Участие в реалити-шоу может серьёзно ударить по психическому здоровью. И, как показали трагические события вокруг популярной британской программы «Остров любви», индустрия остро нуждается в решении этой проблемы. Разбираемся, что переживают конкурсанты по завершении съёмок и как с этим помогают бороться в отрасли.
В 2018 году участница второго сезона «Острова любви» Софи Градон совершила самоубийство. Это произошло спустя примерно два года после того, как она покинула проект. Её бойфренд не смог пережить смерть подруги и свёл счёты с жизнью спустя 20 дней. Следом, весной 2019 года, шоу потрясла ещё одна страшная новость — экс-футболиста и участника третьего сезона Майка Таласситиса нашли мёртвым в лондонском парке. В его блокноте обнаружили записи, свидетельствующие о намерении совершить суицид. Телеведущая Кэролайн Флэк наложила на себя руки спустя 11 месяцев, когда узнала, что против неё заведут дело о нападении на бывшего парня и ничем, кроме как унижения, этот «показательный процесс» закончиться не может.
Есть и другие участники «Острова любви», которые задумывались о суициде, но до крайней точки не дошли. По словам Алекса Миллера, свой уход из четвёртого сезона он пережил особенно болезненно. Сама мысль о том, что проект для него закончился, а впереди — только осточертевшая рутина, заставляла думать о худшем. Стоящие за программой люди намеренно помещали конкурсантов в среду, расшатывающую психику, а затем отпускали их на все четыре стороны. «Продюсеры могут продать вам мечту, притвориться вашим другом, использовать вас для собственных целей, подтолкнуть вас к определённым ситуациям в шоу; они продают образ вашего персонажа, сотворённого благодаря монтажу по их собственной прихоти, а после отправляют обратно, не забыв при этом похлопать по спине, и на этом всё», — признался Джонни Митчелл в петиции, которую создал после суицида своего друга Майка Таласситиса.
После смерти Таласситиса продюсеры заявили, что на шоу всегда действовала система охраны психического здоровья, позволяющая приглядывать за участниками до, во время и после шоу. Предположительно, эта система ограничивалась добровольным посещением психолога, который дежурил на острове 24 часа в сутки, однако этого, считают участники, мало, ведь не всем хватает духу обратиться за помощью. Одной из тех, кто искал поддержки от команды «Острова любви», была Софи Градон, но она «не получила ничего взамен».
Давление шло и от зрителей, которые принимали действия играющих свою роль конкурсантов за чистую монету, писали им угрозы и желали смерти. Спустя год после съёмок у Малин Андерссон скончалась мать, ради заботы о которой она прекратила работать на публику, а затем умерла её новорождённая малышка. Хотя Андерссон и получила слова поддержки от подписчиков, большим ударом для неё стали действия интернет-тролля, который вёл инстаграм-аккаунт*от лица её умершей дочери. Девушка смогла пережить череду трагических событий и нашла в себе силы рассказать аудитории о своей борьбе, в частности, с расстройством пищевого поведения.
16 июня 2021 года, в преддверии старта седьмого сезона, телеканал ITV наконец обнародовал свои протоколы по оказанию психологической помощи участникам «Острова любви». Так, во время подготовки к съёмкам, самих съёмок и после них конкурсантов ждёт обследование у докторов, психологов и врачей общей практики, закреплённых за шоу; обучение по работе с соцсетями, управлению своими финансами и облегчению адаптации жизни дома; восемь сеансов психотерапии по завершении сезона.
Участники реалити-шоу находятся в состоянии нескончаемого стресса. На шумную славу и всеобщее внимание можно и «подсесть», но затем герои оказываются в ещё более сложной ситуации: повседневность накрывает с головой, а чувство собственной важности улетучивается. Случаи добровольного ухода из жизни звёзд реалити-шоу связаны не только с «Островом любви». История жанра видела самоубийство переживавшей финансовые трудности Симон Баттл из The X Factor, находившегося в депрессии Джулиана Хага из «Холостячки», страдавшей от кибербуллинга Ханы Кимуры из Terrace House и других. То есть это проблема, которую игнорировали на протяжении долгих лет, и введение ITV протоколов по оказанию психологической помощи на обязательной основе имеет все шансы на то, чтобы подать пример для всех руководителей в отрасли и вне её ради предотвращения суицида среди работников/участников.
*Instagram запрещён на территории РФ