Актуальное
Лучшие фильмы и сериалы
Актёры

Так плохо, что хорошо: фильмы категории B

КИНОТВ

У современного кинематографа много граней. Если разобрать его на кусочки — получатся частички пазла, которые сформировались ещё в XX веке. Это и жанры, и течения, сменявшие друг друга, и определённые категории. Например, фильмы категории B — одна из граней, без которой киноиндустрия не была бы такой, какой мы её знаем сегодня.

Если есть B, то должно быть A?

Каждый из нас хоть раз в жизни смотрел «бэшки». Даже если вы никогда не слышали о такой категории. Но вот вопрос: если есть B, значит, должна быть и категория A?

Буквы говорят сами за себя: «ашки» — первые и главные, а «бэшки» — второй сорт. Категория A — это голливудские блокбастеры со знаменитыми актёрами в главных ролях и внушительным бюджетом. Категория B — совсем другое кино, дешёвое, снятое «на коленке» за пару недель и отчасти эпатажное, поэтому низкопробное.

Всё началось в 30-е. Тогда зарождался Золотой век Голливуда, индустрия переходила на звуковое кино. Постепенно формировались пять студийных киномагнатов: MGM, Paramount, 20th Century Fox, Warner Bros., RKO. Карьера актёров, сценаристов и режиссёров зависела от продюсеров и крупных киностудий. Мейджоры вмешивались в сценарии, постпродакшн, навязывали командам участие во второсортных лентах и ограничивали блокбастеры морально-этическим кодексом Хейса.

Луис Б. Майер, один из основателей Metro-Goldwyn-Mayer. MGM

Студии большой пятёрки владели сетью кинотеатров. В них фильмы показывали по схеме «двойного сеанса». Перед первосортным блокбастером с любимыми актёрами крутили картины сомнительного качества. Иногда фильмы категории B показывали после кинохедлайнера. Но главное, что зритель покупал два фильма по цене одного. Эта заманчивая схема располагала к просмотру малобюджетных картин.

Часто проекты этого ранга были копиями нашумевших фильмов. Как, например, «Женщина-оса» Роджера Кормана, короля B-movies. Эта картина подражала оригинальному ужастику «Муха». Режиссёры категории B старались сделать свои ленты приближенными к передовому и успешному кино.

Постер фильма «Женщина-оса» Роджера Кормана. Santa Cruz Productions Inc.

Может показаться, что сниматься во второсортных фильмах постыдно, но у B-movies было своё преимущество. Под цензуру кодекса Хейса в большей мере попадала категория A, в то время как до нишевых картин никому не было дела. Режиссёры категории B могли совершенствоваться в подражании и при этом смелее экспериментировать.


Именно B-movies развили жанровость кинематографа. Клишированные спагетти-вестерны, первые ужасы и фантастика — «бэшки» влияли даже на нуарные картины. Бюджет фильма «Объезд» составил всего 30 000 долларов. Неуклюжий монтаж, скомканный сюжет в финале, неопрятная смесь триллера с фантастикой не помешали картине из категории B стать знаковой в эпохе нуара.


В 1948 году грянуло судебное дело «США против Paramount», которое изменило киноиндустрию. Монополия пяти киностудий потерпела крах. Кинотеатры теперь могли самостоятельно выбирать картины для показа, и дистрибуция получила большую свободу. Двойные сеансы ещё сохранялись в автокинотеатрах, но остальные компании отказывались от устаревшей схемы.

Автокинотеатр. Getty Images

Несмотря на отказ от двойных сеансов, B-movies превращались в культовый кинематограф. Постепенно у подобных фильмов сформировалась своя фанбаза. Люди шли на любимые жанры, эксплуатационность привлекала, к тому же на таких фильмах не нужно погружаться в контекст — топорность съёмки и некачественное производство лишали картины смысловой нагруженности. Зритель шёл отдохнуть. К тому же развивалось телевидение. Большинство картин категории B перемещались сразу на ТВ и находили там свою аудиторию в прайм-тайм.


В эпоху Нового Голливуда грань между категорией A и B постепенно стиралась. Этому способствовали отмена кодекса Хейса и рост бюджетов на стадии производства. Во многом фильмами категории B стали считаться картины с плохой графикой, не отбившие бюджет в прокате и не ставшие блокбастерами.


А к 80-м годам B-фильмы перекочевали на кассеты. Схема «два по цене одного» возродилась на DVD: в 90-е часто продавали видеокассеты с блокбастером и менее качественным фильмом.

Промо фильма «Доказательство смерти». Dimension Films
Промо фильма «Планета страха». Dimension Films

Любить некачественный, эксплуатационный кинематограф считалось одновременно постыдным и нет. Такие фильмы не крутили в кинотеатрах для массового зрителя, но при этом в 70-е расцветает грайндхаус — сеть специализированных кинотеатров, в которых крутят вызывающее кино с элементами насилия. На таких картинах растут Квентин Тарантино и Роберт Родригес. В 2007 году они отдали дань грайндхаусу и B-movies. Их одноимённый проект — это две низкопробные и трешовые истории по цене одного DVD.

Как отличить категорию B

В американском кинематографе существуют ещё четыре категории низкосортного кино: C, Z, эксплуатационное кино и мокбастер. Градация идёт по качеству, хотя мокбастер не всегда ширпотреб — это просто пародия на блокбастер. Франшиза «Очень страшное кино» стала культовым комедийным слэшером для поколения миллениалов.

Нет единого мнения, как воспринимать низкие категории фильмов — как самостоятельные ниши или подразделы категории B. Но B-movies — одна из основ постыдного удовольствия.

Кадр из фильма «Очень страшное кино». Dimension Films

Постепенно грани между категориями стирались. Фильмы категории B стали эвфемизмом кино, которое не отличается художественной ценностью. В то же время с XX века это площадка для авторских экспериментов. Начинающие режиссёры и актёры за малый бюджет воплощали на экранах безумные фантазии или камерные проекты с глубоким смыслом.

Как же отличить фильм категории B сегодня? Поверхностный критерий: всё, что стыдно смотреть, — «бэшка». Сюда автоматически можно отнести «Муви 43», «365 дней» или франшизу «Сумерки». Но на самом деле вниз от термина «категория B» можно провести ещё несколько стрелочек.

Кинотреш категории B

Промо фильма «Комната». Wiseau Films
Промо фильма «Бомж с дробовиком». Magnet Releasing

Треш как жанр вышел из картин Эда Вуда. Режиссёра окрестили самым плохим киноделом в истории Голливуда. В наше время аналогом Вуда можно считать Томми Вайсо. Хоть его «Комната» и не эксплуатирует воображение зрителя, но выглядит абсурдно за счёт неестественных эмоций и диалогов.

Трешовые малобюджетные картины XX века обычно обыгрывали тему с огромными насекомыми, пауками или сверхъестественными существами. В XXI веке риторика изменилась. Зритель стал более чувствителен к человеческому телу. «Бомж с дробовиком», «Бивень» и «Человеческая многоножка» эпатируют зрителей, при этом становятся культовыми в своих жанрах.

Авторское малобюджетное кино

Кадр из фильма «Клерки». Miramax Films

Категория B с начала 40-х была местом для начинающих киноделов, которые исследовали кино с разных, порой низменных граней. С освобождением от морально-этических оков из низов постепенно выходили Гильермо дель Торо, Фрэнсис Форд Коппола. И к началу нулевых нишевая категория превратилась в пространство, где новички и независимые кинорежиссёры оттачивали своё мастерство (Роберт Родригес, Кевин Смит, М. Найт Шьямалан).

Фильмы на фестивалях типа «Сандэнса» легко отнести к категории B по всем первичным признакам: низкий бюджет, неизвестные актёры, артхаусный сюжет. В то же время это уже более интеллектуальное кино, ведь авторы экспериментируют не только с визуальной составляющей, но и со смыслами.

Телевидение

Практика с телевизионными премьерами сохраняется до сих пор. Но в эпоху стриминговых платформ границы в этом направлении размываются сильнее. Можно ли отнести однотипные ромкомы на Netflix к категории B? Как «Незабываемое Рождество» или «Рождество на двоих».

Считать ли проходные низкорейтинговые фильмы категорией B сегодня — вопрос спорный. Ведь в них снимаются кинозвёзды, а главное отличие B-movies было в узнаваемости актёра. С другой стороны, такие фильмы не могут стать блокбастерами — поэтому зависают между категориями.

Кадр из фильма «Рассвет мертвецов». United Film Distribution

Какими бы разнообразными ни были B-movies сегодня, они — guilty pleasure в мире кино. Одни фильмы стесняются показывать своим знакомым и втайне обожают, другие становятся фестивальным авторским кино.

Подражая голливудским стандартам, категория B возвысила жанровое кино, начиная с ужасов, и подарила зрителю культовый «Рассвет мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Благодаря категории B мы знаем и любим вестерны, которые из низшей лиги перешли в блокбастеры. Именно «бэшки» стандартизировали и утвердили фантастику, пеплум и приключения.

B-movies отражали предпочтения зрителя, совершенствуясь и выходя на новый уровень. Поэтому фильмы категории B сегодня — это одновременно и постыдное удовольствие, о котором говорит философ Александр Павлов, и артхаусное кино, достойное «Пальмовой ветви».

Читайте также
Стабилизация пиратского рынка в России: всё больше людей готовы платить за легальный просмотр
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
И пусть удача всегда будет с вами: история франшизы «Голодные игры»
Как франшиза совершила прорыв в жанре антиутопии и изменила подход к фантастике.
От «Русалки» до «Чувств Анны»: путеводитель по фильмографии Анны Меликян
Магический реализм и очарование космосом.
История отечественного стриминга: Часть 4. Wink и more.tv
Вдаль идущие результаты большого слияния.
«Расёмон»: в чаще сомнений
В случае убийства набирайте Куросаву.
Также рекомендуем
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
Иностранная кинопресса не сбавляет оборотов, а наш традиционный дайджест это фиксирует. Виктор Непша проштудировал десят...
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
Иностранная кинопресса не сбавляет оборотов, а наш традиционный дайджест это фиксирует. Виктор Непша проштудировал десят...
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.

Последние новости

Twisted Metal получит второй сезон
Клоун-убийца вернётся в постапокалиптическую Америку.
«Человек-волк» с Райаном Гослингом всё ещё находится в разработке
Ли Уоннелл, кажется, вернулся в режиссёрское кресло проекта.
00:00