«Луна — мечта солнца», 1992
Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитого корейского режиссёра.
Каждый кинокритик мечтает стать режиссёром, но не у каждого кинокритика это получается. У Пак Чхан Ука получилось. Вначале он поступил на философский факультет частного католического университета Соган. Но за все четыре года студентов обучали только одному курсу по эстетике (ради которой Пак и поступал в этот университет). Разочаровавшись, Пак увлекся фотографией, а потом создал собственный киноклуб. От киноклуба — недалеко и до кинокритики. Пак Чхан Ук писал рецензии, а также был диджеем на радио. Первый кинематографический шок — фильм Хичкока «Головокружение». Будучи студентом, Пак впечатлился работами Софокла, Шекспира, Кафки, Достоевского, Стендаля, Воннегута. В дальнейшем именно эти авторы повлияли на темы его фильмов. Ещё в университете Пак начал мечтать о том, как в будущем будет снимать кино. Его целью было вывести корейское кино на новый уровень популярности, чтобы национальный кинематограф был востребован у себя на родине.
В 1988 году Пак Чхан Ук становится ассистентом режиссёра, занимается рекламой и продвижением фильмов в кинотеатры, пишет статьи — делает всё, чтобы скопить деньги на свой первый полнометражный фильм. Несколько лет спустя ему удаётся поставить малобюджетный фильм «Луна — мечта солнца», но картина не снискала успеха. То же самое случилось и со следующей картиной — криминальной комедией «Трио». На неё пришло больше зрителей, но касса опять была скудной. И Пак начал сомневаться, удастся ли ему собрать бюджет на следующую ленту. В это время он и сам снимается в кино — в фильме Ли Хуна «Тушь для ресниц». Также он вынашивает планы по созданию фильма «Сочувствие господину месть» (а именно — пишет сценарий). Но как бы ни боялся Пак Чхан Ук за судьбу своей третьей картины, как раз она и принесла ему настоящий успех. «Объединённая зона безопасности», вышедшая на экраны в 2000 году, возвела Пака в ранг самых популярных режиссёров Кореи. Фильм получил почти все национальные призы.
Через пару лет Пак Чхан Ук снял «Сочувствие господину месть», картину о рабочем, решившемся на киднеппинг (похищение дочери инженера фабрики). В начале фильма события развиваются гладко, но потом сестра рабочего кончает жизнь самоубийством и гибнет похищенная девочка. Слетевший с катушек главный герой становится объектом преследования разъярённого отца. Впервые в фильме Пак Чхан Ука появляются сцены с супернасилием, что в дальнейшем становится почти что почерком. Вторая часть трилогии о мести — «Олдбой», современная своеобразная история о графе Монте-Кристо. Рассказ о ментальном перерождении человека, сидящего в заточении (хотя комната и похожа на гостиничный номер). В «Олдбое» есть фраза, написанная на стене «тюрьмы», которая стала крылатым выражением: «Смейся, и с тобой будет смеяться весь мир. Плачь, и ты будешь плакать в одиночестве». Жёсткий триллер Пака после триумфа в Каннах получил дистрибьюцию почти во всем мире. Следующей картиной было «Сочувствие госпоже месть» о женщине, которая тоже мстит за похищение собственной дочери и несправедливое судебное решение в отношении себя самой (за убийство мальчика, которого она не совершала, героиня отсидела в тюрьме 13 лет — чем снова не граф Монте Кристо?). После «мужских» фильмов Пака заинтересовала женская тема, глянец, и не его одного — Ким Ки Дук, другой знаменитый кореец, в это время также обращается к фемининной тематике.
«Олдбой», 2003
Следующим этапом в творчестве Пак Чхан Ука стал фильм «Я — киборг, и это нормально» о любви девушки и парня в психбольнице. Все в один голос стали твердить, что Пак смягчился, ушёл от своих любимых кровавых триллеров в приторную мелодраму. Даже фанаты фильма «Я — киборг» (а такие были только среди истинных киноманов) не понимали, к чему клонит их любимый автор. А это была всего лишь передышка. Со следующей картиной «Жажда» Пак снова был в форме и сорвал кассу не только у себя на родине, но и получил приз жюри в Каннах.
Пак Чхан Ук черпает идеи в интернациональном фабульном фонде. Среди источников его реминисценций — криминальная хроника, греческие мифы, пьесы античных трагиков (вроде многосерийной «Орестеи»), бесчисленные переложения «Графа Монте-Кристо», британские детективы («Убийство в Восточном экспрессе»), болливудские экшн-мелодрамы, японские комиксы и японское же «культовое кино» (опусы круга Миикэ), тарантиновский мультикультурный эпос отмщения «Убить Билла».
Пака не раз сравнивали с Тарантино, который признавался, что был в абсолютном восторге от фильма «Олдбой». Тогда же вышел фильм «Убить Билла», и картины обоих режиссёров оказались очень похожи. Но Пак всячески открещивается от сравнений с культовым американцем, в чём можно увидеть и здоровую конкуренцию, и национальную самобытность корейца.
«Я киборг, но это нормально», 2006
Пак Чхан Ук не только талантливый режиссёр, но и хороший продюсер. Так, например, он спродюсировал фильм «Сквозь снег» другого талантливого корейца Пон Чжун Хо, основанного на французском графическом романе. Картина получила широкую известность как в Корее, так и за рубежом, и не только благодаря снявшейся в ней Тильде Суинтон. Критики в своем подавляющем большинстве назвали «Сквозь снег» лучшим фильмом 2014 года.
Последний на сегодня фильм Пак Чхан Ука — «Служанка», лесбийская криминальная драма; тоже неожиданный поворот в творчестве. Пак признаётся, что давно хотел снять картину о гомосексуальной любви, в которой на первый план выходила бы не плотская, а человеческая составляющая. Пак взял британский классический роман и поместил его в эпоху японской оккупации Кореи. Главным для сюжета было то, что в обществе уже начали функционировать психбольницы (одна из героинь попадает туда). Хитроумно сконструированный фильм-головоломка с бесконечным количеством фальшивых сюжетных поворотов и двойных финалов стал настоящим подарком фанатам Пак Чхан Ука,
и не только им.
«Служанка», 2016
Пак Чхан Ук считает, что корейцы — очень пассионарный народ в силу молодости своей государственности, и поэтому рецепт популярного кино для них — обилие эмоциональности, ярости, чувства собственного достоинства. Так его фильмы попадают в самое сердце корейского зрителя. Пак Чхан Ук сам о своих фильмах говорит следующее: «Это правда, что мои фильмы пропитаны пессимизмом. Мне кажется, я делаю пессимистические фильмы потому, что в обычной жизни я большой оптимист».