20 августа в Калининграде начался XII фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче». Церемонию открытия вела певица и актриса Аня Пересильд, на торжественном мероприятии выступили Антоха MC и Юлия Пересильд. В жюри короткого метра в этом году вошли режиссёр, сценарист и продюсер Пётр Тодоровский, актёры Любовь Аксёнова и Артём Ткаченко, председатель жюри — продюсер, режиссёр и шоураннер Сергей Кальварский. Программу полнометражных дебютов судят актриса театра и кино Елизавета Боярская, актёр, режиссёр и продюсер Александр Робак, режиссёр, сценарист, продюсер Александр Котт, председателем жюри стал режиссёр и продюсер Алексей Учитель. Максим Ершов рассказывает о показанной на открытии фестиваля «Жар-птице» Романа Михайлова, а также обо всех картинах первого полноценного дня киносмотра.
«Жар-птица», реж. Роман Михайлов (фильм открытия)
Танцовщица и театральная актриса Саша (Александра Киселёва) вместе с коллегами готовится к премьере спектакля в Калининградском драматическом театре. Подготовку к постановке фиксирует документалист и сводный брат Саши Лёша (Илларион Маров). Актриса решает поехать в Индию, чтобы попытаться найти маму. Как говорила бабушка, когда Саше было три года, маму забрала жар-птица, то есть она вступила в секту. Лёша следует за сестрой. В Варанаси Саша знакомится с русскими, которые давно живут в Индии, и знакомится с необычной культурой.
И «Жар-птица», и «Нужно снимать фильмы о любви» были сделаны Романом Михайловым и его съёмочной группой во время одной поездки в Индию. Фильм разделён на несколько глав как о Сашиных поисках мамы, так и о других русских, кто волею судеб оказался в Варанаси. О просветлении и особой атмосфере Индии рассуждает даже рэпер Хаски. У Михайлова получается удивительное кино во всех оттенках жёлтого о невозможности отпустить прошлое, пока не станет известна правда, о связи театра с ритуальными практиками, о границах сна и яви. В далёкой стране вместе с Сашей могут потеряться и зрители.
«Бракованная партия», реж. Слава Иванов
Выпускник Московской школы нового кино Слава Иванов преобразует несколько найденных в соцсетях видеороликов в единый ядрёный короткий метр. Благодаря фильтрам изображение переливается кислотными цветами. Может показаться, что Иванов вслед за Хармони Корином в «Aggro Dr1ft» снял кино на тепловизионные камеры. Ещё режиссёр использует объектив «рыбий глаз». «Бракованная партия» наверняка останется самым экспериментальным фильмом фестиваля «Короче».
«До последнего клиента», реж. Валерий Карпов
Юный бармен Влад (Данил Тябин) уже давно пытается завоевать сердце официантки Яны (Ольга Смирнова). Очередной попытке мешает появление последнего клиента (Павел Попов). За окном дождь, таинственный гость заказывает коктейль, на него тут же кладёт глаз Яна. Вскоре клиент достанет пистолет, прольётся кровь. Актёр Валерий Карпов («Золотое дно», «Ненастье») снял криминальную комедию под Квентина Тарантино, довольно зрелищную, с парой забавных сюжетных поворотов, но без интересных идей.
«Новичок», реж. Виталий Уйманов
Группа ребят надевает VR-шлемы и оказывается в пространстве шутера. Зрители от первого лица наблюдают, как неопытный стрелок бродит по заброшке и убивает врагов. В прошлом году Виталий Уйманов привозил в Калининград фантастическую драму «Папа». «Новичок» — однообразный экшен, который, наверное, хочет сказать зрителям, что геймеры легко могут перепутать компьютерную игру с реальностью. Кино снято для сайта стримеров игр и едва ли для обычных зрителей.
«Уроды», реж. Александр Самсонов
Иван (Егор Кенжаметов) выходит из тюрьмы. Парню чуть за 20. На улице возле пенитенциарного учреждения его уже ждёт Ольга (Анна Уколова), ей чуть за 40. Она везёт Ивана к себе домой. Необычная пара занимается грубым сексом, а когда Егор хочет выйти из квартиры, Ольга превращает его в лилипута и мастурбирует маленьким человечком. Оказывается, она маньячка и сгубила уже не одного парня.
В прошлом ассистент Алексея Германа — младшего и режиссёр хоррора с Розой Хайруллиной «Шурик» Александр Самсонов снял совершенно дикое кино о травме. Лилипут Ваня скачет на кошке и пытается с помощью иголки побороть Анну-Гулливера. Самсонов прямо цитирует «Шесть дюймов» Чарльза Буковски, «Зелёного слоника», «Сказку странствий» и даже «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ.
«Тонкость наших стен», реж. Владимир Митрофанов
Арсений (Геннадий Блинов) приезжает в квартиру бабушки, но пожилой женщины тут уже нет. За окном дождь стучит по мостовой, свет бликует на стенах, а внук рассматривает оставшиеся от бабушки вещи и собирает гербарий. Ночью за стеной слышится плач девушки, представившейся Софией (Татьяна Трудова). Двое утешают друг друга. Неспешное и эстетичное чёрно-белое кино снял основатель журнала «Синема Рутин» Владимир Митрофанов. Двое незнакомцев с тяжёлым сердцем ведут душевную беседу. Едва ли они когда-либо свидятся. В «Тонкости наших стен» хватает недосказанности и многозначительности, но в то же время автор переносит публику в петербургскую квартиру в компанию интеллигентных людей.
«Мечта», реж. Сергей Анфиногентов
Маленький мальчик хочет стать астронавтом и отправиться в космос, но никто вокруг не верит, что мечта ребёнка исполнится. Может быть, стоит найти обычную работу и ходить в скучный офис, как все. Взрослеющий космонавт пытается сражаться с общественным гнётом и не идти по проторённой дорожке. Сергей Анфиногентов снимает уже третий подряд компьютерный 3D-мультфильм про космос. Прежде аниматор сделал картины «Унесённый в звёздную глубину» и «Чудо моего создателя». В третий раз кино в схожей стилистике и на одну тему смотрится не очень эффектно.
«Яблоки», реж. Варя Маценова
Минск, психиатрическая больница. Здесь знакомятся Андрей (Антоха МС), Игнат (Евгений Перевалов) и Леусь (Илья Борисов). Андрей помешан на своей первой любви Оксане, которую не видел со времён школы. Игнат ждёт, что очень скоро его заберут с Земли инопланетяне. Леусь уверовал в Бога и считает, что в день рождения Господь освободит его из стен неприятного места. Игнат и Леусь решают помочь Андрею встретить Оксану. Готовится побег. Актриса Варя Маценова («Фрау» и «Фандорин. Азазель») экранизировала рассказ Романа Михайлова «Героин приносили по пятницам». Абсурдная комедия наполнена красочными и смешными эпизодами. Длинные статичные планы в безумной реальности психиатрической больницы и фантазиях главных героев только добавляют юмора событиям на экране. В кадре то и дело появляется анимированная летающая тарелка, рыба в тарелке с супом говорит, философствуют пациенты около здания психушки, на котором нарисованы пальмы, а рядом стоят лебеди из шин. Если три дурака поверят в одно чудо, оно обязательно сбудется — в этом не сомневается Михайлов.
«Вдохновение», реж. Константин Еронин
Седовласый художник-отшельник (Вячеслав Кормильцев) живёт с любимой собакой в старой деревянной халупе на берегу высохшего озера. Художник по ночам заколачивает окна досками, боясь прихода в жилище злых сил. К художнику регулярно заглядывает почтальон (Виктор Михайлов), который приносит ему картины. Кто их автор? Возможно, сам пожилой творец. А ещё приходит таинственный господин в широкополой шляпе (Михаил Евланов), который покупает эти же картины за кусок хлеба и самогон. Творец снова и снова упивается, борется с внутренними бесами и рисует.
Новгородский режиссёр Константин Еронин снял стильное, но однообразное чёрно-белое кино о муках творчества. Изображение крайне похоже на «Маяк» Роберта Эггерса или любой фильм Белы Тарра (например, «Туринскую лошадь»). Талантливый художник вынужден нести свой крест, а дар скорее становится проклятием. Отшельник живёт в вечном лимбе из повторяющихся действий, и выхода у него нет. Как и положено притче, вариантов трактовок бесчисленное количество. Еронин вполне мог снять ёмкий короткий метр, но решил проверить публику на прочность.
«Втроём», реж. Александр Сарана
Даша (Ирина Старшенбаум) бросает бойфренда Диму (Алесь Сапковкий), вызывается на работе отправиться в командировку по Пермскому краю и напивается в баре. Утром Даша, помощник министра культуры региона, просыпается уже в машине и с растением в руках, а за рулём Сергей (Сергей Кузнецов). Он хозяин бара, в котором Даша вчера отдыхала. Сергею понравилась клиентка, и теперь он едет с ней в путешествие. Пара спасает деревенскую библиотеку, гуляет на народном празднике, ночует в избе и отвозит детям в музыкальную школу партию баянов.
Сценаристка Светлана Штеба прежде писала «Поехавшую» с Ольгой Лерман. Режиссёр Александра Сарана до полнометражного дебюта сняла короткие метры «Мой тайный друг», «Кукушка» и «Теория вероятности случайных событий». «Втроём» — классическое романтическое роуд-муви с обязательными взлётами и падениями в отношениях Даши и Серёжи. Принц из бара пытается завоевать сердце неприступной холодной дамы. Любопытно, что недавно выходила «Культурная комедия», в которой тоже на первом плане была чиновница из Перми. Видимо, работа в министерстве культуры края заставляет сердце черстветь. Переломным моментом в фильме становится эпизод, когда Даша наконец-то читает текст перед гражданами не по бумажке, а от чистого сердца. Хеппи-энд обязателен и неминуем.