Пацанские страсти: итоги фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: Wink

На горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для российской киноиндустрии событие — фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». На нём были представлены проекты, которые зрители смогут увидеть на экранах в ближайшие полгода. Триумфатором программы фильмов стал необычный ромком «Страсти по Матвею», в сериальной секции победу в главной номинации — «Самый ожидаемый сериал» — одержала суровая криминальная драма «Слово пацана». Максим Ершов подводит итоги фестиваля и отмечает основные тенденции «Нового сезона».

«Новый сезон» — молодой фестиваль, который проходит всего лишь второй раз. После того как «Кинотавр» перестал существовать, на российском юге не осталось крупных киносмотров. Тогда представители крупнейших онлайн-кинотеатров решили объединить усилия и устроить свой фестиваль. В прошлом году прошёл дебютный киносмотр, продюсером и директором «Нового сезона» стала Полина Зуева, которая в течение 18 лет устраивала и организовывала «Кинотавр». В 2023-м «Новый сезон» вернулся, так что можно уверенно сказать, что в России стало одним ярким фестивалем больше. Важно понимать, что отечественные онлайн-кинотеатры являются драйверами киноиндустрии. Это не просто платформы, на которых показывают фильмы и сериалы: стриминги, как у нас, так и за рубежом, стали производителями контента и законодателями мод. На «Новом сезоне» награды вручают по результатам зрительского голосования. Исключение — номинация «Открытие “Нового сезона”», в которой приз дают члены попечительского совета фестиваля.

Деловая программа

Заместитель генерального директора Premier Макар Кожухов представляет неигровой сериал «Киборг». Фото: пресс-служба фестиваля «Новый сезон»

Одно из нововведений второго выпуска фестиваля на курорте «Роза Хутор» — появление деловой программы. На общей сессии «Что нового» представители онлайн-кинотеатров рассказали о тенденциях и любопытных примерах эволюции бизнеса. Одним из важных инструментов оценки популярности проектов стал индекс «Кинопоиск Pro». Стриминги пытаются перейти от онлайн-кинотеатров к полноценным медиасервисам, где зрители будут не только смотреть фильмы, но и, например, слушать музыку. Не забывают отечественные платформы и о социально значимых темах. Для этого существуют как документальные фильмы, так и спецпроекты, которые не напрямую рекламируют контент, а обращают внимание на важные для общества проблемы. На панели «До чего дошёл прогресс?!» продюсеры и аналитики рассказали о возможностях использования искусственного интеллекта при создании контента на всех этапах производства. На сессии «Точка входа» прошла дискуссия о том, как молодым авторам быстрее всего попасть в индустрию и снять свой сериал. А на книжном питчинге было представлено 10 литературных произведений, у которых есть потенциал на экранизацию.

Программа фильмов

Пёстрая программа фильмов «Нового сезона» впечатлила разнообразием жанров и тем. Якутские режиссёры Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашёв представили альманах «Эт». В 2021-м у авторов вышла антология «Ыт» — сборник историй из деревенской жизни. Теперь действие сюжетов переместилось в город. Папа мальчика, которому в школе разбили губу, решил разобраться с отцом обидчика. Молодой человек сходит с ума от бесконечных скачков доллара по отношению к рублю. Юная симпатичная соседка сверху не даёт покоя женатому дизайнеру средних лет. Пожилой мужчина приходит с пистолетом в гости к убийце своего сына и долго, во всех подробностях рассказывает противнику, как расправится с членами семьи хозяина дома. А заканчивается альманах кровавым фарсом в духе фильмов братьев Коэн, который начинается с остановки машины гаишником на безлюдной просёлочной дороге. «Эт» подводят незавершённость историй и отсутствие внятного соединения сюжетов в единое целое. Общая разрозненность скорее вызывает недоумение.

«Эт», реж. Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. Фото: Wink

Наиболее громкая премьера программы полных метров «Нового сезона» — новый фильм Анны Меликян, футуристическая драма «Чувства Анны». Картину, которая выйдет в прокат 9 ноября, показали вне конкурса. Если бы фильм Меликян соревновался с конкурентами, у него были бы хорошие шансы на победу. Это история простой работницы пермской шоколадной фабрики Анны (Анна Михалкова), которая по ночам начинает слышать голоса пришельцев. Инопланетяне советуют людям отказаться от ядерного оружия и любить друг друга, пока человечество не убило себя. Ванга из Перми обретает популярность, пусть и краткосрочную, а вместе с ней счастье. У постановщицы получилось тонкое кино, в котором зритель не всегда может понять, что происходит на самом деле, а что лишь является фантазией теряющей рассудок женщины средних лет.

Юрий Мороз представил на суд публики фантасмагорическую драму «Лунатики», ранее получившую на фестивале в Выборге приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» за лучший сценарий. У преуспевающей Ренаты (Виктория Исакова), то ли издательницы, то ли телемагната, пропадает сын Никита (Степан Белозёров) — наркозависимый рэпер. Мать становится главной подозреваемой. «Лунатики» состоят из нескольких эпизодов-фрагментов, которые лишь к концу складываются в единое целое. Необычная сценарная структура позволяет держать зрителей в напряжении и гадать, что же на самом деле произошло, но на сценах выступлений рэпера Никиты лучше закрывать глаза и беречь уши. В номинации «Самый ожидаемый фильм» «Лунатики» заняли 3-е место.

«Лунатики», реж. Юрий Мороз. Фото: «Иви»

«Единица Монтевидео», ранее показанная на Московском кинофестивале, является вторым полным метром Татьяны Лютаевой. Отсидев 12 лет в тюрьме за убийство жены (Ксения Раппопорт), некогда талантливый хирург Лунин (Алексей Серебряков) пытается наладить отношения с дочерью Луной (Агния Дитковските), которая уже несколько лет пытается забыться в наркотиках. «Единица Монтевидео» — жестокая по отношению к зрителям драма, в которой одна жуткая трагедия следует за другой. В фильме сразу несколько кульминационных сцен, когда аудитория хватается за сердце. Лютаева ходит по тонкой грани, но всё-таки не скатывается в слезоточивую драму. В номинации «Самый ожидаемый фильм» «Единице Монтевидео» досталось 3-е место.

Особняком в программе полных метров стоит «Триггер. Фильм» — продолжение популярного и уже растянувшегося на четыре сезона сериала о психологе-провокаторе. Артём Стрелецкий (Максим Матвеев) оставил практику и вместе с сыном Кирюшей (Марк Юсеф) сбежал в городок Калининградской области на берегу Балтийского моря. Теперь он работает барменом и старается забыть о многочисленных семейных бедах. Артём даже встречает новую любовь (Ирина Старшенбаум), но однажды прошлое снова врывается в жизнь Стрелецкого. Картина стала полнометражным дебютом успешного шоураннера Александры Ремизовой («Нулевой пациент» и «Пищеблок»). Полный метр напоминает расширенную серию проекта, только зрители чуть лучше узнают главных героев, а сцены разделяют живописные пейзажи Калининградской области. Создатели подбрасывают Стрелецкому всё новые неприятности, порой возникающие совершенно на ровном месте. Но фанаты «Триггера» едва ли будут разочарованы. Фильм выйдет на «Кинопоиске» зимой.

«Страсти по Матвею», реж. Сергей Ильин. Фото: Start

Абсолютным триумфатором «Нового сезона» среди картин стал ромком «Страсти по Матвею». Он победил в номинации «Самый ожидаемый фильм», Денис Власенко победил в категории «Герой “Нового сезона”», а Валери Заидова стала одной из трёх актрис, отмеченных как «Героиня “Нового сезона”». Чтобы стать настоятелем в новом храме, алтарнику Матвею (Власенко) необходимо за пару месяцев жениться. Он только что расстался с девушкой, с которой встречался со школьной скамьи, никого на примете пока нет. И папа (Алексей Розин), и мама (Ольга Медынич) хотят, чтобы молодой человек пошёл по стопам прадеда, деда и отца и стал священником. Алтарник знакомится с расписывающей новый храм свободной и раскрепощённой Агатой (Валери Зоидова), которая никак не годится на роль будущей матушки. Вот только Матвей влюбился, но на его пути встаёт эгоистичный Роберт (Анар). Дебютант Сергей Ильин не ставит вопрос ребром и не предлагает зрителям вместе с героем делать выбор между верой и любовью. «Страсти по Матвею» устроены сложнее и интереснее. Главному герою предстоит разобраться в себе и понять, что за громкими словами скрываются истинные чувства, которые он прежде не испытывал. Картина выйдет в прокат 19 октября, а затем станет доступна подписчикам Start.

Программа сериалов

Конечно, в первую очередь «Новый сезон» — смотр сериалов, которые будут смотреть и обсуждать в ближайшие полгода. На фестивале были представлены 15 многосерийных проектов: от комедии о покорении Марса до криминальной ретро-драмы о преступных группировках Казани.

Удивительным образом сразу три сериала были посвящены золоту и охоте за богатством. В «Прелести» в провинциальный город, центром жизни которого является аффинажный завод, возвращается криминальный авторитет Леонид Максимович (Олег Меньшиков). В чемоданчике у него несколько десятков ценных слитков. Он хочет свести счёты с директором завода Осинским (Филипп Янковский). На свою сторону Леонид Максимович перетягивает юного автоугонщика Цыгана (Фёдор Федотов), отца которого 25 лет назад убили из-за выдуманной кражи золота с завода. События в проекте развиваются неторопливо, но очевидно, что его главным украшением станет жестокое противостояние героев Янковского и Меньшикова. В авантюрной комедии «Пять копеек» восемь жадных граждан ищут много лет назад спрятанное в одних из первых «жигулей», выпущенных на заводе в Тольятти, золото. Проекту явно не хватает оригинальности. Насмотренные зрители увидят черты «Крысиных бегов», «Невероятных приключений итальянцев в России» и «12 стульев». Снова золото, снова Тольятти, но уже более любопытный жанровый проект. Это «Лада Голд». Парочка молодых людей (Эльдар Калимулин и Роман Евдокимов) удирают от кровожадных бандитов, у которых много лет назад украли миллионы рублей. Лидер одной из ОПГ Мидас (Павел Прилучный) ещё в конце 1990-х перевёл все средства в золото и собрал из него уникальную машину. За ошибки дедов приходится отвечать внукам. Авторы проекта не романтизируют бандитов, а смеются над их неуёмной жаждой денег и власти. Получается лихая криминальная комедия в духе фильмов Гая Ричи. Странно, что «Лада Голд» осталась без наград фестиваля.

«Лада Голд», реж. Никита Власов. Фото: «Иви»

Одной из самых ожидаемых премьер фестиваля по праву был сериал не про золото, но с названием «Золотое дно». После смерти строительного магната Алексея Градова (Ростислав Бершауэр) в борьбу за его внушительное наследство вступают давний партнер Кудрявцев (Игорь Гордин), дети предпринимателя Полина (Ангелина Пахомова), Дмитрий (Павел Попов), Антон (Валерий Карпов), действующая и бывшая жёны (Виктория Маслова и Наталия Вдовина), а также отец Юрий (Алексей Гуськов). Сценарий отечественной версии «Наследников» написали Сергей Минаев и Дмитрий Минаев. Напряжённые диалоги, роскошные интерьеры и отличные актёры не дадут заскучать, хоть и не покидает ощущение, что мы это всё уже видели, пусть и не в российских реалиях. В номинации «Герой “Нового сезона”» Алексей Гуськов занял третье место, также третье место в категории «Героиня “Нового сезона”» досталось Юлии Снигирь.

Пожалуй, из всей программы фестиваля лишь два проекта можно назвать классическими комедиями. Это «Бедные Абрамовичи» и «Трепачи». В первом проекте в москвича Бориса Абрамовича (Гера Сандлер) ударяет молния. С тех пор он видит 100 лет назад провинившегося перед Богом предка Хаима (Семён Стругачёв). Десятилетиями над Абрамовичами висит проклятие. Став праведным евреем, Борис может его снять. Илья Фарфель снял классический ситком, но на еврейской тематике. Правда, в проекте представлен упрощённый взгляд на иудаизм, так что юмор будет понятен самому широкому зрителю. В «Трепачах» в московской квартире сталкиваются юный стендапер-провинциал Даня (Глеб Калюжный) и пьющий пенсионер Вячеслав Соколов (Юрий Стоянов), в прошлом успешный советский юморист. Воссоединение Стоянова и Калюжного, звёзд «Вампиров средней полосы», получилось скомканным и невыразительным. Сериалу не хватает динамики и остроты. Впрочем, наверняка оба проекта найдут своего зрителя и не затеряются в телевизионном эфире.

«Кеша должен умереть», реж. Константин Богомолов. Фото: Kion

«Кеша должен умереть» тоже скорее относится к жанру комедии, только интеллектуальной и с драматическими нотками. Модный московский архитектор Иннокентий Мельников (Константин Богомолов) бросает жену Варю (Юлия Снигирь), бывшую жену Юлю (Юлия Александрова) и любовницу Лену (Александра Ребенок) ради новой пассии — 19-летней Аллы (Василиса Перелыгина), которую Кеша перевёз из Казани в столицу. Три обиженные девушки устали быть на коротком поводке у бабника и решают объединить усилия и расправиться с ним. Богомолов изумительно играет малоприятного самовлюблённого эгоистичного типа, в которого влюблены все женщины вокруг. Это почти тот же персонаж, что в «Психе». Богомолов всерьёз претендует на звание российского Вуди Аллена.

Футуристическая комедия «Кибердеревня» оригинально сталкивает деревенский сеттинг и технологии будущего (в том числе робототехнику). Фермер Николай (Сергей Чихачёв) ведёт автоматизированное хозяйство на Марсе. Но тут на его землю покушается гигантская корпорация во главе с Барагозиным (Григорий Скряпкин). Фермер расстаётся с родственниками, зато обретает друга в лице робота-уборщика Вани с разумом Барагозина. Улётные межпланетные приключения берут начало в роликах на YouTube-канале birchpunk. Все эпизоды сериала снял автор оригинального проекта Сергей Васильев. По-настоящему оригинальная комедия с внушительной компьютерной графикой осталась без наград, но рискует стать одним из главных осенних хитов.

«Кибердеревня», реж. Сергей Васильев. Фото: «Кинопоиск»

Тоже в будущее, но с оглядкой на прошлое смотрит «Очевидное невероятное». В основе сериала лежат рассказы Кира Булычёва «Великий Гусляр». Представьте себе советский телеспектакль, но с инопланетянами и летающими тарелками. В с виду заурядном провинциальном городе Великий Гусляр происходят невероятные пространственно-временные аномалии. Новый мэр (Максим Лагашкин) хочет сделать чудеса достоянием общественности. Местные жители во главе с заместителем мэра (Артём Быстров) пудрят мозги чиновнику и пытаются скрыть от него пришельцев и космические корабли. Добрая ретрофутуристическая комедия рассчитана на семейную аудиторию.

На стыке драматического и комедийного снят режиссёрский дебют Дарьи Мороз — «Секс. До и после». Это альманах романтических историй, происходящих в одном месте — модном ресторане «Лёд и пламя». В каждом эпизоде снялись большие сериальные звёзды: от Даниила Воробьёва и Анны Снаткиной до Светланы Ивановой и Григория Калинина. Короткие серии не дают заскучать: стендапер подкатывает к одноногой девушке, а два немолодых незнакомца оказываются не теми, кем казались вначале. «Секс. До и после» занял второе место в номинации «Самый ожидаемый сериал», а Дарья Мороз получила награду в категории «Открытие “Нового сезона”».

«Секс. До и после», реж. Дарья Мороз. Фото: Okko

Без призов фестиваля осталась гламурная драма «Престиж», первый эпизод которой уже показывали на «Пилоте». Теперь у сериала появились начальные титры: смесь триптихов Иеронима Босха и экзотических обоев на заставке «Белого лотоса». Элитный посёлок, в котором все друг другу регулярно врут, сотрясает убийство одной из нянечек. Следовательница (Ирина Розанова) намерена разворошить осиное гнездо. «Престиж» уверенно идёт по следам «Содержанок» и «Жить жизнь».

О музыкальной подростковой драме «Плакса» мало что можно сказать хорошего. Это продюсерский проект фронтмена «Руки вверх!» Сергея Жукова. Главную роль исполняет его дочь Ника Жукова. Это наивная и слишком лобовая история травли одноклассниками новенькой девочки. Переезд из Москвы в Новоморск (почему-то так в проекте называется Сочи) даётся непросто всем членам семьи главной героини. Школьницу упоительно избивают и психологически мучают, а она, назло всем врагам, спасается в музыке и вместе с только что образованной группой сочиняет популярные песни. Один из ярких примеров сомнительного творчества уже доступен широкой аудитории.

«Цикады», реж. Евгений Стычкин. Фото: «Кинопоиск»

Сразу два проекта вращаются вокруг молодых людей и преступлений. В «Чёрном облаке» Карена Оганесяна все, кого борющаяся с гневом студентка Оля (Мария Мацель) упоминает на сессии с психологом Борисом (Филипп Янковский), резко умирают. За расследование берётся забавная парочка (Марьяна Спивак и Алексей Розин). В проекте, как в «Игре престолов», герои погибают с поразительной регулярностью. А ещё в каждом эпизоде подозрение падает на пока живого персонажа. Психологический или даже мистический триллер стал третьим в номинации «Самый ожидаемый сериал», а Мария Мацель — одной из «Героинь “Нового сезона”». В «Цикадах» Евгения Стычкина действие начинается с допроса группы школьников. На вечеринке подростков произошла стрельба, следователь (Артём Быстров) пытается сложить полную картину произошедшего, а для этого нужно вспомнить все события с момента появления в учебном заведении богатенького Антона (Григорий Верник). Стильный сериал остался без наград, но заинтриговал. Отдельный бонус — неожиданное появление на экране усатого Александра Паля. Что же на самом деле произошло на вечеринке и как много скелетов из жизни школьников и их родителей узнает аудитория? Нелинейная структура повествования и многочисленные флешбэки — козыри как «Чёрного облака», так и «Цикад».

Фаворитом зрителей стала показанная в последний день киносмотра криминальная ретро-драма «Слово пацана». В сериале Жоры Крыжовникова впечатляют и масштабность постановки, и постоянный экшен в виде кулачных драк, и внимательное отношение к деталям ушедшей эпохи, и отличные актёрские работы. Пианист Андрей (Леон Кемстач) становится другом гопника Марата (Рузиль Минекаев), а затем вступает в одну из казанских преступных группировок. Противостояние банд обостряется, когда из Афганистана возвращается сводный брат Марата Вова (Иван Янковский). События в сериале развиваются конце 1980-х, переломный момент для истории страны, но пугают до сих пор. Город поделён между группировками, простым гражданам небезопасно ходить по улицам, все вопросы пацаны решают грубой силой. Может быть, проект Крыжовникова поможет поставить жирную точку в теме лихого преступного прошлого России, но едва ли. И хотя «Слово пацана» напрямую не говорит о сегодняшнем дне, близкая к документальной натуралистичность переносят зрителей в недавний исторический период. Проект был признан самым ожидаемым сериалом, а Иван Янковский занял второе место в номинации «Герой “Нового сезона”».

«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: Wink

Немного жаль, что новые отечественные сериалы не говорят ничего принципиально нового о нашем времени. Будем считать, что исследовать эпоху будет авторское кино. Или же большие исторические процессы видны на расстоянии. Потому пока в ходу триллеры, сказки, комедии и драмы о 90-х.

Читайте также
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: итоги
80-й Венецианский кинофестиваль подошел к концу. Кинокритик Денис Виленкин завершает цикл дневников Мостры из Лидо и рассказывает об итогах.Премия Марчелло Ма...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть третья
Кинокритик Денис Виленкин возвращается с третьим дневником 80-го Венецианского кинофестиваля. В прошлых материалах мы узнали о фаворитах фестиваля, а также о...
Про безумцев и отщепенцев: все грани творчества Вернера Херцога
Сегодня Вернеру Херцогу исполняется 81 год, и заканчивать карьеру режиссёр не планирует. Постановщик снимает игровые и документальные фильмы уже более 60 лет....
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть вторая
Кинокритик Денис Виленкин продолжает вести дневник 80-го Венецианского кинофестиваля специально для КИНОТВ.К экватору фестиваля очереди уменьшаются, как и кол...
Обитель призраков: как устроены японские фильмы ужасов
В российский прокат впервые выходит «Звонок» — культовый японский фильм ужасов Хидэо Накаты, оказавший колоссальное влияние на дальнейшее развитие жанра хорро...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть первая
Прямо сейчас кинокритик Денис Виленкин находится на 80-м Венецианском кинофестивале и спешит рассказать аудитории КИНОТВ о том, как проходит это масштабное ки...
Также рекомендуем
Соня Бессонова советует фильмы, которые вы можете посмотреть в грядущем месяце, не выходя из дома
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.
Соня Бессонова советует фильмы, которые вы можете посмотреть в грядущем месяце, не выходя из дома
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00