Киновселенные: Средиземье на большом и малом экране

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселенные». «Звёздные войны» пока что позади, на очереди другая легендарная франшиза — «Властелин колец». Виктор Непша продолжает полное погружение в любимые миры.

Первые попытки сделать экранизацию по мотивам произведений «Властелина конец» — аналогичные истории с «Хоббитом» рассмотрим в отдельном выпуске — начались ещё при жизни автора. Известно, что сам Толкин скептически относился к идее кино- и телеадаптации своих произведений, но всё же продал права на «Хоббита» и «Властелина колец» компании United Artists в 1968-м.

Годом ранее, кстати, могла состояться совсем эпохальная история — о своём желании снять что-то по Толкину якобы заявляли The Beatles. Планировалось, что Джон Леннон может сыграть Голлума, Пол Маккартни — Фродо, Джордж Харрисон — Гэндальфа, а Ринго Старр — Сэма (ну ещё бы), а в качестве режиссёров трилогии видели звёздные имена от Стэнли Кубрика до, внимание, Микеланджело Антониони. Но в приобретении прав на такой проект им было отказано, а Кубрик отозвался о книгах как о превосходных, но неэкранизируемых.

The Beatles могли стать частью Средиземья. Getty Images

Но вернёмся к United Artists. Студия запланировала два фильма, за которые должны были отвечать продюсер Сол Заенц («Пролетая над гнездом кукушки», «Английский пациент») и режиссёр Джон Бурман («Избавление», «Экскалибур»). Авторы планировали активно работать с писателем, но в 1973 году тот умер, а United Artists в начале 1980-х была куплена киноконцерном Metro-Goldwyn-Mayer, и разговоры об адаптациях прекратились. Впрочем, ряд наработок проекта Бурман использовал в «Экскалибуре» (1981), фильме по мотивам Артурианы.


Самый известный лицензированный проект по «Властелину колец», который увидел свет до джексоновской трилогии, — одноимённый мультфильм Ральфа Бакши («Параллельный мир», «Огонь и лёд»). Результат получился противоречивый: работа была выполнена методом ротоскопии (когда уже отснятый материал с живыми актёрами перерисовывается аниматорами) и вышла весьма неровной по качеству, отчасти из-за выбранной методики, отчасти из-за необходимости ужать события большой книги в двухчасовой фильм. По мотивам трёхкнижия планировалась дилогия, но планы так и не воплотились в жизнь из-за финансовых проблем студии, и этот «Властелин колец» заканчивается на битве при Хельмовой Пади. В то же время в проекте участвовали, например, Джон Хёрт (Арагорн) и Энтони Дэниелс (Леголас), а сам мультфильм при всей своей противоречивости окупился, стал культовым и вдохновил Питера Джексона на съёмки.


Ещё один известный пример — мультфильм Артура Ранкина и Джулза Басса («Хоббит», «Последний единорог») «Возвращение короля», не столько попытка завершить «Властелина колец», сколько желание экранизировать наиболее насыщенный событиями, по мнению авторов, том саги. Работа получилась более музыкальной — рассказ героев чередовался с многочисленными песнями-комментариями менестреля. Работа вышла сразу на телевидении, а в России распространялась в 90-е на VHS-кассетах в пиратских переводах.

«Властелин колец», реж. Ральф Башки, 1978/Fantasy Films

Оговорка про лицензированные работы здесь неслучайна — в сети несложно найти ряд советских (и не только) раритетных экранизаций, не получавших добро от наследников Толкина. Например, не так давно переоткрытые на YouTube «Хранители» (1991) — советский телеспектакль по мотивам «Братства кольца» с Дюшей Романовым из «Аквариума» в качестве композитора, максимальной дешёвыми декорациями, но приятным энтузиастским порывом исполнителей.

Наступили 1990-е, а киноэкранизации «Властелина колец», несмотря на многочисленные разговоры, так и не было. В это время дуэт молодых авторов (и по совместительству супружеская пара) Питер Джексон — Френ Уолш заканчивали снимать «Страшил» (1996) и обсуждали идею нового проекта — фэнтези-экранизации. Со временем они поняли, что в разговорах так или иначе возвращаются к «Властелину колец», и решили узнать ситуацию с правами.

Оказалось, что ими к тому времени владел небезызвестный Харви Вайнштейн из студии Miramax. Первоначальным предложением Джексона было сделать трилогию: первый фильм по «Хоббиту» и, в случае его успеха, две части по «Властелину колец». Однако с правами на «Хоббита» возникли проблемы, они были разделены между двумя другими студиями, поэтому идея его экранизации была отложена. Предложение Джексона о съёмке трилогии исключительно по «Властелину колец» было отвергнуто студией Miramax, поэтому режиссёр вместе со съёмочной командой начал готовить сценарий всё же под дилогию. В то же время по заказу Джексона компании Weta Digital и WETA Workshop начали готовить ПО для спецэффектов, реквизит и концепт-арты согласно видению Джексона.

 Питер Джексон на съёмках фильма «Страшилы». Universal

По мере готовности сценариев становилось всё более очевидно, что оговорённого с Miramax бюджета не хватает. Студия начала уговаривать Джексона урезать проект до 1 фильма, причём двухчасового, что не устроило режиссёра, — максимум он был готов на компромисс в виде четырёх часов. Вайнштейн пытался приступить к тактике запугивания и угрожал Джексону, что заменит его другим режиссёром, например Квентином Тарантино. Оценив ситуацию, Джексон начал искать запасные варианты и предлагать проект в другие студии.

После ряда отказов режиссёр смог добиться личной встречи с гендиректором New Line Cinema Робертом Шеем. К тому моменту от «Властелина колец» в такой версии отказалось много крупных студий, от Universal и Sony до DreamWorks и Fox. Надежды было мало, но Шей неожиданно восторженно отреагировал на идею и сам настоял на трёх фильмах вместо двух, а после просмотра 26-минутного фильма со всеми наработками по проекту дал добро на увеличение бюджета. Проект перешёл к New Line Cinema, предоставившей режиссёру куда большую творческую свободу, братья Вайнштейны остались в титрах как исполнительные продюсеры.

Колечко, колечко, кольцо

Сюжет экранизации знаком многим, поэтому будем по возможности кратки. Во Вторую Эпоху Средиземья владыки эльфов, гномов и людей получают Кольца Власти — магические артефакты, что наделяли владельца магическими способностями, от исцеления и долголетия до невидимости, но и имели ряд побочных эффектов — усиление жадности, гордыни, в ряде случаев — подчинение воли. Без ведома владык Тёмный Лорд Саурон выковал своё кольцо на Роковой горе и вложил в него значительную часть своей силы, чтобы повелевать другими кольцами и завоевать всё Средиземье. Во время битвы между людьми и эльфами с одной стороны и силами Саурона с другой Исильдур из Гондора отрубает Саурону палец с кольцом, таким образом побеждает его и развоплощает в форму духа.

Кольцо переходит к Исильдуру, он становится более надменным и горделивым и, несмотря на уговоры союзников, отказывается его уничтожать. Позже его, отягощённого силой кольца и жалеющего о своём решении, убивают орки. Кольцо на две с половиной тысячи лет теряется в реке, пока его не находит Голлум (на тот момент ещё хоббит Смеагол) (Энди Серкис), который владеет им почти 500 лет. После этого кольцо внезапно покидает Голлума, и его случайно находит хоббит Бильбо Бэггинс (Иэн Холм).

Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Шестьдесят лет спустя волшебник Гэндальф Серый (Иэн МакКеллен) приезжает в страну хоббитов Шир на юбилей Бильбо и замечает странности в поведении последнего. Увязывая это с кольцом, волшебник уговаривает хоббита отказаться от артефакта, что тот не без колебаний делает. Временным хранителем кольца становится племянник Бильбо, Фродо (Элайджа Вуд).

В то же время Голлум в цитадели Саурона под пытками выдаёт местонахождение кольца, и за ним начинается охота тёмных сил. Гэндальф и Фродо раскрывают истинную природу кольца и решают отправить хоббита в эльфийское убежище Ривенделл для дальнейших действий. В это же время обнаруживается ещё один антагонист: глава магов Саруман Белый (Кристофер Ли) перешёл на сторону Саурона и также начинает преследовать главных героев.

В своём странствии Фродо и сопровождающие его товарищи-хоббиты Сэм (Шон Эстин), Мерри (Доминик Монаган) и Пиппин (Билли Бойд) встречают рейнджера Бродяжника (Вигго Мортенсен), который помогает им сбежать от посланных Сауроном отрядов.

Все союзные силы собираются в Ривенделле и решают уничтожить кольцо в пламени Роковой горы. Носителем кольца соглашается быть Фродо, помимо сопровождающих его хоббитов, к экспедиции присоединяются эльф Леголас (Орландо Блум), гном Гимли (Джон Рис-Дэвис), Боромир Гондорский (Шон Бин) и Бродяжник, который на самом деле оказывается Арагорном, потомком Исильдура и наследником трона Гондора.

Постеры трилогии «Властелин колец». Warner Bros.

В ходе последующих приключений становится понятно, что кольцо негативно действует и на соратников — Боромир пытается силой отобрать его у Фродо. Вскоре после этого отряд подвергается нападению урук-хайев — орков, не боящихся солнечного света. Боромир героически гибнет в сражении, Фродо с Сэмом решают отделиться от остального отряда, чтобы не подвергать их соблазну кольца, а остальной отряд отправляется спасать Мерри и Пиппина.

Во второй части трилогии разворачиваются три параллельные линии: Сэм и Фродо встречают Голлума, который становится их проводником до Роковой горы. Арагорн, Леголас и Гимли помогают навести порядок в государстве Рохан и встречают войска Сарумана в битве при Хельмовой Пади, а Мерри и Пиппин сбегают из плена, встречают народ энтов, хранителей леса, и уговаривают их напасть на крепость Сарумана Изенгард.

Наконец, в завершающей части трилогии Сэм и Фродо, несмотря на все трудности, продолжают путь к Роковой горе с Голлумом, у которого свои планы на кольцо, а все остальные союзники встречают Мерри и Пиппина и объединяют войска для финальной битвы с Сауроном, чтобы отвлечь его от миссии хоббитов. Арагорн, в соответствии с заглавием фильма, заявляет о себе как о короле.

События фильма, даже такой объёмной трилогии, неизбежно сократили повествование первоисточника. Если не ударяться в перечисление детальных примеров, можно отметить, что Джексон предпочёл сделать чуть больший акцент на эпичности, масштабности и боевом реализме — повод как для комплиментов удачно получившемуся эпику, так и для обвинений в акценте на насилии и баталиях вместо психологизма. Линии некоторых персонажей, например Тома Бомбадила, были вырезаны целиком, чтобы не раздувать и так 9-часовой (в режиссёрской версии — 12-часовой) хронометраж до совсем монструозных размеров.

Конструируя Средиземье

Масштабный замысел экранизации требовал соответствующих ресурсов и максимально детальной проработки сеттинга — и Джексон позаботился, чтобы все детали были проработаны максимально тщательно.

Все три фильма снимались одновременно в родной режиссёру Новой Зеландии — основной съёмочный период длился с октября 1999-го по декабрь 2000 года, также проводились дополнительные съёмки в 2001–2003 годах. По меркам такой маленькой страны проект имел почти национальное значение — вплоть до того, что к копанию нор для декораций Шира привлекали военных. Съёмочная команда составляла около 2 000 человек, для фильма было построено 30 км дорог и сделано почти 50 тысяч единиц разнообразного реквизита. Некоторые декорации, например крепости Минас Тирит, в принципе были выстроены почти как полноценные города, самые крупные в Южном полушарии среди конструкций такого рода.

Крепость Минас Тирит. Warner Bros.

Из-за большого количества главных ролей кастинг был не самой простой задачей, хотя некоторые кандидаты вписались почти сразу — например, Кристофер Ли (правда, он сперва хотел быть Гэндальфом), который не только утверждал, что перечитывает Толкина каждый год, но и лично встречался с писателем. В хоббитах с их любовью к несколько буржуазному эскапизму Джексон видел британцев — отчасти поэтому Доминик Монаган, Билли Бойд и Иэн Холм получили свои роли. С Фродо было тяжелее, пока они не получили кассету с пробами от Элайджи Вуда — тогда все вопросы отпали. На роль Арагорна изначально претендовал большой ценитель Толкина, актёр Стюарт Таунсенд («Королева проклятых», «Голова в облаках»). Но он оказался слишком молод для роли человека лет 40 — и выбор пал на Вигго Мортенсена. Сам актёр был нейтрален к произведению, но по «Властелину колец» фанател его сын.

Все исполнители главных ролей обучались бою на мечах и верховой езде в течение полутора месяцев — в этом отчасти был и план Джексона, чтобы коллеги за это время сблизились и привыкли к Веллингтону, столице Новой Зеландии.

В вопросах дизайна и разработки прототипов сеттинга Средиземья Джексон был сторонником реалистичного, с уклоном в натурализм, изображения. В качестве одного из референсов он упоминал коллегам «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном. Чтобы заранее дать актёрам представление о стиле фильма, режиссёр показывал им подробные, сделанные им ещё в 1997 году чёрно-белые раскадровки. Чтобы лучше планировать и конструировать сражения и визуальные эффекты в них, Джексон использовал миниатюры с игрушечными солдатиками и крепостями.

Энди Серкис в роли Голлума. Warner Bros.

«Властелин колец» был не первым проектом, в котором использовалась технология «захвата движения» (motion capture), но первым, где она снималась в режиме реального времени (подопытным, естественно, выступил энтузиаст этого спецэффекта Энди Серкис в роли Голлума). Помимо этого, многие фэнтезийные расы, существа и персонажи (тролли, энты, балрог, варги) были созданы с помощью цифровых эффектов.

В качестве главных концептуальных дизайнеров Джексон привлёк Алана Ли и Джона Хау, на тот момент уже известных иллюстраторов произведений Толкина. Ли разрабатывал большую часть архитектурных проектов джексоновского Средиземья, в частности эльфийские земли, Эдорас и Минас Тирит, а Хау курировал доспехи, в частности придумал облик орочьего снаряжения.

За время съёмок компанией WETA было изготовлено чуть меньше 50 000 доспехов, 10 000 настоящих стрел и 500 луков, не говоря об остальной одежде. Но изготовление с нуля было половиной работы, из-за требований Джексона одежду нарочито «старили», чтобы она выглядела использованной: где-то приходилось затирать цвет, чтобы он выглядел менее новым и контрастным, где-то специально пачкать одежду грязью или травить кислотой. Но среди такого эпического производства Джексон не забывал о пасхалках — в фильме в камео появлялся он сам и другие члены не-актёрской команды, например Алан Ли в качестве одного из девяти королей людей. На небольшие шпильки тоже оставалось время — как признавался Элайджа Вуд, один из орков был специально сделан максимально похожим на Харви Вайнштейна.

Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Наконец, одним из самых занятных спецэффектов было создание иллюзии разницы в росте — персонаж Элайджи Вуда ростом около 1 метра, а рост самого актёра — 1,68 метра. Для того чтобы сохранять правильные пропорции, съёмочной команде приходилось прибегать к дублям разных масштабов. При съёмках в Шире даже выстраивались копии целиком одинаковых декораций — а где-то актёрам было достаточно лишь встать на колени.

Из-за нюансов съёмок и размера материала постпродакшн и особенно монтаж были, возможно, самыми непростыми этапами работы. Особенно тяжело было с «Двумя крепостями», формально не имевшими ни начала, ни конца. По этой же причине весь снятый материал монтировался постепенно, по мере очерёдности фильмов — человеческого ресурса на всё банально не хватало. Итоговую и окончательную версию трилогии сам Джексон увидел уже на премьере в Веллингтоне.

Но, несмотря на эпический размах и все трудности, по меркам такого проекта на съёмках была на удивление спокойная, даже семейная атмосфера, согласно отзывам большинства из основного каста. Известна история о том, что исполнители главных ролей (все, кроме Рис-Дэвиса) сделали себе после съёмок тату со словом «девять» на эльфийском. Сам Джексон, по отзывам Элайджи Вуда, за всё время съёмок ни разу не терял хладнокровия, всегда был готов решить проблему и перечитывал соответствующий эпизод из Толкина перед съёмками каждой новой сцены.

«Властелин колец» в наших сердцах

За 20 с небольшим лет, прошедших с момента выхода первой части, трилогия стала настолько очевидной классикой, что, кажется, она была почти всегда. Все вложенные средства окупились с лихвой — «Властелин колец» вошёл в число самых кассовых франшиз в истории кино и побил рекорды сборов в нескольких странах, а «Возвращение короля» отдельно собрало больше миллиарда долларов. Если брать средний уровень оценки, зрительский и критический приём был одинаково восторженным — работы хвалили за искренность, уважительное отношение к оригиналу, качественные спецэффекты и скрупулёзно продуманный сеттинг.

Американская киноакадемия также усыпала трилогию призами: если брать только «Оскар», все три фильма получили в сумме 30 номинаций и 17 наград, в том числе статуэтки за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. После этого Питер Джексон превратился из умеренно известного инди-постановщика в крупную голливудскую фигуру, для которой уже не было проблемой получить бюджет хоть на съёмки «Кинг-Конга», хоть на продолжение в виде «Хоббита».

В 2021 году в кинотеатрах вышла отреставрированная 4k-версия фильма.

Успех фильма ответственен за всё то хорошее и плохое фэнтези, которое мы впоследствии увидели в нулевые и начале десятых, от «Хроник Нарнии» до «Золотого компаса», от «Эрагона» до «Игры престолов». Успех Джексона, как часто бывает в таких случаях, вдохновил продюсеров на то, чтобы давать деньги на подобные проекты, а аудитория поверила, что и такие сложные и масштабные книги можно и нужно экранизировать.


В Новой Зеландии после успешного проката фильма ожидаемо вырос уровень туризма — часть декораций остаётся сохранной и сейчас и регулярно привлекает фанатов и просто любопытствующих путешественников. Правительство страны после такого успешного прецедента предоставило льготы на съёмки — и вскоре в Веллингтоне, помимо Джексона, появились такие люди, как Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Последний, в частности, привлекал компанию WETA к съёмкам своего «Аватара».


Время и перипетии карьеры Питера Джексона показали, что съёмки «Властелина колец» сами по себе обладают схожим эффектом с Кольцом Всевластья — с одной стороны, приводят к силе и могуществу, с другой, затягивают и лишают чувства меры. Уже Вигго Мортенсен отмечал, что ближе к финалу трилогии стало гораздо больше спецэффектов и аутентичный баланс из первого фильма был утерян. Выход «Хоббита» продолжил эту линию критики уже и среди более широкой аудитории. Но «Хоббит» будет в следующий раз, а если говорить про «Властелина колец» — для задачи, за которую боялся браться даже перфекционист Кубрик, Питер Джексон, на тот момент режиссёр «Страшил» и «Живой мертвечины», справился на отлично. Возможно, с успехом трилогии мы лишились самобытного инди-режиссёра, зато приобрели главную голливудскую фэнтези-классику нулевых наравне с «Гарри Поттером».

Читайте также
Матриархат Альмодовара: гид по творчеству главного феминиста Испании
Педро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раскрыл потенциал женской силы. Как внутренней, так и внешней. Женщины в...
Как за пять лет изменился фестиваль сериалов «Пилот»
В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна А...
Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона
В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильм...
«Клюква»: как потеплеть к мифам о России в кино и перестать беспокоиться
Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское кино имеет много масок, но ищет ещё больше типов идентичности в надежде обнаружить суть рус...
Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми
Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расхо...
Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства
Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер одн...
Также рекомендуем
В прокат вышла «Зелёная книга» Питера Фаррелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43») — фильм, который уми...
Проверочная работа для киноманов.
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие правила проведения и участия в конкурсе (далее по тексту — «Правила») регламентируют п...
В прокат вышла «Зелёная книга» Питера Фаррелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43») — фильм, который уми...
Проверочная работа для киноманов.
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие правила проведения и участия в конкурсе (далее по тексту — «Правила») регламентируют п...

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00