалится огромная металлическая конструкция. Воспользовавшись замешательством, друзья вихрем сматываются с места преступления на угнанной «бэхе», не представляя, во что только что вляпались.
«Попадос» изначально был одним из самых ожидаемых проектов фестиваля, зазывая к себе на сеанс сразу двумя громкими именами: одно — Макар Хлебников, другое — Тимофей Трибунцев. Оба, по опыту последних лет, — железные гаранты качества или как минимум оригинальности проекта. Однако просмотр пилота вызвал скорее разочарование, чем удовлетворение: Макар предстаёт в привычном для себя образе умного, но потерянного юноши, вдобавок страдающего от любви к однокласснице; Трибунцев, способный украсить кадр одним своим видом, появляется на одну-две сцены и выглядит невзрачно. Сценарий провисает, не удерживая внимание зрителя, и цепь событий периодически рассыпается на отдельные звенья. При всех неудачах сериалу удаётся посеять в сердце еле тлеющее желание дать шанс второй серии, но если дальше будет так же или хуже, участь проекта незавидная.
5-е место: «Олдскул», реж. А. Жигалкин, Е. Шелякин

Приз «Лучший пилот» по мнению зрителей
В ролях: Мария Аронова, Ефим Шифрин, Роман Маякин
Где смотреть: Start, Premier, ТНТ
«Олдскул» — чуть ли не единственная комедия в конкурсе, собравшая максимальное количество восторженных откликов, как от представителей индустрии, так и от прессы. Главная причина колоссального зрительского успеха — неподражаемая Мария Аронова, настоящая королева комедии, порой одним своим появлением вводящая в состояние гомерического смеха. Сериал снят в формате мокьюментари и не скрывает подражания культовому «Офису», где можно используя характерные комичные зумы на лица. «Олдскул» — такой же ситком, строящийся на поколенческом конфликте между строгой учительницей советской закалки и зумерами, общающимися на языке рэп-баттлов.
Помимо блестящей Ароновой, «Олдскул» обладает и другим редким достоинством — хорошим чувством юмора. Не изобилующим шутками ниже пояса, чем грешат многие проекты ТНТ или Premier, а действительно качественным и рабочим. К остальным достоинствам сериала — интересно раскадрованные сцены, небанальные гэги, ощущение крепкой сценарной работы, что сильно выделяется на фоне халтурного конвейера.
Остаётся только один вопрос: почему столь успешный проект плетётся где-то позади, уступая место сериалам, оказавшим сильно меньшее впечатление на зрителей. Ответ кроется в специфике жанра и имеющемся индустриальном опыте: «Олдскул» показал отличный старт, однако для того, чтобы держать внимание зрителя на протяжении восьми-десяти серий, нужно нечто большее, чем удачные остроты. Как минимум сериалу не хватает ярких типажей и разнообразия конфликтов: спектакль одной роли не предполагает равноправных противостояний в кадре, однако, помимо Ароновой, в «Олдскуле» нет ни одного хоть сколько-нибудь обаятельного персонажа, за которым хочется следить. Отличный пример яркого пилота, продолжение которого, скорее всего, забуксует, даже не дойдя до экватора.
4-е место: «Нормальный», реж. В. Иконников

Приз за лучшую режиссуру
В ролях: Андрей Максимов, Григорий Верник, Елена Николаева, Игорь Хрипунов, Николай Шрайбер, Елена Подкаминская
Где смотреть: неизвестно
Весёлый парень Лёха, решив неудачно подшутить над охранником заброшки, куда он периодически забирается ради рисунков, на время ошибочно оказывается заперт в стенах психбольницы под наблюдением врачей и разных нестабильных личностей. Смирившись с судьбой, Лёха неожиданно сближается с Костей — парнем со странностями и чистым сердцем. Когда оба по разным причинам оказываются на свободе, судьба вновь сталкивает двух приятелей, позволяя им кардинально изменить жизни друг друга.
Сложно удержаться и не пошутить, что «Нормальный» и вправду нормальный: в основном мило, где-то предсказуемо и глуповато, местами смешно за счёт внезапного включения в кадр одной очень известной и экстравагантной личности (пусть это будет сюрпризом). Сюжет не стоит на месте, в один момент расходясь на две параллельные сюжетные линии — приключения Лёхи в психбольнице и попытки его мамы, героини Елены Александровой, отбиться от карикатурного шантажиста и добыть деньги на лекарства для своего... в общем, увидите — в российских сериалах твисты могут встретиться где угодно.
Игорь Верник, не прыгая выше головы, в меру следует образу обаятельного мятежника Джека Николсона из «Пролетая над гнездом кукушки», в то время как Андрей Максимов идёт по стопам Дастина Хоффмана из «Человека дождя». Брать пример с мэтров — хорошая тенденция, не будь отечественный аналог в несколько раз упрощённее. И всё же «Нормальный» увлекает зрителя приятным дуэтом, яркими поп-культурными отсылками, небанальным, хотя и очень условным сюжетом, а также органично интегрированной в историю инклюзивностью (в кадре есть ещё и маленький герой с расстройством аутистического спектра). Можно сказать, что «Пилот» второй смотр подряд показывает весьма удачный пример инклюзивного кино (в прошлом году была «Она такая классная» с Львом Зулькарнаевым), что вполне может стать хорошей приметой фестиваля.
3-е место: «Нам покер», реж. Р. Ильясов

В ролях: Саша Бортич, Артём Кошман, Тимофей Елецкий, Улан Адамбаев, Пётр Скворцов, Даша Верещагина, Сабина Ахмедова, Руслан Братов
Где смотреть: Wink
Сериал от режиссёра «Трудных подростков» с самым броским названием, вновь рассказывающий историю трёх друзей (один из которых казах, как и в «Попадосе»), нуждающихся в деньгах, теперь же — чтобы оплатить обучение в Питере. Главная роль — за подрастающей звездой поколения Артёмом Кошманом, известным сотрудничеством с режиссёрами Тарамаевым и Львовой (сериалы «Чёрная весна», «Дети перемен»). Его герой, вынужденный открыть дома покерный клуб, только чтобы не возвращаться в родной Псков, гонимый безденежьем, оказывается в ещё более затруднительном положении, как только один из посетителей показывает юным бизнесменам удостоверение ОБЭП. Выбор у парней невелик: или идти за решётку, или работать по-крупному, отстёгивая проценты вымогателю в форме.
Помимо трёх влипших в передрягу персонажей, потенциально важное место занимает линия с героиней Саши Бортич — дилером в подпольном казино, выгнанной с работы после того, как один из парней обнародовал её вебкамное прошлое. Одним кадром зрителю дают понять, ради кого такие жертвы: деньги нужны, чтобы растить ребёнка (согласно российским сериалам, женщина идёт в вебкам каждый раз, когда нуждается в финансах), однако после скандального ухода судьба сулит героине что-то пострашнее.
«Нам покер» неплохо смотрится благодаря сочетанию нужного темпоритма, динамики, эффектных иммерсивных планов и яркого визуального стиля. Впрочем, фанатам «Трудных подростков» всё это покажется уже знакомым. Необычным образом на впечатление от сериала повлияло наличие в касте Саши Бортич, образ которой по свежим следам всё ещё тесно ассоциируется с сериалом «Между нами химия» (к тому же это одна платформа). Помимо харизматичных героев, в сериале множество локальных петербургских шуток, драйва, эсдэвэгэшного монтажа и вайба а-ля Гай Ричи для зумеров, а также идеальный хронометраж в 30 минут, свободно располагающий вниманием смотрящего. Будет ли интересно дальше — неизвестно, но это бодрый, пусть и не совсем оригинальный проект, цепляющий своей харизмой.
2-е место: «Фэйк», реж. А. Кузмин-Тарасов

В ролях: Анастасия Красовская, Полина Ауг, Эльдар Калимуллин
Где смотреть: Okko
Молодая и успешная учительница биологии Рита, также известная в узких кругах как авторка блога «Биорита», становится жертвой киберсталкера, атакующего девушку самыми разными способами: генерируя с её лицом откровенные снимки, рассылая контактам её интимную информацию и даже ведя переписки с мужчинами от имени Риты на сайтах с поиском сексуальных партнёров. Неизвестно, связаны ли эти угрозы и нападения с желанием воспрепятствовать переезду Риты в Москву (или же, наоборот, ускорить этот процесс), однако под подозрение девушки совсем скоро попадут все, включая самых близких.
«Фэйк» — ещё один пример того, с какой уверенностью стриминг заходит на территорию социального триллера, научившись создавать не просто устрашающие истории, но и захватывающие. Сложно сказать, чем «Фэйк» удивляет, помимо острой и практически не раскрытой в нашем кино темы: всё здесь кажется знакомым, включая торчащие драматургические крючки, хотя насилие над героиней Анастасии Красовской, вопреки тенденции, заданной российскими сериалами, оборвалось на старте. Однако умение создать очаг интриги, куда по мере продвижения сюжета авторы будут подкидывать всё больше дров, — важный и не столь часто встречающийся навык. Сериал вряд ли станет второй «Трассой», на раз забинжвотченной российским зрителем, однако желанием раскрыть личность злосчастного анонима нас уже заразили — в остальном дело за малым.
1-е место: «Дыши», реж. А. Кузнецова

Приз за лучший сценарий и главная награда фестиваля «Лучший пилот»
В ролях: Марина Александрова, Мария Лукьянова, Евгения Аюнц, Константин Денисов, Дарья Верещагина, Пётр Буслов
Где смотреть: Okko
Сериал, выигравший в этом году игровой конкурс, на удивление оказался не зрительской комедией, разрывающей зал искромётными шутками, не мрачным тру-краймом, погружающим в атмосферу страха и насилия, и даже не семейным шоу, нацеленным охватить все возрастные аудитории сразу.
Победу на фестивале забрала самая настоящая драма — хрупкая, трепетная, по-настоящему важная. Сняла её Анна Кузнецова — постановщица одной из лучших картин последних лет «Каникулы». Режиссёрка вновь берётся за зондирование сложного и неизученного внутреннего мира женщины на примере успешной московской акушерки, попавшей в тяжёлую ситуацию во время принятия родов у любовницы успешного бизнесмена.
Если «Олдскул» был бенефисом Марии Ароновой, то «Дыши» — проект, строящийся вокруг Марины Александровой и её художественного образа — мягкого, закрытого, уязвимого, местами неуверенного, местами решительного и непоколебимого. «Дыши» говорит со зрителем на языке чувств, ощущений, интуиции — всё это постоянная азбука современного российского кино, снятого женщинами. Однако при внешней скрытности сериалу удаётся не просто заинтересовать, а по-настоящему вовлечь зрителя в свой мир и свои трудно разрешимые конфликты, завершив первую серию на самой высокой ноте.
Впервые в конкурсе за спиной у сериала стоит фигура не продюсера, а настоящего уверенного режиссёра. Смотреть дальше или нет — вопрос, кажущийся решённым с первых минут пилотной серии. Победа такого проекта — большая удача фестиваля.