20 октября, в день закрытия Лондонского кинофестиваля, были названы имена победителей официального конкурса. Лучшим фильмом стали «Мемуары Улитки» Адама Эллиота, лучшим дебютом — «О падении» португальского режиссёра Лауры Каррейры, а лучшей документальной лентой — «Мать Вера» Сесиль Эмблтон и Алис Томлинсон. Рассказываем о самых ярких картинах смотра.
Удивительным образом сложился пазл из фильмов-победителей Лондонского кинофестиваля. Все картины объединяют размышления о судьбе современной женщины, вырванной из комфортного социального существования, во многом ограниченной и не имеющей возможности осуществить свои самые заветные желания. Каждому из фильмов свойственна уникальная, отличающая его от других победителей эстетика и яркая образность, которая остро врезается в память зрителей.
«Мемуары Улитки» Адама Эллиота (лауреата «Оскара» за лучшую анимационную короткометражку «Харви Крампет») — фильм, который с самых первых мгновений становится взаимодействием зрителя и создателей. На каждом его показе было интересно прислушиваться к реакциям, смеху, групповому единению в понимании тонкого и доброго юмора. Картина Эллиота — это полнометражный мультфильм в сложнейшей технике стоп-моушен, или покадровой анимации пластилиновых фигурок, требующей скрупулёзной работы над каждым визуальным элементом. Его техника, придумки, движения фигурок, вылепленные «Париж» и «Австралия» и мельчайшие детали интерьера комнаты главной героини — всё здесь вызывает восхищение. Фильм хочется пересматривать ради более тщательного знакомства с его текстом и россыпью визуальных деталей.
«Мемуары Улитки» — история о преодолении одиночества. На примере Грейс, девушки, проживающей целую жизнь, мы видим, как можно застрять в социальном вакууме и каких усилий стоить выбраться из него. Двойняшек Грейс и Гилберта, которые жили с папой, бывшим парижским жонглёром, прикованным к инвалидному креслу, разлучают после его смерти, и Грейс начинает жить в семье свингеров, путешествующих по миру. Гилберт, о чьей жизни Грейс узнаёт из писем, попадает в семью верующих в религию «яблока» католиков, которые заставляют его трудиться, собирая и перерабатывая яблоки. Грейс тем временем встречает мужа, оказавшегося фетишистом, захламляет свой домик улиточным мерчем. На пути ей встречается Пинки — женщина, которую она провожает в последний путь и которая повидала в жизни много стран, сменила много любовников и не боялась быть не такой, как все. Финал этой истории — конечно же, добрый, необычный, вдруг убеждающий нас, что начать жизнь заново никогда не поздно.
«О падении» Лауры Каррейры, выбранный лучшим дебютным фильмом, стал совместным производством Британии и Португалии. Также запомнился датский фильм «Моё вечное лето», дебют режиссёра и сценариста Сильвии Ле Фану о тернистом взрослении пятнадцатилетней Фанни, наблюдающей за уходом своей онкобольной матери.
«О падении», в отличие от «Мемуаров Улитки», сделан не в виде сказки, но тоже рассказывает об одиночестве в рутине жизни. Аврора, работница из Португалии, трудится на огромном складе в Великобритании, напоминающем лабиринты упаковочных центров больших ритейлеров. Её жизнь, в которой можно только перекинуться репликами с коллегами и соседями по квартире, автоматизируется до такой степени, что человеческое общение в ней почти теряется. Но оно нужно девушке, и она отчаянно ищет возможности сделать свою жизнь хотя бы приблизительно нормальной.
Фильм становится детальным, честным и сценарно точным исследованием социальной изоляции, к которому приходим не мы сами, но общество и необходимость выполнения в нём работ-функций, снижающих значение каждого отдельного человека. В сущности, это подробное социологическое исследование, которое указывает на опасность тех моделей безликого труда, которые есть даже в самых развитых странах.
Наконец, победитель в конкурсе документальных фильмов — британский фильм «Мать Вера» Сесиль Эмблтон и Алис Томлинсон. В конкурсе были и другие фильмы о судьбе молодой женщины — эта тема стала определяющей для фестиваля. Например, лиричная лента «Камай» Ильяса Юриша и Шахрока Бикарана о судьбе афганской семьи из этноса хазара, чья дочь покончила жизнь самоубийством после нападок со стороны преподавателя в университете Кабула.
Первая часть фильма повествует о последних днях молодой женщины Ольги (в монашестве матери Веры) в белорусском монастыре. Сцены крещения в холодной купели, пасхальной службы, разговора с послушниками, монастырских трапез показаны в чёрно-белом свете. Ольга рассказывает о муже-наркомане и своём прошлом, в котором она подсаживала молодых девушек на героин. Контрастом служат доброта и искренность Ольги, внешне похожей на артистку, её проницательность и ум, искреннее сожаление о прошлом.
Один из самых запоминающихся кадров первой части — скачущая по снегам Белоруссии Ольга (мать Вера): вся в монастырском чёрном и на ослепительно белой лошади. Вторая часть фильма — возвращение Ольги домой и её поездка во Францию для осуществления своей заветной мечты — уроков верховой езды у лучшего специалиста в Европе. Эта часть вдруг возвращает зрителя в цветное восприятие реальности: Ольга целует морду лошади, общается со своими племянниками, матерью. Её добровольное искупление грехов прошлого, длившееся 20 лет, закончено, и она может начать новую жизнь, в которой она вольна двигаться вперёд, в своё личное будущее. Сложный, выстроенный на полутонах фильм, как и «Мемуары Улитки», даёт надежду на возможность обновления и начало нового пути.