«Окно в Европу — 2024»: инклюзивная драма и апокалиптичная провинция

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Затерянные», промо: «НМГ Кинопрокат»

В Выборге завершилась игровая программа фестиваля «Окно в Европу», а жюри уже объявило победителей этого. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает о последних конкурсных картинах и фильме закрытия фестиваля.

С первой частью дневников фестиваля можно ознакомиться здесь.

«Филателия»

«Филателия», фото со съёмок: «Киностудия Соль»

Яна (Алина Ходжеванова) — гордая работница почты в небольшом приморском городке на севере страны. Диагностированный ДЦП выдают разве что хромота и искажение речи, однако вскоре у девушки находят и серьёзную болезнь сердца, требующую операции. Яна одинока и всю жизнь предоставлена самой себе. В свободное время девушка с головой окунается в любимое занятие — филателию. Коллекционированием марок Яна занимается не одна: в городе развернулся целый клуб филателистов, в рамках которого люди делятся редкими новинками или же обмениваются тематическими марками. Жизнь в городе рутинна, но не лишена внезапностей. Однажды в город возвращается бравый моряк Пётр (Максим Стоянов), и размеренная жизнь почтовых работников кардинально меняется.

«Филателия» вышла из давней короткометражки сценаристки Натальи Назаровой «Светлячок» (2016). Главное украшение картины — её главная героиня, ради воплощения которой актриса Алина Ходжеванова меняется до неузнаваемости. В её исполнении Яна — сложный, волевой и очень противоречивый человек, привыкший к повсеместному сопротивлению и всю жизнь держащийся за мысль о своей нормальности.


Любые упоминания своей особенности Яна принимает в штыки, отрицает или же бросается на амбразуру конфликта, только чтобы доказать, что она ничем не отличается от остальных.

«Филателия», фото со съёмок: «Киностудия Соль»

Однако доказывать ничего не нужно: с появлением Петра Яна расцветает от заботы и внимания, как любой человек на её месте. Пётр, щедрый и озорной моряк, ухаживает за Яной как за собственной дочерью, давно умершей и имевшей такой же диагноз, как и Яна. Окружающие по-разному относятся к такому нестандартному союзу: одни встречают равнодушно, другие — с завистью и озлобленностью. Но истинное счастье не знает границ, поэтому своей крупицы удостаивается и Яна.

«Филателия» — чудесным образом согревающее кино, несмотря на суровые северные ландшафты и приморскую натуру. Картина удивляет галереей портретов, включая яркий второй план, а также поражающие красотой планы и палитру цвета. В прошлом году победителем фестиваля «Окно в Европу» стала драма «Свет» Антона Коломееца — фильм со столь же мощным гуманистическим и душевным посылом, а главное — прекрасно написанной и сыгранной героиней. Сегодня «Филателия» — один из главных фаворитов фестиваля, удостоившийся самых долгих оваций и имеющий все шансы на победу.

«Затерянные»

«Затерянные», кадр: «НМГ Кинопрокат»

Босс крупной столичной фирмы, часто сталкивающий сотрудников между собой, отправляет в командировку четверых подчинённых, отвечающих за подписание важного договора. Каждому в случае удачи начальник гарантирует повышение и отдел в управление. Подчинённые приезжают в серую провинцию, отлично справляются с задачей, предварительно хорошенько напившись, и уже собираются возвращаться. Однако на обратном пути бензин заканчивается, машина останавливается, и четверо коллег оказываются посреди трассы без средств к передвижению. С этого момента в жизни героев начинается странное и почти сомнамбулическое приключение по местам российской провинции, выбраться из которой оказывается совсем не просто.

На фестивале «Окно в Европу» Роман Каримов — особенный гость. Здесь случилась его первая большая награда — гран-при за полнометражный дебют и впоследствии зрительский хит «Неадекватные люди» (2010). Неудивительно, что постановщик признался в особенной любви к фестивалю, где когда-то фактически стартовала его карьера, и охотно ответил на вопросы заинтересованной публики.

«Затерянные», кадр: «НМГ Кинопрокат»


«Затерянные» не сильно отличаются от прежних картин Каримова, удивляя разве что полумистическим повествованием и финальным твистом. К последнему у прессы было особенно много вопросов.

Внезапная сентиментальность скорее подпортила впечатления от первичной фактурной брутальности, а морализаторская риторика, озвученная в основном суровым героем Алексея Розина, это усугубила. По всем законам компания главных персонажей представляет собой четыре психотипа, по-разному реагирующих на ядовитые пары городских улиц, заставляющих героев смириться с положением. Как бы зритель ни сопротивлялся, отношение к Никите Кологривому, вновь бузящему и конфликтующему, но уже хотя бы по делу, возможно, придётся пересмотреть. Штучные комедийные моменты, лёгкий криминальный вайб и слезовыжимательный исход обеспечивают картине хорошие прокатные перспективы. На экраны фильм выходит уже 5 сентября.

«Пираты галактики Барракуда»

«Пираты галактики Барракуда», кадр: «КарроПрокат»

Космический пришелец из галактики Барракуда, называющий себя главным пиратом во Вселенной, клонирует неудачливого школьника Митю (Борис Дейков), вечно попадающего под раздачу старшеклассников. Теперь в глазах окружающих Митя совсем другой: он резок, груб и уверен в себе, так как теперь им движет галактический корсар. Однако даже могущественному пирату нужны спутники. Митя знакомится с подростками Кристиной (Полина Гухман) и Колей (Алексей Онежен) и вводит их в курс своего прошлого: межгалактическая гвардия отправила пирата в ссылку на Землю отбывать наказание. Чтобы выжить, пирату нужно воссоединиться с командой и найти способ противостоять людям-змеям (Софья Лебедева и Роман Курцын), присланным на Землю, чтобы схватить беглеца. Бороться с галактическими убийцами предстоит Мите вместе с новыми друзьями — пусть и «одноклеточными», как пренебрежительно называет их пришелец, но верными и дружными.

«Пираты галактики Барракуда», кадр: «КарроПрокат»
«Пираты галактики Барракуда», кадр: «КарроПрокат»


«Пираты галактики Барракуда» — детский фантастический блокбастер, явно претендующий на большие прокатные сборы и расширение франшизы. На первый взгляд кажется, что это очередная экранизация Кира Булычёва вроде недавнего «Сто лет тому вперёд», однако на этот раз автором истории стал современный российский писатель Андрей Геласимов (сценарист «Нулевого пациента»).


Почти каждый эпизод приключения завершается мультимедийной вставкой, имитирующей графику видеоигры. Для второплановых ролей авторы проекта составили внушительный звёздный каст: Юрий Колокольников, Лукерья Ильяшенко, Роман Курцын и Софья Лебедева. «Пираты галактики Барракуда» не блещут неожиданностями, следуя по пути уже существующих приключенческих боевиков, ориентированных на семейный просмотр: дружба и творчество всех спасают, а Лукерья Ильяшенко вновь сражает наповал в буквальном смысле. Картина сильно хромает в сюжете, логике и мотивациях героев, но, кажется, ничего другого для детского кино у российских авторов не припасено. Фильм выходит в прокат уже 22 августа.

Читайте также
«Окно в Европу — 2024»: упражнения в жанрах
Стильный нуар с Марком Эйдельштейном, постхоррор и якутские эксперименты.
Кто же ты такой, Альфред Хичкок?
Как он жил, как творил и чего боялся.
«Окно в Европу — 2024»: поэтические дебюты и якутский хоррор
Рассказываем о первых фильмах конкурсной программы.
Мальчик, который выжил в Голливуде
Правдивая история Дэниела Рэдклиффа в цифрах
Также рекомендуем
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с&n...
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с&n...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00