От Теды Бары до Евы Грин: 5 роковых женщин Голливуда

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

6 июля 45 лет исполнилось Еве Грин — одной из главных femmes fatales Голливуда. Возлюбленная Джеймса Бонда Веспер Линд, мстительная ведьма Анжелика Бушар и коварная обольстительница Ава Лорд — лишь несколько примеров роковых героинь, преобладающих в карьере актрисы. Вопреки распространённому убеждению, архетип femme fatale не всегда ограничивается соблазнением мужчины и даже позволяет женщине обрести внутреннюю силу. По случая юбилея Евы Грин Мария Ракитина рассказывает о ней и других актрисах Голливуда, которые неизбежно ассоциируются со своими роковыми героинями на экране.

Теда Бара

«Клеопатра» (1917)

Теда Бара — одна из первых femmes fatales в истории кино, без которой у нас бы не было роковых ролей Евы Грин и Шэрон Стоун. Голливудская карьера Теодосии Барр Гудман началась с немого фильма «Жил-был дурак» (1915), где она воплотила Вампиршу — загадочную женщину, соблазняющую мужчин и разрушающую их жизни. По настоянию продюсеров актриса-дебютантка взяла себе псевдоним Теда Бара, потому что он «звучал экзотично» и идеально подходил для имиджа роковой звезды. Феноменальную известность она получила именно благодаря образу коварной искусительницы. The New York Dramatic Mirror писал: «Мисс Бара не упускает ни одного шанса проявить чувственность в амплуа Вампирши».

Другие героини Теды тоже обладали мистико-экзотическим шармом, а их основная функция заключалась в обольщении мужчин ради личной выгоды. Роли Клеопатры, Кармен, Саломеи и мадам Дюбарри в полной мере раскрыли драматический талант актрисы, но многие зрители всё равно воспринимали её исключительно как Вампиршу. Несмотря на то что Теда Бара, по сути, удовлетворяла мужские фантазии о роковой женщине, она считала своих героинь достаточно эмансипированными для 1910-х годов. «Вампирша, которую я играю, — это месть моего пола тем, кто его эксплуатирует. Видите ли, у меня лицо Вампирши, но сердце — феминистки», — говорила актриса уже после завершения карьеры. Теда Бара освободила женщин в кино от традиционно покорных ролей и предоставила им право на автономию. Её героини, как правило, использовали сексуальность и коварство для обретения контроля и власти над мужчинами. Однако к 1919 году Голливуд решил значительно смягчить опасный и угрожающий образ женщины-вамп, чтобы угодить широкой аудитории, поэтому «нишевая» Теда Бара сразу оказалась не у дел, а на экране её заменили Клара Боу и Луиза Брукс, которые придали роковому архетипу обаятельную дерзость девушек-флэпперов.

Джин Тирни

«Бог ей судья» (1945), кадр: Criterion

Американка Джин Тирни, чья карьера началась на Бродвее, наравне с Лорен Бэколл и Ритой Хейворт была одной из самых заметных актрис нуаров 1940–1950-х годов. Однако среди других коллег по жанру её выделяли смелые образы роковых женщин, которые как будто опередили своё время. Если в «Лоре» (1944) Тирни воплотила загадочную femme fatale, буквально сводящую мужчин с ума, то в триллере «Бог ей судья» (1945) она задолго до Эми Данн из «Исчезнувшей» (2014) показала, на какие безумства способна женщина-нарцисс в отношениях. Светская красавица Эллен Берент настолько зацикливается на собственном муже, что прибегает ко всё более изощрённым манипуляциям и чудовищным действиям, чтобы привязать его к себе.

Джин Тирни слой за слоем избавляется от очаровательной маски преданной жёнушки и медленно впадает в чистое безумие. Её femme fatale — олицетворение мужского страха перед потенциальной властью, которую женщина может получить в браке. Однако антигероиня Джин Тирни выходит за рамки мизогинных клише — она боится потерять супруга, потому что однажды лишилась отца, и оказывается способной на страшные вещи из-за непроработанной травмы. Эллен Берент одновременно пугает и завораживает зрителя своим роковым дуализмом, благодаря которому остаётся едва ли не самой интересной женщиной-вамп из классических нуаров. За роль в «Бог ей судья» Тирни номинировалась на «Оскар», но награду не получила. По этой причине Мартин Скорсезе считает, что Джин Тирни — одна из самых недооценённых актрис Золотого века Голливуда.

Тем не менее именно умопомрачительный образ Эллен Берент в «Бог ей судья», буквально dressed to kill, принёс Тирни звание самой стильной femme fatale из нуаров 1940-х годов. Увы, за драматическими триумфами актрисы на экране скрывалась многолетняя борьба с депрессией и принудительное лечение шоковой терапией, за запрет которой она активно выступала до конца своей жизни.

Гленн Клоуз

«Роковое влечение», кадр: Paramount Pictures

Широкое признание и номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль Гленн Клоуз принесла роль Алекс Форрест в «Роковом искушении» (1987). Именно образ роковой женщины, безумно одержимой женатым мужчиной, стал определяющим в карьере актрисы и у многих ассоциируется с ней до сих пор. Бесстрашная и безгранично смелая Клоуз освободила архетип femme fatale от сексуальной объективации и обнажила его опасную подноготную. Триггером для агрессивного поведения Алекс, преследующей своего коллегу, послужила травма покинутой, что придавало героине психологическую и эмоциональную глубину. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы зрители перестали воспринимать персонажа Гленн Клоуз как маниакальную злодейку, которой невозможно сопереживать.

Дело в том, что продюсеры фильма исключили из сценария предысторию Алекс, которая подверглась сексуализированному насилию в детстве, и превратили её в безумную femme fatale, разрушающую жизнь мужчины-предателя. Последние семь лет Гленн Клоуз радикально переосмысляет образ своей героини в «Роковом искушении» в публичном поле и настаивает на том, что у неё было ментальное расстройство, которое в 1980-х «ни продюсеры, ни зрители не приняли всерьёз».

«Роковое влечение», кадр: Paramount Pictures

«Это только подпитывало стигму. Они сделали из неё психопатку. Но люди, которые страдают от насилия, могут оказаться обидчиками. Я не играла обобщение, я не играла клише. Я играла очень специфического, глубоко обеспокоенного, хрупкого человека, которого я полюбила», — делится актриса. Тем не менее её Алекс Форрест долгое время считалась идеальным примером женщины-вамп, полностью потерявшей контроль над своими желаниями и эмоциями. Кроме того, после душераздирающего перформанса в «Роковом искушении» Гленн Клоуз пригласили сыграть гениальную интриганку маркизу де Мертей в голливудской экранизации «Опасных связей» (1988).

Героиня, которая использовала своего друга виконта де Вальмона для мести бывшему любовнику, стала ещё одной знаковой femme fatale в карьере актрисы.

«Я думаю, она остро осознает своё положение в обществе и его ограничения. Она была блестящей женщиной, проклятой интеллектом, с которым ей некуда было идти. Ей пришлось создавать себя, она жила в эпоху лицемерия и искусственности. Она видела, как людьми манипулируют, и она решила быть кукловодом, а не марионеткой»,отзывалась Клоуз о своей маркизе де Мертей.

Шэрон Стоун

«Казино», кадр: Universal Pictures

Титул роковой женщины закрепился за Шэрон Стоун благодаря роли в «Основном инстинкте», где она сыграла писательницу-маньячку Кэтрин Трамелл, которая убивала мужчин в порыве страсти и сочиняла шокирующие своей жестокостью детективы. Примечательно, что изначально голливудские продюсеры не видели актрису в столь провокационном образе, потому что считали её недостаточно сексуальной. Чтобы развеять чужие сомнения, Шэрон Стоун приняла участие в фотосессии для мужского журнала Playboy. Для американской киноиндустрии начала 1990-х, где объективация женского тела была нормой, этого оказалось достаточно. Пол Верховен утвердил Стоун на роль, ставшую для актрисы личным вызовом и превратившую её в секс-символ.

Хотя многие видели в Кэтрин Трамелл только порочную femme fatale, Шэрон Стоун отмечала властный характер своей героини, играя которую она открыла неожиданные грани собственной личности.

«Основной инстинкт», кадр: TriStar Pictures

«Могу сказать, что эта роль была самой напряжённой за всю мою карьеру с точки зрения изучения своей тёмной стороны. Когда я играла серийную убийцу в «Основном инстинкте», я подключилась к этой ярости. Было страшно заглянуть в свою тень и показать её на камеру так, чтобы её увидел весь мир. Было страшно позволить людям поверить в то, что я была “такой”. Более того, было страшно осознать, что у меня внутри есть или всегда была тьма»,вспоминала актриса.

С одной стороны, образ искусной манипуляторши Кэтрин Трамелл, использующей свою сексуальность, чтобы усыпить бдительность детектива Ника Каррена (Майкл Дуглас), казался революционным, но с другой, именно он заточил Шэрон Стоун в образе роковой женщины. В этом же амплуа она предстала в криминальном триллере Мартина Скорсезе «Казино» (1995). Актриса воплотила элитную секс-работницу Джинджер, которая удачно вышла замуж за управляющего казино (её прототип — светская львица из Вегаса Джерри МакГи), но поддалась соблазну своих страстей и недооценила их разрушительную силу. В Голливуде Стоун списали со счетов после того, как в 2001 году она перенесла инсульт. Даже возвращение к роли Кэтрин Трамелл в провальном сиквеле «Основного инстинкта» (2006) не помогло ей снова стать востребованной. Стоун всегда думала, что однажды освободится от статуса секс-звезды, но мужчины в Голливуде считали иначе и лишили актрису профессии, потому что она не соответствовала их ожиданиям, в том числе в плане здоровья.

Ева Грин

«Казино Рояль», кадр: MGM

Карьеру француженки Евы Грин в Голливуде в основном определяют роли роковых женщин, чьим образам она придаёт драматическую сложность, потому что не может иначе. «Для актрисы нет ничего хуже, чем быть пустой оболочкой <...> Что мне делать? Просто стоять [в кадре] и быть... красивой?» — говорит француженка в интервью. Дочь актрисы Марлен Жобер и хирурга-стоматолога прославилась благодаря провокационному перевоплощению в одержимую кино и порочной романтикой француженку Изабель в «Мечтателях» (2003) Бертолуччи. Голливуд Ева Грин покорила ролью роковой шпионки Веспер Линд — девушки агента 007, которая, вопреки канонам бондианы, оказалась многогранным персонажем, а не просто красивым приложением к солирующему мужчине и гиперсексуализированной «девой в беде». Героиня актрисы в «Казино Рояль» (2006) выглядела эффектной, расчётливой и самодостаточной женщиной и в то же время была способна на сильные чувства, что в корне изменило представление о том, какой должна быть «идеальная» возлюбленная Бонда.

Когда речь заходит о её ролях в кино, Ева Грин называет себя «мазохисткой» и признаётся, что предпочитает антигероинь образам «хороших девушек». Актёрскую профессию она рассматривает как форму терапии, позволяющую ей преодолеть природную застенчивость и хроническую тревожность. Несмотря на то что в жизни Ева Грин — «тихий и почти что скучный человек», архетип женщины-вамп давно стал её визитной карточкой на экране. Однако femme fatale в исполнении актрисы всегда выходит за рамки мужского интереса.

«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», кадр: The Weinstein Company

В «Мрачных тенях» (2012) Тима Бёртона Грин сыграла мстительную ведьму-соблазнительницу, взявшую под контроль целый город. В историческом боевике «300 спартанцев: Расцвет империи» (2014) актриса перевоплотилась в хладнокровную, жестокую и властную предводительницу персидского флота Артемисию, которая в совершенстве владела искусством морского боя и манипулировала царём Ксерксом Великим в своих интересах. В готическом сериале Showtime «Страшные сказки» (2014–2016) Грин вжилась в роль отчаянной женщины-медиума Ванессы Айвз, которая в основном привлекала внимание падших грешников — от Дориана Грея до самого Люцифера.

Роковой имидж актрисы достиг своего пика в неонуаре «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014), где она воплотила соблазнительную манипуляторшу Аву Лорд, перед вероломным шармом которой не мог устоять ни один мужчина. Фильм критиковали за излишнюю объективацию преимущественно раздетой или полураздетой героини Евы Грин, которая едва ли чувствовала себя комфортно на съёмках.

«Я не люблю сниматься в обнажённых сценах, потому что они очень неудобны, но люди в США полностью очарованы обнажённой натурой <...> Они думают, что, поскольку я француженка, я делаю это очень легко», жаловалась актриса в интервью.