В прокат выходит драма Романа Каримова «Дыхание», посвящённая тяжёлым будням врачей во время пандемии COVID-19, коснувшейся каждого из нас. Режиссёр, больше известный по хлёстким комедиям «Неадекватные люди» и «Гуляй, Вася!», впервые обращается к серьёзной социальной теме, требующей скрупулёзного изучения работы медиков в «красной зоне». Именно поэтому к написанию сценария Каримов привлёк кардиохирурга Андрея Гончарова, спасавшего жизни людей, заболевших коронавирусной инфекцией, а также консультировался с медработниками РНИМУ им. Н. И. Пирогова, в учебном центре которого снимали сцены с операциями. «Дыхание» нельзя назвать полноценной производственной драмой. Это обобщённое кино, рефлексирующее о страшном периоде, показанном глазами врачей. Рассказываем, что из себя представляет новая работа известного режиссёра.
В прошлом Виктор Лихачёв (Антон Батырев) — талантливый хирург. В настоящем — успешный бизнесмен, занимающийся закупками медицинского оборудования. Его реальность — это крупные контракты, весёлые кутежи с коллегой и другом Шутовым (Даниил Воробьёв) и выходные в гостях у мамы. Виктора полностью устраивает его жизнь, и он не думает о том, что завтра она может бесповоротно измениться. Когда в Москве выявляют первые случаи заражения COVID-19, а эксперты всерьёз начинают говорить о том, что скоро страну накроет эпидемия, Лихачёв вместе с Шутовым лишь посмеиваются над теми, кто носит маски и соблюдает дистанцию, мол, что они раньше времени панику развели, ведь этот новый вирус ещё плохо изучен и, может, не представляет глобальной угрозы. Однако когда мама Виктора попадает в больницу, становится не до шуток. Лихачёв хочет забрать её и отправить на лечение в лучшее место. Но когда Виктор с мамой пытаются покинуть территорию клинической больницы, медицинское учреждение экстренно закрывают на карантин из-за вспышки COVID-19, и они оказываются запертыми вместе с врачами, пациентами и смертельно опасным вирусом. В экстремальной ситуации Виктору предстоит проявить мужество и вспомнить о своих хирургических навыках, чтобы помочь тем, кто попал в «красную зону», включая его самого близкого человека.
Драма «Дыхание» — не просто попытка переосмыслить пандемийные времена, которую ранее уже предпринимали «Актрисы» Фёдора Бондарчука, в том числе рассказывающие о самоизоляции, ставшей психологическим испытанием для героев-актёров и их близких. Новый фильм Каримова заглядывает туда, где весной 2020-го творился настоящий ад, — в «красную зону» больниц, куда отправляли пациентов с коронавирусом. Режиссёр решил посвятить своё кино тем, кто каждый день боролся за чужое дыхание, не зная сна и отдыха, — врачам, самоотверженно выполнявшим свою работу в самых тяжёлых условиях. Почти всё действие фильма происходит в стенах городской клинической больницы, закрытой на карантин, у сотрудников которой нет времени на то, чтобы привыкнуть к новой реальности: они должны действовать на опережение и научиться находить выход из любой непредвиденной ситуации, ведь счёт идёт на минуты — в условиях изоляции коронавирусом заражается всё больше людей. Зрителя погружают в невыносимые будни медиков, пытающихся одолеть вирус: бесконечные операции и дежурства рядом с пациентами, находящимися на аппаратах ИВЛ, хроническая усталость, от которой подкашиваются ноги, и отсутствие каких-либо положительных прогнозов, ведь коронавирус ведёт себя крайне непредсказуемо. Вроде всё перечисленное — признаки качественной производственной драмы, но «Дыхание» лишь хочет ей казаться.
Фильм фокусируется на историях трёх героев — Виктора Лихачёва, вынужденного вернуться за операционный стол, потому что в больнице не хватает рук, амбициозной хирургини Колесниковой (Ирина Горбачёва), метящей в главврачи, и Шутова, обеспечивающего медперсонал больницы, в которой застрял друг, масками и ПЦР-тестами и совмещающего добрые дела с метаниями между женой и любовницей. Взаимодействие этих трёх персонажей приводит к фантастическим результатам и спасению жизней многих пациентов, однако оно же превращает уверенно стартовавший фильм Каримова в типичный телепроект о врачах вроде «Склифосовского» или «Скорой помощи» (в ней, кстати, снимался Антон Батырев). С больничного апокалипсиса зрителя часто переключают на посредственную романтическую линию, протянутую через всю картину, в которой чувства героев выглядят фальшивыми. Жена Шутова с каменным лицом признаётся ему в любви, а герой Воробьёва не менее безразлично смотрит на свою любовницу на протяжении всего фильма (да, ради неё он собирался оставить семью). Отношения этой троицы, зашедшие в тупик, просто не вписываются в драматическую концепцию «Дыхания» и снижают социальную значимость кино Каримова. История о будничном подвиге врачей совершенно не вяжется с мыльной оперой о превратностях любви, только если это не «Анатомия страсти». Вероятно, режиссёр таким образом хотел сделать кино более лёгким для восприятия, потому что смотреть на страдания людей, в том числе приводящие к летальными исходам, и вымотанных докторов час сорок минут действительно тяжело, но отвлекающий манёвр, к сожалению, не работает.
«Дыхание» — второй фильм про медиков для Ирины Горбачёвой — в «Аритмии» она сыграла Катю, работающую в приёмном отделении больницы. В драме Каримова актриса исполнила роль хирурга Колесниковой, всегда предельно честной и беззаветно исполняющей врачебный долг, когда в больнице бушует безжалостный коронавирус. Если до пандемии женщину-врача волновала карьера, то теперь спасение людей — единственное, что имеет значение. Однако действительно интересная героиня не реализует весь свой потенциал: её профессионализм часто подвергает сомнению бывший хирург Виктор Лихачёв, который не даёт Колесниковой взять инициативу в свои руки, когда речь идёт о постановке диагноза и новых методах борьбы с COVID-19. Впрочем, они всё равно сработаются и проведут не одну операцию в экстремальных условиях. В «Дыхании» герой Антона Батырева берёт на себя миссию спасителя: без его технических навыков и изобретательности больница вряд ли смогла бы выдержать первый удар пандемии. В фигуре Лихачёва действительно есть что-то мифическое: он появился именно в тот момент, когда люди оказались перед лицом пугающей неизвестности. Бывший хирург — далеко не единственный, кто совершает чудо во время карантина.
Один из пациентов, бывший заключённый Осипенко, привносящий в «Дыхание» лёгкую комичность, знает ответы на все вопросы: почему пандемии не удастся избежать и как сделать дезинфицирующий шлюз в больнице. Его тесное сотрудничество с Лихачёвым оказывается очень плодотворным и даёт надежду на скорое снятие ограничений. Если в истории о двух гениальных мужчинах, которые очутились в одно время в одном месте и вразумили растерянных медиков, уже прослеживается сказочный нарратив, то со своим суровым реализмом «Дыхание» окончательно расстаётся, делая врачей фактически неуязвимыми перед коронавирусом, хотя они дни и ночи проводят в «красной зоне» и периодически снимают маски. Во время пандемии в больницах, закрытых на карантин, часто болели все доктора без исключения — в замкнутом пространстве тотального инфицирования было не избежать. Конечно, Каримов снял не документальное кино, а художественную драму, но, если она позиционируется как отражающая реалии, такие фантастические моменты, безусловно, будут удивлять зрителя.
Драма «Дыхание», несмотря на выбранную социальную тему, — довольно просто и понятно устроенное кино. Шаблонная история про веру в людей и торжество милосердия с акцентом на тяжёлые будни врачей подкупает гуманистической идеей о взаимопомощи. Однако это кино явно не заботится о психологическом состоянии зрителей, потерявших близких в пандемию. Зачем ещё раз в подробностях напоминать о событиях, которые хочется забыть, как страшный сон? «Дыхание» не даёт ответа на этот вопрос.