Дина Ключарёва снова заглядывает в воображаемый кинематографический шкаф и достаёт... свитер. Одновременно предельно простой и романтичный элемент гардероба, который, конечно, редко мелькает в кадре просто так. Так что разбираем (не)случайные появления свитера в кино.
Свитер, казалось бы, понятный и довольно заурядный предмет гардероба, никогда не попадает в кино случайно — запоминающиеся образы со свитерами часто становятся культовыми. Появление этого предмета гардероба в кадре — послание зрителю от художника по костюмам: свитер может играть роль брони, маскировки или предупреждения — в зависимости от того, кто его носит. Одеть героя в свитер также означает помочь зрителю идентифицировать себя с этим персонажем и даже повторить его образ, ведь мягкий бежевый пуловер — вещь куда более доступная, чем, например, кашемировое пальто или шёлковое платье.
Самая трогательная история на тему свитеров рассказывается в фильме «Гарри Поттер и философский камень». Когда мама Рона Уизли узнаёт, что Гарри не получает подарков от семьи к Рождеству, она присылает ему один из свитеров, которые создаёт с помощью любви и магии и по традиции дарит друзьям и членам семьи Уизли. Свитеры Рона всегда тёмно-бордовые, а для свитера Гарри миссис Уизли выбирает тёмно-синий цвет.
В культовом фильме «Завтрак у Тиффани» героиня Одри Хепбёрн появляется в сером укороченном свитере с воротником-хомутом ближе к финалу. «Я растолстела как свинья и причёску уже месяц не делала», — беспечно говорит она, изящная и стройная как тростинка, своему приятелю Полу Варжаку, который заходит её навестить после долгого перерыва. В уютном свитере (а не в роскошном платье Givenchy) она выглядит непривычно домашней и вести себя пытается соответствующе: неловко готовит салат и изображает вязание — чтобы убедить любимого Пола, да и себя саму, что грядущий брак с неким португальским магнатом и «одомашнивание» — это именно то, что нужно её вольной и импульсивной душе.
Пожалуй, самый узнаваемый свитер в истории российского кино носил в кадре Сергей Бодров, сыгравший Данилу Багрова в фильмах «Брат» и «Брат 2». Режиссёр Алексей Балабанов попросил художницу по костюмам Надежду Васильеву проработать для него образ героя — эдакого современного русского богатыря, который борется со всяческой нечистью. Его объёмный свитер крупной вязки, который Васильева купила за 35 рублей на барахолке, стал своеобразной кольчугой — Багров неслучайно снова облачается в свои верные доспехи, когда в сиквеле отправляется в тридевятое царство, Америку, вершить справедливость во имя своего павшего друга.
Сексуальна и очень опасна — такой героиня Шэрон Стоун из фильма «Основной инстинкт» выглядит даже в бежевом объёмном свитере с рельефными узорами. Закутавшись в него, она сидит на веранде своего дома и любуется прибоем, когда к ней заходят полицейские, которые расследуют убийство её любовника. Безобидный домашний наряд не способен затушить огонь в её глазах, и герой Майкла Дугласа тут же понимает, что дело здесь нечисто.
Легендарный образ Фредди Крюгера из классического ужастика «Кошмар на улице Вязов» долгое время считался случайным — среди фанатов фильма ходила версия, что герой Роберта Инглунда должен был появиться на экране в чёрном плаще, но в первый же день съёмок тот куда-то запропастился, и команде пришлось одолжить нелепый полосатый свитер Крюгера у одного из операторов. Однако режиссёр Уэс Крэйвен позже пояснил, что оливково-зелёный и кроваво-красный оттенки для свитера убийцы он выбрал намеренно — после того, как прочитал статью о том, что именно это сочетание цветов является наиболее дискомфортным для восприятия человеческим глазом. Крэйвен решил, что такая комбинация ещё больше повысит градус отвратительности его жуткого героя.
В отличие от Фредди Крюгера, Марк Дарси, которого Колин Фёрт сыграл в «Дневнике Бриджет Джонс» — настоящий джентльмен, адвокат по правам человека, всегда одетый с иголочки. За исключением редких моментов — в том числе первой встречи с Бриджет Джонс. Когда она заходит в комнату и видит его со спины, он выглядит вполне респектабельно: тёмные брюки, тёмно-зелёный свитер с высоким горлом. Но стоит мистеру Дарси развернуться к Бриджет (и зрителю) лицом, как оказывается, что на нём свитер из категории «уродливых» — с дурашливой мордой красноносого оленя Рудольфа. Градус чопорности Марка сразу падает, и Бриджет понимает, что он не типичный английский сухарь, а заботящийся о чувствах близких (этот свитер — подарок его мамы) человек.
Бежевый свитер с плетёными узорами, который носит Рэнсом, герой Криса Эванса в фильме «Достать ножи», только на первый взгляд кажется уютной, но вполне обыкновенной вещью — на самом деле он предельно точно характеризует своего обладателя. Рэнсом происходит из богатой семьи и может позволить себе вещь непрактичного светлого оттенка — если на ней появится пятно, он просто купит себе ещё одну такую же. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что свитер изрядно заношен: на рукавах и вороте заметны спущенные петли и торчащие нитки. Таким образом художница по костюмам Дженни Иган хотела передать, что взбалмошный Рэнсом, хоть и пользуется привилегиями своей семьи, но относится к ним с презрением — в отличие от родственников, он не стремится сохранять безупречный вид и держать лицо в любых обстоятельствах.
«Вы не знаете о том, что этот свитер не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомёк, что в 2002 году Оскар де ла Рента создал коллекцию вечерних платьев небесно-голубого цвета, а затем, кажется, Ив Сен-Лоран — коллекцию небесно-голубых френчей. И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свои палитры», — помните отповедь Миранды Пристли из фильма «Дьявол носит Prada», которую она даёт своей начинающей ассистентке Энди, фыркнувшей при виде двух ремней схожих оттенков? Иногда вещь — это не просто вещь, а целая история, в данном случае на примере простого голубого джемпера.