Квазимодо, повар «с текилой в крови» и другие: как проходит 74-й Берлинале

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

По показанным фильмам конкурсной программы 74-го Берлинского международного кинофестиваля уже можно сделать первые предсказания насчёт призов. Сусанна Альперина, которая смотрит фильмы в Берлине, на данный момент думает, что все шансы получить приз есть у четырёх картин.

Это фильм «Дагомея» (Dahomey) Мати Диоп. Причина: что бы ни сняла фаворитка Канн — это будет признано, хотя бы по политическому принципу. Однако это логическое заключение — картина ещё не просмотрена. Также, скорее всего, поощрят фильм «Мой любимый торт», поскольку его режиссёров не выпустили на его премьеру из Ирана. Марьям Могаддам и Бехташ Санаих записали отдельное обращение для фестиваля, в котором говорится, в частности, что их лишают возможности наблюдать за первым выходом фильма к зрителям — это примерно как родителям не позволить следить за первыми шагами своего ребёнка.

А вот фильм «Кухня» вполне может получить один из главных призов, в частности — «Медведей», как за режиссёрскую, так и за операторскую работу. И похоже, что жюри отметит ленту «Другой человек». Приведём аргументы.

Актёрский состав фильма «Кухня», Berlinale

Берлин сегодня похож на Вавилон — сюда прибыли тысячи беженцев из разных горячих точек мира. Название сериала Тома Тыквера «Вавилон-Берлин» оказалось пророческим. Причём немецкая столица переживает такой период не впервые в своей истории. На Берлинале это также отражается. Соответственно, кино, которое показывают на фестивале, должно быть близко и понятно всем — людям из разных точек мира, различного уровня образования, сословий, цветов кожи и так далее.

Именно таков конкурсный фильм «Кухня» (режиссер Алонсо Руиспаласиос). Картина сделана в копродукции Мексики и США. Начинается с того, как 12-летняя мексиканская девочка Эстелла (Анна Диаз) прибывает в Нью-Йорк, при этом по-английски она не знает ни слова. Ищет некоего Педро в ресторане. И в конце концов попадает к нему, попутно случайно устроившись на работу. Педро (Рауль Брионес) — её родственник — трудится поваром на кухне в ресторане на Манхэттене. Про этого парня говорят, что у него текила в крови. Импульсивный, темпераментный, подвижный. А сама кухня представляет собой сборище людей разных национальностей — тут и марокканцы, и мексиканцы, и арабы... Кого только нет! И все друг друга называют чаще всего не по имени, а по географии. Примерно так: «Эй, Касабланка, иди-ка сюда». Есть на кухне и американец Макс, которого весь этот базар-вокзал страшно раздражает. Но работа есть работа, он вынужден терпеть «понаехавших» и делает это из последних сил.

В день появления девчушки Эстеллиты на кухне в офисе ресторана случается пропажа. 800 долларов исчезли из бухгалтерии. Начальство устраивает допрос. Хозяин ресторана, который в представлении всех сотрудников кухни — почти Бог, тихим голосом, не предвещающим ничего хорошего, говорит, что это саботаж. Под подозрение в числе первых попадает Педро. Дело в том, что его любимая — одна из официанток — беременна и ей нужны деньги на аборт. Хотя сам Педро больше всего на свете хочет ребёнка. Дома у него находится отец, который вскоре умрёт, и Педро мечтает о светлокожем мальчике, похожем на мать, и назвать его хочет, как и отца, Хосе.

Кадр из фильма «Кухня», Berlinale

Официантку играет Руни Мара, которая с первого же появления в кадре крадёт всё внимание зрителя. И, наблюдая за историей любви на этой мировой чёрно-белой кухне (во всех смыслах, фильм не цветной), зритель чувствует, что влюбляется сам. Так сыграно. Химия между Руни Марой и Раулем Брионесом — словно для гурманского блюда подобрали идеально сочетающиеся ингредиенты. Вдобавок всё это щедро сдобрено мексиканскими страстями. Единственная цветная сцена в картине — эротическая — происходит в большом холодильнике, морозильной камере ресторана. В истории мирового кинематографа не было ничего подобного.


То, как снята картина, заслуживает отдельного рассказа. Камера словно сама присутствует на кухне в виде живого человека. И не только на ней, но и на улицах города. Она то мечется, то замирает, то поднимается, то опускается. Камера дышит, сопереживает, удивляется.


Конечно, зрителя российского, воспитанного на сериале «Кухня» с его бесконечными продолжениями, вряд ли можно удивить киноновинкой, в которой тоже рассказывается про то, чем заняты люди в перерывах между процессом приготовления пищи. Но такое впечатление обманчиво. Потому что в этой картине сконцентрировано то, что порой не уместишь в нескольких сезонах популярнейшего телешоу. Да, эта американо-мексиканская «Кухня» — картина высокой концентрации, ещё и потому, что в ней заложено множество смыслов-посланий на всех уровнях. Например, рассказано, о чём мечтают люди разных цветов кожи, почему стоит следовать старинной притче о неаполитанцах, стоит ли верить приезжим. А также — что людям нужно, даже если у них есть и еда, и крыша над головой, и какую роль играет машинка-принтер на кассе, которая каждому выпечатывает свой чек.

Фильм «Другой человек» режиссёра Аарона Шимберга приехал на фестиваль в Берлин с американского «Сандэнса». Это само по себе придаёт картине знак качества, однако же в Штатах картине оказали неоднозначный приём. Одних она восхитила, других разочаровала, если не сказать испугала. Уже было упомянуто в предыдущей статье, что словно призрак «Отверженных» Виктора Гюго витал над фильмом открытия Берлинале-2024 «Такие мелочи, как эти», и если продолжить сравнение, то главный герой фильма «Другой человек» — сплошное воплощение Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери». Но в современной реинкарнации.

Кадр из фильма «Другой человек», A24

Эдвард страшен настолько, что посмотри на него хоть раз — не уснёшь. Болезнь повлияла на его внешний вид. Тем не менее с такой внешностью он востребован — снимается в кино. Это не умаляет его страданий и комплексов, особенно после того, как он встречает свою Эсмеральду. Прекрасная соседка Ингрид из квартиры рядом — драматург и сценарист — оказывается к нему необычайно добра. Её играет Ренате Реинсве — звезда фильма «Худший человек на свете», в этом году в Берлине она сразу в двух конкурсных фильмах. Эдвард влюбился, но он страшен. У Гюго ни в романе, ни при жизни писателя не было новейших технологий, способных изменить внешность человека до неузнаваемости. Обратившись в клинику, которая специализируется на историях болезни «про уродов и людей», где превращают в глянцевых красавцев любых монстров, Эдвард приобретает совсем другое лицо. Красавца-актёра, который играет эту роль, Себастиана Стэна. Ингрид же преподносится версия, что Эдвард умер.

Проходит время. Новый Эдвард добивается успехов в сфере торговли недвижимостью. Но однажды он видит Ингрид в транспорте и идёт за ней. Герой попадает в театр и видит, что там готовится к постановке новая пьеса Ингрид, где она ещё и режиссёр, которая так и называется — «Эдвард». Она выписала в истории его прежнего! И отношения со страдающим Квазимодо, которые так и не сложились, но были ей явно почему-то очень дороги, нашли своё воплощение в постановке.

Кадр из фильма «Другой человек», A24


Роль в картине «Другой человек» — одна из лучших в карьере Стэна, несмотря на то что он снимался в «Мстителях», «Тоне против всех», «Дурных деньгах» и так далее. Если не самая лучшая. Его Квазимодо, преобразившись в красавца, сохраняет в себе все черты и повадки чудовища. И комплексы тоже, что главное.


Не изменилось в человеке ничего — ни походка, ни ощущение мира, лишь лицо, как маска. И тем обиднее, даже убийственнее, когда в жизни Эдварда и Ингрид появляется новый знакомый Освальд. То ещё страшилище внешне, но абсолютно без психологических заморочек. Да, Освальд страшен, но обладает многими талантами и достоинствами, живёт полной жизнью и располагает к себе людей. Эдвард поражён — а разве так было можно? И у него начинается новый виток страданий...

Не нужно думать, что сюжет фильма подробно тут пересказан. Потому что, по сути, не рассказано ничего — фильм нужно видеть. Тем более — пока он дойдёт до нашей страны, всё сказанное уже забудется. Какие смыслы, близкие дню сегодняшнему, можно извлечь из картины? Да, предпосылок для страданий и того, чтобы спрятаться в раковину, как улитка, и ни с кем не взаимодействовать, превратившись в морального урода, — немало. Но не ужасен тот, в ком живут человечность, желание общаться и вера в себя. То же, о чём и писал Виктор Гюго: его Квазимодо оказывается порядочнее почти всех других героев в «Соборе Парижской Богоматери». Если вспомнить, что Нотр-Дам-де-Пари горел несколько лет назад и многие увидели в этом мистический знак, то можно сказать, что Берлинале, взяв в конкурс этот фильм, отстраивает Собор человеческого духа.

Читайте также
Махершала Али: тихий омут вдумчивых глаз
Второй план, доросший до первого эшелона.
Символизм, сюрреализм и психомагия: как снимает Алехандро Ходоровски
Чилийскому классику исполняется 95 лет.
Заоблачные чувства и земные трагедии: гид по аниме Макото Синкая
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Роттердам-2024: азиатские победители и российские представители
Отмечаем любопытные фильмы из разных программ фестиваля.
Андрей Звягинцев: человеческое не чуждо
Превратить нелюбовь в любовь.
Halo: спецподготовка к началу второго сезона масштабного сай-фай-сериала
Разбираемся в том, что необходимо знать перед просмотром продолжения.
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Вторая серия берлинских дневников Зинаиды Пронченко. Фиалка расцветает в отличие от всей прочей флоры.Иллюстрации: Катя...
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Вторая серия берлинских дневников Зинаиды Пронченко. Фиалка расцветает в отличие от всей прочей флоры.Иллюстрации: Катя...
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00