Почему «Оно приходит за тобой» — великое кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В повторный отечественный прокат вышел хоррор Дэвида Роберта Митчелла «Оно приходит за тобой». Премьера картины прошла в программе «Неделя критики» Каннского фестиваля 2014 года. За десять лет фильм успел стать культовым и породить множество картин-последователей, пытавшихся повторить успех неспешного авторского хоррора. Максим Ершов напоминает, как и чем пугает «Оно приходит за тобой» и почему со временем не теряет актуальности.

19-летняя Джей (Майка Монро) идёт на очередное свидание с нервным бойфрендом Хью (Джейк Вири). Девушка сама говорит сестре Келли (Лили Сепе), что парень всё время оглядывается по сторонам и словно бы чего-то опасается. Из кинотеатра парочка быстро сбегает и занимается сексом в машине вдали от посторонних глаз. Страстные поцелуи заканчиваются нападением и насилием. Джей приходит в себя привязанной к стулу на заброшенной парковке. Хью извиняющимся тоном сообщает, что половым путём передал подруге проклятие. Теперь Джей будет видеть медленно приближающееся зло в облике разных людей. Никто другой видеть их не будет. Кого-то из этих людей она будет знать, кто-то будет незнаком ей. Зло может менять обличье. Если существо доберётся до неё, Джей может прощаться с жизнью. Вскоре девушка убедится, что Хью не шутил.

Кадр из фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC

У «Оно приходит за тобой» вроде бы простенький, но очень действенный концепт. Проклятая Джей вынуждена постоянно оглядываться по сторонам и всматриваться в лица проходящих мимо людей. Угроза может исходить от кого угодно. Девушка снова и снова переспрашивает друзей, видят ли они приближающуюся угрозу. Дэвид Роберт Митчелл снимал по-настоящему революционный фильм и среди прочего пересмотрел концепцию зомби-кино. Мы точно не знаем, умерших ли людей видит несчастная жертва проклятия, но ведут они себя в точности как живые мертвецы. Как и у Джорджа Ромеро, у Митчелла важна не скорость передвижения, а ощущение неминуемой беды. Американцу не нужно придумывать дополнительные трюки, чтобы напугать зрителя. Вместе с Джей зрители видят странные надвигающиеся на нас фигуры и в некотором роде тоже оказываются прокляты. Мы с американской девушкой в одной лодке, которая в любую минуту может перевернуться.

Сюжетная недосказанность

Митчелл снимает кино о подростках, но не только для подростков, используя при этом детские страшилки в качестве мощного инструмента. Хью рассказывает Джей, что она проклята. Но откуда вообще взялось зло? Кто был первой жертвой и когда? Неужели нельзя никуда обратиться за помощью? Джей понимает, что никто ей не поможет, разве что друзья, и просто принимает правила игры. Схожий драматургический приём использован в «Два, три, демон, приди!». Зрителям предлагается не задаваться лишними вопросами, а с головой погрузиться в действие.

В сюжете множество лакун. И если обычно недосказанность вредит повествованию, то в «Оно приходит за тобой» происходит обратная ситуация — фильм открыт к трактовкам и становится чуть ли не притчей, а потому зрителям всегда будет интересно обсуждать хоррор. В слэшерах 1970-х подростков часто убивали за грехи, в том числе за излишнюю сексуальную раскрепощённость. У Митчелла проклятие передаётся половым путём, так что хочется сразу говорить о венерических заболеваниях и незащищённом половом акте. Но эта мысль лежит на поверхности, а фильм намного шире. К тому же любопытно, что ведь секс не только проклинает одного, но и спасает другого. Это игра в догонялки. Водящим становится следующий, но ставки слишком высоки. Да, Джей заражается, но в том числе страхом перед взрослой жизнью.

Неясное Оно — страх перед смертью, экзистенциальное состояние. Время в этом мире ограничено, нужно спешить. Спешить пробовать новое, спешить любить.

Постер фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC
Постер фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC
Постер фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC

Митчелл намеренно не говорит нам, о каком времени идёт речь. Подростки ездят на винтажных машинах, цитируют «Идиота» Достоевского, смотрят дома старую фантастику — «Убийц из космоса» и «Путешествие на планету доисторических женщин». Однако мы знаем, что перед нами пригород Детройта. Это не чистилище, а обычная американская реальность.

Идеальный фильм о взрослении

В дебютном фильме «Миф об американской вечеринке» Митчелл уже вглядывался в подростков американских пригородов, но то было драмеди. В следующей после «Оно приходит за тобой» картине — «Под Сильвер-Лэйк» — герой вроде бы вырос, но мучается схожими страхами и понятия не имеет, чем хочет заниматься в этой жизни. Американскому автору интересно пограничное состояние между детством и совершеннолетием. Любопытно, что родители почти не появляются в кадре. Их словно бы нет, уж точно детям они помочь не смогут.

Кадр из фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC
Кадр из фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC

В «Оно приходит за тобой» взросление является проклятием. Даже если от зла долго бегать или передать другому, оглядываться жертва не перестанет. Взросление наступит раз и навсегда, детство уже не вернётся, невинность и беспечность останутся разве что приятным воспоминанием.

В концовке фильма Джей идёт за руку с новым бойфрендом Полом (Кейр Гилкрист) по небольшой улице, вокруг резвятся детишки — так и выглядит серая взрослая жизнь, в которой сегодня не отличить от вчерашнего или завтрашнего дня. Может быть, правильнее не убегать от неизбежности, а найти правильного человека и успокоиться.

Наверняка найдутся свои преимущества.

Первый слоубёрнер

Сегодня насмотренный читатель может устать читать об умных хоррорах, которые не пользуются дешёвыми скримерами и не спешат показывать аудитории чудовищ. «Оно приходит за тобой» открыл новую главу в истории фильмов ужасов. Картина Митчелла не взялась из ниоткуда — и сеттинг, и проблематика, и визуальные решения заставляют вспомнить «Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов» и даже «Техасскую резню бензопилой». «Оно приходит за тобой» наследует классике жанра, но перерабатывает известные приёмы под современные страхи.

В фильме Митчелла не так уж много действительно страшных эпизодов. Американский постановщик тонко чувствует жанр, а потому создаёт атмосферу сонного кошмара, из которого нельзя выбраться.

Неслучайно персонажи всё время засыпают: в машине, в гостях, дома, в больничной палате. Грань между явью и грёзой зыбка.

Зритель находится в напряжении от первой и до последней минуты. «Маяк», «Реинкарнация», «Мы» и даже «Собиратель душ» — заметные слоубёрнеры, которые рискуют войти в историю кино, но «Оно приходит за тобой» был первым ярким примером. Любитель хорроров просто не может пройти мимо пионера поджанра.

Интересная работа с пространством

Кадр из фильма «Оно приходит за тобой», «Экспонента»/ Radius-TWC

«Оно приходит за тобой» интересен местом действия — пригородом Детройта. Некогда успешно развивавшийся промышленный центр Штатов постепенно приходит в запустение. Джей и её друзья находятся в подавленном состоянии, сомневаясь в завтрашнем дне. В «Синем бархате» Дэвид Линч показывал контраст между красивой обложкой жизни в американском пригороде (зелёные лужайки и белоснежный забор) и тёмной стороной бытия (ухо на пустыре и гангстеры). У Митчелла подростки обитают в депрессивном районе, так что социальное неравенство заметно с первых же минут.

В «Оно приходит за тобой» тревожные композиции дополняются неспешными панорамами одинаковых низкоэтажных домов. Мы ищем зло где-то в уголке кадра. Оператор Майк Гиулакис часто использует широкоугольный объектив. Камера то и дело отходит от персонажей на несколько десятков метров, Джей и её друзья кажутся особенно маленькими и беззащитными на средних планах. Как и в «Собирателе душ», камера часто смотрит на главную героиню со спины, а затем медленно приближается, словно бы вторгаясь в её личное пространство, нарушая покой.

Митчелл заложил основы слоубёрнера. И спустя десять лет его кино ничуть не устарело и всерьёз претендует на звание новой классики.

Читайте также
«Короче-2024»: любовные драмы, истории дружбы
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Фильм ужасов «Собиратель душ»: объяснение концовки и отсылки
Осторожно: в тексте содержатся спойлеры. Много спойлеров!
«Короче-2024»: полёты во сне и наяву
Рассказываем о фильме открытия и первых конкурсных картинах.
Карты, мутанты и Дэдпул с Росомахой: как Гамбит добирался до больших экранов
История героя и Ченнинга Татума, которым пришлось смириться с плохим раскладом.
Также рекомендуем
Мрачный взгляд на женскую депрессию.
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
Мрачный взгляд на женскую депрессию.
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...

Последние новости

Сталкинг и Юлия Снигирь: триллер, сай-фай и экзистенциальная драма на «Новом сезоне — 2024»
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
00:00