То, что Московский Международный кинофестиваль перенесли с июня на апрель, добавило ему новую функцию — на ММКФ происходят открытия заметных российских фильмов года. Затем они появляются на других кинофестивалях, и даже, если их не наградили на главном российском, то вполне реально получить призы там. А ММКФ передаёт «эстафетную палочку» открытий для других крупных киносмотров — таких, как «Окно в Европу», «Горький Fest», Voices, «Короче» (там второй год новый конкурс — дебютов) и остальных. Какие же российские фильмы проявили себя на 46-м ММКФ, получив привязанность первых зрителей? Выделим семь, с учётом, что один из пунктов посвятим новейшим российским сериалам.
«Надо снимать фильмы о любви», реж. Роман Михайлов
О любви на фестивале в этом году было рассказано в нескольких российских киноисториях. И картина «Лгунья» — второй фильм Юлии Трофимовой, выигравший конкурс «Русские премьеры» — она о любви настоящей и придуманной. Новая работа мэтра Владимира Котта «Мужчина и женщина» была представлена в том же конкурсе и состоит из семи новелл. Одна из них, снятая практически без слов — про объятия — запомнится надолго каждому, кто посмотрит кино. Однако, именно фильм Романа Михайлова (тот же конкурс) стал буйством проявления чувств и на экране, и на фестивале. Апрельская сдержанная Москва была буквально разбужена и согрета жарким индийским ветром, который повеял из этой картины. Нельзя сказать, что это — самый лучший фильм Михайлова. Да и название у него не завершено. Правильнее было бы назвать «Надо снимать фильмы о любви к кино». Лента — интрига, миф, перевёртыш, запутывающий зрителя, который верит в заданный документальный жанр, а он оказывается лишь приманкой. Кино как бы ни о чём, и при этом — обо всём. Молодые, но уже популярные артисты Марк Эйдельштейн, Мария Мацель, Чингиз Гараев, Александра Киселёва, Дарья Брюханова, рэпер Хаски и другие, считай, получили подарок — открытый мастер-класс «на выезде» от режиссёра, который и сам снимается в своём кино. Но они же и подпитали Михайлова своей энергией. Что получают и они, и зрители в итоге, посмотрев это кинопутешествие в Индию? По задумке Михайлова — благодать.
«Пришелец», реж. Иван Соснин
Новая работа молодого режиссёра Ивана Соснина. По его собственному определению — «русский народный sci-fi». Жанр, кстати, увлёк автора настолько, что он задумал продолжить работу в этом направлении. «Пришелец» — единственный российский фильм, который попал в Основной конкурс ММКФ в этом году. И вполне заслуженно. Максим Стоянов воплотил в ленте образ деревенского «чудика», глуховатого и принимающего сбои в дешёвом слуховом аппарате за сигналы инопланетян. Когда на пороге его странного дома — некоей продуманной конфигурации мусорной свалки и центра управления полётами «на минималках» — появляется маленькая девочка (дебют в кино Алены Мирошниковой), он воспринимает её, как «гостью из будущего». Реальные и «космические» события переплетаются в фильме так крепко, что распутать головоломку невозможно. И, когда Соснин предлагает свой финал, невозможно не вспомнить про «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова.
«Нелюбимка», реж. Станислав Сорокин
Фильм Станислава Сорокина об исполнителе NILETTO вошёл в конкурс документального кино. На премьере в «Художественном» фанаты чуть не разнесли кинотеатр. Поразительно, но на фестивале фан-клуб NILETTO превзошёл другой — «Майора Грома: Игры», фильма закрытия смотра. Возможно, это случилось потому, что в последний день улицы в городе были перекрыты: шла репетиция Парада Победы. Ценность фильма о музыкальной группе и её лидере заключается в отличии от других «концертных» картин. Авторам удалось вывести лидера группы и её участников на откровенный разговор, но также перед ними раскрыл душу и бывший друг и соратник главного героя, пути с которым разошлись. Друг продолжает следить за творчеством и публичным образом NILETTO, но нещадно их критикует, отстаивая при том свой выбор в жизни. Весьма откровенны и сцены встреч кумира молодых со своим отцом. Боль буквально передаётся через экран. Можно предположить, что у фильма будет поклонников не меньше, чем у группы из Екатеринбурга, тем более, что снят он на Свердловской киностудии.
«Невада», реж. Матиас Муса, Анна Тюрина
Фильм совместного производства России и Аргентины, режиссёры — муж и жена — Матиас Муса и Анна Тюрина. От Аргентины в картине, похоже, только страсти и интригующее зрителя название. Само же действие происходит под Нижним. Фильм «Невада» слегка перекликается с «Пришельцем»: тема сосредоточена на человеке, который живёт с голосами в голове, и неприятием со стороны остальных. Таков по сюжету муж главной героини Даня. Он сходит с ума и в фильме в большинстве своём фигурирует как символ или призрак. Его жена Шура (Татьяна Дмитриевская) — вот главная героиня. Сын Лёшка, суровая свекровь (как всегда точная работа Ольги Лапшиной), соседи, работа в местном магазинчике... Нужно выбирать: то ли она главная теперь в семье, то ли будь как будет — пора находить новую любовь. Но не может российская женщина избежать груза ответственности. Разве что в редких случаях. И Шура несёт свой крест, спасаясь в знаковых сновидениях и надеясь на чудо, которое сулит ей вера. И оно происходит!
«Семь чёрных бумаг», реж. Анатолий Колиев
Нельзя не отметить, что фильмы-участники конкурса «Русские премьеры» 46-го ММКФ в большей степени рассчитаны на детей и подростков, чем на взрослых. И по сравнению в этим конкурсом двух предыдущих лет это тоже можно наблюдать — авторские высказывания направлены на молодых. Так, фильм «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова способен усыпить иного взрослого, а новое поколение его рассматривает как диковинную мультимедийную игрушку. «Семь чёрных бумаг» мог бы быть рассказом о похоронных письмах в любой точке мира, где идёт война. И мысленно зритель переносит происходящее на другие примеры. Однак, есть у ленты чёткие время и место действия — Осетия, 1942 год. Картина — экранизация одноимённого рассказа осетинского писателя Михаила Булкаты. Но сделана она «по упрощенке» с упором на этнический колорит и составляющую. Получился некий киноучебник для учащихся средних и старших классов. Прежде всего — по осетинской культуре. В этом режиссёр Анатолий Колиев с командой преуспели. Иногда их фильм похож на поход в музей. Странно требовать от дебютанта глубины и пронзительного художественного осмысления событий, даже если они связаны с его личной историей. Но он хотя бы попытался. И случился парадокс — вещи, места, люди и природа взяли на себя весь груз авторского высказывания. 9 мая картина, в которой худруком стал Клим Шипенко, выйдет в прокат. Кто пойдёт её смотреть — сможет в тишине кинозала прочувствовать, что такое скорбь и потеря.
«Майор Гром: Игра», реж. Олег Трофим
Журналисты подписали строгое эмбарго: до 17 мая обязуемся не раскрывать сюжетные перипетии фильма. Можно только говорить в целом — лучше он или хуже первых двух. Что сказать? В сегодняшнем мире человек завтракает, а к ужину уже случается что-то новое в мире технологий. Что уж говорить про кино, которое снимается пару лет? Фильм более технологичен. Раскрыта тема «дронов». Они, кстати, забавно фигурируют и в сериале «Прометей», который вошёл во внеконкурсную программу ММКФ «Первая серия», послужив своеобразным «разогревом» для продолжения «Майора Грома». Любовь Аксёнова в обоих проектах играет журналистку, правда её героини разные и действуют в различных предлагаемых обстоятельствах. Дмитрий Чеботарёв, сыгравший в «Прометее», «Майору Грому» тоже не чужой.
За что можно однозначно похвалить всю франшизу «Майор Гром», дак за работу авторов со своей аудиторией: сами её создали, сами и приручили. Третий фильм не разочарует любителей первых двух. Из того, о чём ещё можно рассказать, не раскрывая сюжет — некоторым студентам «Школы Критики», которая работала на фестивале в этом году, третья часть «Майора Грома» понравилась больше, чем новый фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел», который они посмотрели на закрытом предпремьерном показе на следующий день после окончания ММКФ.
Сериалы «Трасса» и «Прометей»
В последние три года зрители на ММКФ ломятся не только на российские фильмы, но и на сериалы. Так и сейчас — лавина желающих хлынула на проекты онлайн-кинотеатров «Окко», и «Кинопоиск». «Трасса», судя по по заявке, явно конкурент народного сериального российского хита «Чики». Что происходит с молодыми девушками на трассе в небольшом городке? Героини Анны Михалковой (следователь) и Карины Разумовской (судья и несчастная мать) призваны расследовать дела. Зритель как под высоковольтным проводом — такое напряжение. «Прометей» — также смесь детектива и мистики, которая «попахивает» и политическим триллером. Люди летели на самолёте прошлом, а попали в будущее-настоящее. Как такое могло случиться и кого затрагивает в наибольшей степени? Герой Филиппа Янковского — таинственный покровитель некоей скандальной журналистки (Любовь Аксёнова) заинтересован разгадать тайны больше всех остальных. Он же назначает цену, однако, похоже, что заплатить ему придётся гораздо больше и вовсе не в материальном исчислении.