Опасный «метод»: как актёры уничтожают себя ради роли в кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Актёрским методом принято считать набор приёмов, которые развивают искренность, расширяют эмоциональный баланс и в целом помогают исполнителю свободно проявлять себя в кадре: звучать живо и без фальши. Однако в голливудской среде под method acting чаще всего подразумевается система Станиславского — актёрские техники, разработанные советским театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в начале XX века. Кинообозреватель Оля Смолина рассказывает, в чём заключается «опасный метод» и как он ломает талантливых артистов.

Константин Сергеевич призывал своих учеников отказываться от штампов в актёрском ремесле, проживать опыт персонажей по-настоящему — в реальной, а не искусственной среде. И только потом идти на сцену. Основная проблема метода Станиславского заключается в том, что он окончательно размывает границы между реальным образом и вымышленным: актёр не просто превращается в чистый холст, он буквально становится другим человеком. В психическом плане такие изменения тяжело обратимы, в физическом — довольно опасны. Метод Станиславского ожидаемо поделил исполнителей на два лагеря: первые готовы пойти на любые жертвы ради высокого искусства, вторые отстаивают неприкосновенность собственной личности и, что не менее важно, здоровья.

В списке известных последователей «опасного метода» в американском кино — Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дэниэл Дэй-Льюис, Хоакин Феникс, Мэрил Стрип. Среди критиков замечены Роберт Паттинсон, однажды сказавший, что «этому методу следуют только те, кто играет настоящих отбросов общества». Дженнифер Лоуренс, которая отметила, что «ей было бы некомфортно работать с человеком, практикующим актёрский метод». И даже Натали Портман, назвавшая метод Станиславского «роскошью, которую женщины себе не могут позволить». В конце концов, у многих есть дети, которые едва ли смогут понять нюансы родительской работы.

За всю историю кино набралось немало примеров применения системы актёрских техник Станиславского, которые не только оправдывают её гениальность, но и «подсвечивают» насильственную среду.

Социальная изоляция

Хит Леджер в «Тёмном рыцаре», кадр: Warner Bros.

Социальная изоляция — один из самых распространённых репетиционных приёмов, который помогает актёру не только сконцентрироваться на роли, но и взять духовную аскезу, отвлечься от мирских забот и заняться делом. В ходе подготовки к съёмкам «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана покойный Хит Леджер заперся в гостиничном номере и не выходил оттуда в течение нескольких месяцев — всё ради того, чтобы познать аутсайдерскую сущность Джокера. Леджер методично изучал манеры персонажа, повторяя его мимику из комиксов, заучивая фразы. Оказавшись на съёмочной площадке, актёр своим привычкам изменять не стал — даже в перерывах между дублями он не снимал грим и зелёный парик, все трюки выполнял самостоятельно. Однажды Леджер попросил экранного партнёра Кристиана Бэйла ударить его во время сцены, где Бэтмен допрашивает Джокера. «Он бился головой о стены со всей силы, оставляя глубокие вмятины от ударов», — вспоминал Бэйл.

В религиозной драме «Молчание» Мартина Скорсезе британский актёр Эндрю Гарфилд сыграл католического священника, который попадает в плен во время странствия по Японии. Будучи сторонником системы Станиславского, Гарфилд решительно растворился в своей роли. В одном из интервью актёр признался, что взял обет молчания, отдалился от близких и сосредоточился на духовных практиках, принял пост и целибат. В течение шести месяцев утро Эндрю начиналось с многочасовых медитаций, которые спасли его персонажа от пучины депрессии и одиночества.

Чхве Мин-щик в «Олдбое», кадр: CJ ENM

Производство «Элвиса» разделило звезду «Байкеров» Остина Батлера и его семью на целых три года. После успешных прослушиваний актёр переехал в Австралию, где проходили съёмки фильма. На новом месте произошла вынужденная социальная изоляция — никого, кроме режиссёра База Лурмана, Батлер не знал. «Бывали месяцы, когда я вообще ни с кем не разговаривал, а когда разговаривал — говорил голосом Элвиса», — признался Батлер.

В культовом триллере «Олдбой» Пак Чхан-ука корейский актёр Чхве Мин-щик сыграл мужчину, заточённого в одиночной камере на долгие годы. Его подготовка к роли включала в себя добровольное одиночество и прожигание кожи раскалённой проволокой — именно так его персонаж делал себе татуировки, чтобы отсчитать дни, проведённые в тюрьме. На фоне этих фактов сцена, где Мин-щику пришлось съесть живого осьминога, уже не кажется такой безумной, правда?

Физические трансформации

Шарлиз Терон в «Монстре», кадр: Newmarket Films

Кто-то когда-то сказал: «Для того, чтобы получить “Оскар”, актрисе нужно стать некрасивой». Лишить себя глянцевого лоска и защиты в виде безупречного макияжа. Стать по-настоящему уязвимой для зрителя. Правдивость этой фразы оправдывает уникальный опыт Шарлиз Терон в биографическом триллере «Монстр» Пэтти Дженкинс. Ей досталась роль невероятно отталкивающего персонажа — американской серийной убийцы, проститутки и людоедки Эйлин Уорнос. Трансцендентная глубина игры Терон — самая впечатляющая часть фильма, которой удалось достичь благодаря радикальным физическим трансформациям. Первым этапом преображения Терон стал набор веса — она набрала 15 килограммов. Актриса также сбрила брови, установила брекеты с гнилыми зубами, подстригла и проредила свои шикарные густые волосы. На съёмочную площадку Терон пришла уже абсолютно другим человеком, экранный образ фактически стал частью её личности.

Схожий опыт в начале нулевых пережила тогда ещё начинающая актриса Руни Мара, проходящая прослушивание на роль социопатической хакерши Лисбет Саландер в «Девушке с татуировкой дракона». Для того чтобы произвести впечатление на режиссёра Дэвида Финчера, известного своим скрупулёзным подходом к работе, Мара продумала образ до мельчайших деталей. Пирсинг в её носу, губе, сосках и брови был настоящим, а вот татуировки — нарисованные. Мара обесцветила брови, подстригла волосы и посадила себя на диету, осознанно доведя тело до состояния, близкого к истощению, — всё по традиции литературного канона Стига Ларссона. По просьбе режиссёра актриса напивалась перед каждым днем съёмок, чтобы приходить на работу в состоянии сильного похмелья и выглядеть соответствующе. Всё это в конечном итоге привело к тому, что Мара выглядела на экране нездоровой и осунувшейся — едва ли Финчер ожидал подобного эффекта.

Кристиан Бэйл в «Машинисте», кадр: Paramount Classics

Кристиан Бэйл — почётный рекордсмен по трансформации тела на большом экране. Во время производства драмы «Машинист» актёр похудел до 59 килограмм, уже через год подкачался и набрал массу для «Бэтмена: Начало», дошёл до критического веса в 100 килограмм в «Афере по-американски», а потом долго худел, чтобы вернуться к прежней форме. Последней большой физической трансформацией Бэйла стал байопик «Власть», в котором он сыграл вице-президента США Дика Чейни. Для этой роли актёр придумал целое меню из вишнёвых пирогов с гигантским количеством калорий.

Том Хэнкс («Изгой»), Джейми Фокс («Рэй») и Роберт Де Ниро («Неприкасаемые») также прибегали к критическому сбросу веса ради реалистичного отображения персонажа. При этом последний появился в фильме всего на десять минут.

Отказ от цивилизации

Ещё один вид «опасного» метода — добровольный отказ от бытовых удобств и современных гаджетов, который делает актёра ближе к персонажу, находящемуся вдали от цивилизации или в состоянии глубокой нищеты. Один из самых известных примеров — Эдриан Броуди в драме Романа Полански «Пианист». Специально для роли композитора Владислава Шпильмана Броуди, который и без того отличался астеническим телосложением, похудел на 13 килограмм. Кроме того, актёр отказался от мобильного телефона, квартиры и большей части имущества — всё для того, чтобы как можно лучше запечатлеть реалии Варшавского гетто.

Дэниэл Дэй-Льюис в «Последнем из могикан», кадр: 20th Century

Оскароносный фаворит Дэниэл Дэй-Льюис, ещё один сторонник радикальных методов трансформации, научился строить каноэ и охотиться ради роли в «Последнем из могикан». Однако этим дело не кончилось. На время съёмок актёр принципиально отказывался от домашней еды, питался лишь мясом убитых им животных. Как и его персонаж Натаниэль Бампо, Дэй-Льюис всё время ходил с ружьём, не сделав исключение даже ради семейного рождественского ужина.

В стремлении получить долгожданный «Оскар» Леонардо ДиКаприо отправился в заснеженную тайгу, неделями мылся в проруби, спал внутри убитой лошади и даже ел сырую печень бизона — съёмки «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, вероятно, до сих пор преследуют его в ночных кошмарах.

Странное и девиантное поведение

Самым спорным приёмом системы Станиславского можно назвать проживание опасного и психически неустойчивого персонажа, которое сказывается не только на ментальном состоянии исполнителя роли, но и на его окружении. Экстравагантное перевоплощение Джареда Лето в «Отряде самоубийц» Дэвида Эйра — одно из таких. В разговоре с журналистами Лето признался, что отправлял коллегам по цеху использованные презервативы и анальные шарики в надежде добиться «эффекта спонтанности» на площадке. Экранная партнерша Лето Виола Дэвис дополнила и без того гнетущую картину рассказом о том, как Джаред зачем-то оставил мёртвую свинью в их репетиционном зале.

Эдвард Нортон в «Бойцовском клубе», кадр: 20th Century Fox

Ирландский актёр Джейми Дорнан так увлёкся ролью контролирующего бизнесмена Кристиана Грея в «Пятидесяти оттенках серого», что в какой-то момент — исключительно из «профессионального интереса» — начал преследовать случайную женщину в поезде.

Одна из самых важных ролей в карьере Форреста Уитакера — биографическая драма «Последний король Шотландии» — поселила разлад в его семье. Поведение актёра было настолько деспотичным, угрюмым и отталкивающим, что жена и дети просто с ним не разговаривали. А вот жители Уганды, куда Уитакер перебрался на время производства, оценили его по достоинству.

Эдвард Нортон, который с годами получил репутацию самого невыносимого голливудского актёра, отличился и в культовом «Бойцовском клубе». Нортон так сильно погрузился в роль безумного, страдающего хронической депрессией офисного планктона, что в какой-то момент без особых на то оснований просто ударил Брэда Питта под дых. Исполнитель роли Тайлера Дёрдена был настолько ошеломлён, что даже не нашёлся, что ответить.

Вариации системы Станиславского меняются вместе с актёрами, тенденциями и индустрией, которая в последние годы не особо радует большими творческими челленджами. Тем не менее каждая роль, сыгранная в рамках «опасного» метода, без сомнения, будет выделяться на фоне остальных — даже если фильм окажется провальным.