«Стиляги» 17 лет спустя: вспоминаем достижения любимого отечественного мюзикла в цифрах

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

11 декабря в повторный широкий прокат и в режиссёрской версии выходят «Стиляги» Валерия Тодоровского — редкий пример успешного отечественного мюзикла, да ещё и ретро, да ещё и такого, который хорошо состарился. В честь второго прокатного рождения фильма кинокритик Елена Зархина рассказывает, чем он памятен, за что любим и как сохранился во времени.

«Стиляги» разворачиваются в Москве, в 1955 году. Образцовый комсомолец Мэлс (Антон Шагин) сперва охотно помогает бороться с движением стиляг: поклонников буги-вуги, джаза и модной, яркой одежды. Но однажды в подпольном танцевальном клубе он встречает девушку по прозвищу Польза (Оксана Акиньшина), влюбляется в неё и тоже примыкает к движению стиляг. Теперь герою предстоит не только погрузиться в их запретную для советского общества субкультуру, но и отстаивать её идеалы в глазах окружающих.

«Стиляги», тизер-трейлер к повторному прокату: K24

Читайте также: К юбилею Павла Майкова, пленника «Бригады»

Изначально у «Стиляг» было другое название, которое очень нравилось продюсеру проекта Леониду Ярмольнику, — «Буги на костях» (термин связан с процессом записи музыки на рентгеновские снимки), в котором, по его словам, была какая-то загадка. По легенде, тайтл фильма сменился после трагического события: в 2007 году на съёмках погибла актриса массовки Наталья Абрамчук. Женщина, которой было 46 лет, скончалась в результате стихийной давки на входе в съёмочный павильон киностудии «Беларусьфильм»: 500 человек массовки не смогли организованно зайти внутрь. Якобы из-за случившегося было принято решение переименовать фильм.

Сам Тодоровский объяснял смену названия иначе: «Мне в какой-то момент сказали, что ни один человек сейчас не знает, что такое “буги на костях”. Прокатчики заверили, что будет ощущение, как будто это что-то про кладбище. Или хоррор. Поэтому пришлось это прекрасное название поменять».

Готовясь к съёмкам, Валерий Тодоровский три недели прожил в Нью-Йорке, где в поисках вдохновения регулярно посещал мюзиклы на Бродвее. На съёмках «Стиляг» хореографией после одного года поисков занимались два хореографа: Олег Глушков и Леонид Тимцуник. Сами же съёмки проходили в трёх городах: Минске, Санкт-Петербурге и Москве.

Актёр Игорь Войнаровский для исполнения роли Боба набрал 20 килограммов лишнего веса. А для актёров было пошито 800 костюмов. При этом наряды экранных стиляг намеренно утрированы и специально выглядят пестрее на фоне безликих и серых образов обычных советских граждан. Так это художественное решение объяснял сценарист Юрий Коротков: «Это фильм не о стилягах и не о музыке, а о возможности быть свободным в условиях несвободы. Именно это и было для меня главным, а не фенечки, тонкости. Если бы человек вышел в то время в таком костюме, как у нас, его бы тут же повязали и повезли на Лубянку, а не в отделение милиции. Но для зрителя это выглядит правдоподобно, потому что он видит разницу».

Константин Балакирев, Максим Матвеев, Игорь Войнаровский и Антон Шагин в фильме «Стиляги», кадр: кинокомпания «Красная стрела»

Впервые на экраны картина Валерия Тодоровского по сценарию Юрия Короткова, Евгения Маргулиса и при участии самого режиссёра вышла в 2008 году. Зрительская премьера тогда тоже состоялась под занавес года — 11 декабря, причём не в Москве, а в Тольятти. Интересно, что столичный показ вообще состоялся не в первую очередь: после Тольятти, Волгограда, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга фильм был показан в Киеве, а только на следующий день в Москве.

Широкий прокат «Стиляг» стартовал 25 декабря в количестве 9001000 кинотеатральных копий и при поддержке Первого канала и телеканала «Россия». Это был первый в истории российского телевидения случай, когда два крупнейших и конкурирующих федеральных канала поддержали один проект. Главным же конкурентом самих «Стиляг» в кино стал «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука.

Годом позже, в 2009-м, «Стиляги» получили премии «Ника» и «Золотой орёл»: по 8 номинаций и по 3 победы. Ещё 3 награды фильм взял на MTV Russia Movie Awards. А музыкальное сопровождение картины состоит из знаковых хитов легендарных групп и исполнителей: от «Кино» и «Браво» до Nautilus Pompilius и «Чайф». То есть события фильма происходят в 1950-х, а музыка для него взята из творчества групп 1980-х.

Обработкой оригинальных треков занимались Константин Меладзе и Ольга Ципенюк. Процесс выбора песен для фильма, по словам Тодоровского, занял три года. «Я обошёл множество людей, работающих в музыкальных жанрах, и, только встретившись с продюсером и композитором Константином Меладзе, понял, что — нашёл», — делился режиссёр.

В том же 2009-м был выпущен специальный DVD с 40-минутным фильмом о фильме и клипом группы «Виа Гра» на песню «Американская жена» из официального саундтрека картины.

Оксана Акиньшина в фильме «Стиляги», кадр: кинокомпания «Красная стрела»

В год выхода лента Тодоровского с бюджетом $15 млн (отдельный рекламный бюджет составил $5 млн) заработала в прокате $17 млн — не выдающийся, но положительный результат. Однако главным свидетельством «жизнеспособности» фильма стало время, за которое лента обосновалась в рядах самых удачных и важных для отечественной киноиндустрии проектов.

Вот как о судьбе фильма спустя столько времени говорит сам Валерий Тодоровский: «Конечно, 17 лет назад я не имел представления, что будет с этим фильмом. Особенно если учесть тот факт, что все предрекали ему полный провал. Считалось, что мюзиклы никогда не будут смотреть у нас в стране. Поэтому ни на что я особо не рассчитывал. Просто хотел его сделать, потому что очень сильно горел идеей снять это кино».

В ограниченный североамериканский прокат картина Тодоровского вышла только спустя три года после показов на территории СНГ: 28 октября 2011-го. Это стало возможно усилиями локального дистрибьютора Leisure Time Features, выпустившего ленту на экраны под названием Hipsters («Хипстеры»). Примечательно, что показы проходили на русском языке и с английскими субтитрами — фильм не дублировали.

Интересно, что рейтинги фильма на отечественном «Кинопоиске» и американском IMDb близки друг к другу, но имеют перевес в сторону иностранных оценок. На «Кинопоиске» у картины 6,9, а на IMDb — твёрдая 7.

«Стиляги», кадр: кинокомпания «Красная стрела»

«Стиляги» — проект оригинальный, но осознанно включающий в себя художественные оммажи и цитирования. Так, сюжетная линия с темнокожим младенцем, сцена передачи его «по рукам», сцена со львом и финальный эпизод марша по Тверской улице отсылают к советской классике — фильму «Цирк» 1936 года. Момент со сдачей Мэлсом своего комсомольского билета и его проходом сквозь ряды бывших соратников под их презрительные взгляды — всё это перекликается с аналогичной сценой из фильма «Павел Корчагин» 1956 года. А ракурсы и монтажный ритм эпизода на комсомольском собрании заимствованы из музыкального фильма «Стена» Алана Паркера 1982 года.

Официальная прокатная версия «Стиляг», в отличие от режиссёрской, не досчиталась четырёх сцен. В начале фильма удалён эпизод в поликлинике, где делают рентгеновский снимок лёгких, его просматривает Боб (Игорь Войнаровский), а потом у себя дома он копирует на него пластинку. В финале картины удалена сцена ареста Боба, пытающегося купить пластинки у иностранца. На эту встречу Боба приводит фарцовщик Нолик (Александр Стефанцов), который стоит «на шухере», но перед появлением милиции сбегает. Так оказывается, что это он «сдал» Боба. После удаления данной сцены не совсем понятна последующая фраза Мэлса в разговоре с Фредом (Максим Матвеев): «Про Боба знаешь?» И, наконец, четвёртая вырезанная сцена — эпизод со скрипучей кроватью Мэлса и Пользы в коммуналке. Тогда же появляется тёща Мэлса, между ними происходит скандал, а позже герои примиряются друг с другом.

Всего же режиссёрская версия фильма длиннее прокатной примерно на 16 минут. Таким образом, экранная версия длится 120 минут, а полная — 136.