Киновселенные. Как Джордж Лукас пришёл к идее «Звёздных войн»?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», реж. Джордж Лукас, 1977

Давным-давно в далёкой-предалёкой галактике…

По-другому рассказ о создании «Звёздных войн» начать просто-напросто не получится. В рубрике «Киновселенные» мы хотим раскрыть интересные детали зарождения культовых франшиз: от истоков и до наших дней.

Итак, давным-давно, в 1971 году молодой амбициозный режиссёр Джордж Лукас хотел поработать над фильмом про Флэша Гордона — героя комиксов и телесериалов 30–50-х годов XX века, но не смог получить на него права. К тому времени Лукас уже успел снять мрачный сай-фай «THX 1138», который провалился в прокате. Его новым проектом стали «Американские граффити» — совсем иной по духу фильм, молодёжная комедия. Он окупился с лихвой и был хорошо принят публикой, но Лукас не оставлял надежд снять что-то фантастическое — и на сей раз, на контрасте с «THX 1138», оптимистичное и более авантюрное.

Молодой Джордж Лукас

Среди источников вдохновения киновселенной «Звёздных войн» за многие годы накопилось множество названий и имён. Среди наиболее часто упоминаемых — книги «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Дюна» Фрэнка Герберта и «Хоббит» Джона Р. Р. Толкина, фильмы «Трое негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы и «Лоуренс Аравийский» Дэвида Лина. Не обошлось и без горячо любимого Лукасом Флэша Гордона.


Большое влияние на Лукаса оказали политические и исторические примеры — режиссёр не скрывал, что история о повстанцах, воюющих против мощной Империи, — плоть от плоти своего времени, когда Вьетнамская война была в разгаре, а консервативный Ричард Никсон переизбирался на пост президента США. В стилистике униформы Империи сложно не заметить отсылки к нацистской Германии, а джедаи, если предельно упростить, предстают как смесь тамплиеров, монахов и самураев.


Сценарий фильма на уровне задумки начинался с пары страниц (сейчас в фан-среде они носят название «Журнал Уиллов»), на которых, кстати, уже упоминался таинственный орден, Мейс Винду, а также якобы были заявки на более широкий сеттинг, развёрнутый во второй трилогии. Итоговый сценарий претерпел множество переработок: так, Люк Старкиллер (такая фамилия была у Скайуокера вплоть до начала съёмок) из бывалого седого генерала превратился в молодого фермера, а Хан Соло из зелёного инопланетянина превратился в человека. Черновик сценария оказался огромным по меркам формата — около 250-300 страниц. Поэтому Лукас (без особой, впрочем, надежды) запланировал разбить фильм на три части.

Внутри далёкой-предалёкой галактики

Съёмки фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», реж. Джордж Лукас, 1977

В силу культовости франшизы (так или иначе о ней слышали все) будем предельно кратки с сюжетом. События «Звёздных войн», как и любой уважающей себя космооперы, разворачиваются в галактическом пространстве. В центре сюжета оригинальной трилогии — гражданская война между комплиментарно изображённым Альянсом повстанцев и зловещей Империей, первые пытаются подорвать тиранический режим вторых и освободить от него галактику. Волей судьбы в противостояние на стороне повстанцев оказывается втянут, как поначалу кажется, простой парень Люк Скайуокер с отсталой пустынной планеты Татуин. Ему в сопровождении чудаковатого, но авторитетного старца Бена Кеноби, космических контрабандистов Хана Соло и Чубакки, а также двух дроидов (C-3PO и R2-D2) предстоит доставить в пункт назначения макгаффин в виде чертежей имперского сверхоружия (Звезды Смерти), способного уничтожать целые планеты. Со стороны повстанцев им помогает амбициозная принцесса Лея, противостоит же им таинственный Дарт Вейдер, целиком облачённый в чёрные блестящие доспехи.

Со временем откроется, что и Люк не простой парень, и Бен не просто отшельник, а носитель знаний об ордене джедаев — духовно-боевом ордене, сражающемся на световых мечах и способном прибегать к Силе — специфическому энергетическому полю, доступному немногим. Позднее окажется, что Вейдер тоже чувствителен к Силе, имеет свой световой меч и вообще ведёт себя, грубо говоря, как анти-джедай — эгоистично, бессердечно и жестоко. Камерное противостояние первой части (IV эпизода) разрастается в глобальную войну на уничтожение между Империей и повстанцами. Люку предстоит узнать много о силе и своём джедайском пути, а Хану и Лее — пережить много приключений и полюбить друг друга. Со временем на арене появляется непосредственный тиран и повелитель Империи — без сюрпризов, Император, а Вейдер оказывается отцом Люка и Леи.

Трудности производства

  Татуин мог оказаться джунглями. Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», 1977

Создание оригинальных «Звёздных войн» сопровождалось целой полосой трудностей, стрессов и неудач — не уровня «Апокалипсиса сегодня», но достаточного, чтобы Джордж Лукас расхотел заниматься режиссурой ещё на много лет. Вот только некоторые из несчастий, с которыми столкнулся создатель вселенной Star Wars:

  • Лукас пытался найти финансирование в неудачное для космической фантастики время, когда она ассоциировалась с плохим сюжетом и мрачноватым унылым сеттингом. Его сценарий отвергли Universal Pictures, United Artists, Paramount Pictures и (ирония судьбы) Disney. Наконец дать деньги на съёмки согласился Алан Лэдд — младший, президент 20th Century Fox — и то не столько потому, что верил в проект, сколько из-за того, что восхищался Лукасом. Первоначальный бюджет составил всего 150 000 долларов, но после успеха «Американских граффити» Лукас смог заполучить 8 (а по итогу еле вписался в 10) миллионов.
  • Актёры и съёмочная группа в целом не воспринимали фильм с волосатым монстром и говорящими роботами всерьёз, считая «Звёздные войны» проектом для детской аудитории. Харрисон Форд скептично отзывался о диалогах, Алек Гиннесс — о сюжете, да и другие актёры не очень понимали немногословного Лукаса и его режиссёрские команды вроде установки играть «быстрее» и «более напряжённо».
  • Лукас планировал снимать Татуин в джунглях, но обстоятельства и прозорливый продюсер уберегли его от ловушки, в которую угодит Коппола с «Апокалипсисом сегодня». С другой стороны, и здесь не повезло — Татуин снимали в Тунисе, где в это же время впервые чуть ли не за полвека случились очень сильные ливни. А потом и на съёмках продолжения неприятно удивила Норвегия, где снимали сцены для планеты Хот, — съёмочная команда столкнулась с необычайно низкой температурой и снежными бурями.
  • Помимо актёров, не всё заладилось и с оператором. Лукас постоянно спорил с опытным Гилбертом Тейлором: он считал Тейлора недостаточно гибким, а тот воспринимал советы Лукаса о том, как надо снимать, с большой долей скепсиса.

Наконец, режиссёр не сработался и с монтажёром Джоном Джимпсоном — первому не очень понравился предложенный Джимпсоном итог, а тот был не в восторге от стиля работы Лукаса. В итоге фильм доделывали всем миром — сам режиссёр и три монтажёра (среди которых была жена Лукаса).

Завершение трилогии

Дэвид Линч
Дэвид Кроненберг

У Лукаса не было больших ожиданий от «Звёздных войн» — настолько, что ближе к премьере он купил билет на курорт, чтобы изолироваться от потенциально разгромной прессы. Что было дальше — известно. Рекордные сборы (которые побьёт только спилберговский «Инопланетянин» несколько лет спустя), почти год проката, хвалебная пресса и культовый статус у фанатов. После этого планы снять полноценную трилогию уже не казались несбыточной фантазией.


После опыта работы над IV эпизодом Лукас решил не повторять ошибок и позвал в режиссёрское кресло других авторов — своего бывшего учителя Ирвина Кершнера (V) и мастеровитого Ричарда Маркуанда. Сам он при этом на правах продюсера всегда был рядом и принимал активное участие в съёмочном процессе.Но смена режиссёра не помогла избежать проблем и неудач. Помимо упоминавшихся норвежских погодных условий, у Кэрри Фишер (принцесса Лея) усугубились проблемы с наркотиками, Марк Хэмилл (Люк Скайуокер) раздражался из-за того, что приходится играть преимущественно в окружении кукол, в изоляции от коллег по цеху, а из-за затрат на спецэффекты бюджет снова вышел за рамки, гораздо больше ожидаемого (30 миллионов против изначальных 8). Омрачилась ситуация ужасной аварией, в которую попал Хэмилл, — его лицо буквально собирали по частям хирурги. Впрочем, в этот раз, после успешного опыта предыдущей части, Лукас мог позволить себе взять деньги в долг — что снова окупилось с лихвой (примерно 180-200 миллионов долларов сборов).


До Маркуанда — сейчас сложно в это поверить — шестой эпизод предлагали снимать сразу трём легендам: Дэвиду Линчу, Дэвиду Кроненбергу (оба отказались) и Стивену Спилбергу (от его кандидатуры пришлось отказаться из-за его конфликта с гильдией режиссёров).

Съёмки завершающей части проходили куда спокойнее — главным камнем преткновения было участие в фильме Харрисона Форда, который ещё тогда очень хотел «убить» Хана Соло (но мы помним Лукаса и его тягу к хеппи-эндам). На момент окончания V эпизода Хан был заморожен в карбоните, и была реальная угроза, что так и закончится путь персонажа. Но всё же его удалось уговорить (впрочем, Форд наверстал своё в VII эпизоде).

Стивен Спилберг и Джордж Лукас

Причины успеха

Сейчас в это трудно поверить, но в 70-е успех фильма с озвученными исходными данными (странные приключения фермера-рыцаря с контрабандистами и принцессой в межгалактической гражданской войне) был совсем не очевиден. В чём же секрет популярности «Звёздных войн» уже на раннем этапе?

  • Джордж Лукас, возможно, не был слишком силён в режиссуре, но обладал отличным продюсерским и визуальным чутьём. С самого начала он уделял огромное внимание внешнему виду своей вселенной — от дизайна костюмов до облика кораблей и планет. Так, за декорации (в том числе внешний облик Звезды Смерти) в IV эпизоде отвечал дизайнер и инженер Колин Кантуэлл, работавший со Стэнли Кубриком на «Космической одиссее 2001 года».
  • Ещё один важный для Лукаса момент — грязная натуралистичность будущего, близкая к документализму. Да, контрастной форме имперцев находится место, но всё это — на фоне пыльного, словно бэушного мира Татуина. Сочетание реалистичности и фантастичности в сеттинге было новаторским для своего времени решением.
  • Саундтрек Джона Уильямса. Изначально Лукас не хотел оригинальную звуковую дорожку к фильму, но композитор (к тому времени уже дважды оскароносный) убедил его, что оркестровое звучание будет кстати. Стоит ли говорить, кто оказался прав?
  • Впечатляющая библиотека звуков. Включение светового меча, выстрел из бластера, полёт имперских истребителей — все эти звуки хорошо оседают в памяти даже у нефанатов. Над ними работал великий звукорежиссёр Бен Бёртт. К каждой ситуации он подходил достаточно изобретательно. Выстрел из бластера — искажённая запись удара по натянутому стальному тросу. Рычание Чубакки — звуки собак, медведей, львов, тигров и моржей, сведённые воедино. Световой меч — комбо из звучания работающего кинопроектора и старого телевизора.
  • Лукас одним из первых понял плюсы продвижения фильма через фанбазу. Когда Fox отказалась от активного продвижения «Звёздных войн», режиссёр нанял Чарльза Липпинкотта на позицию директора по маркетингу. Тот ещё до выхода фильма заключил сделку с Marvel, а также договорился о новеллизации сюжета фильма в виде книги — всё это создало атмосферу ожидания блокбастера. А благодаря своим связям в сай-фай-сообществе он смог подогреть аудиторию потенциальных фанатов на Comic-Con в Сан-Диего.
  • Отдельная успешная маркетинг-стратегия фильма — упор на мерч в целом (от плакатов и кружек до футболок) и коллекционные фигурки в частности. К выходу фильма создателям удалось договориться с небольшой компанией Kenner о производстве фигурок с героями «Звёздных войн». Ажиотаж после премьеры оказался настолько силён, что Kenner не справлялась с количеством заказов — в какой-то момент она стала продавать пустые коробки с подарочными купонами, гарантирующими получение фигурки в следующем году.
  • Джордж Лукас отказался от дополнительного гонорара Fox, попросив вместо этого право на интеллектуальную собственность. Это решение на дистанции стоило студии миллиардов долларов, а Лукасу помогло независимо, с меньшим внешним давлением развивать вселенную так, как хотелось ему самому.

История создания «Звёздных войн», как и любого новаторского проекта, полна трудностей: от классического скептицизма продюсеров до обширных проблем со съемочной командой и локациями для съемки. При всей неидеальности Лукаса как режиссера, его организаторское чутьё и визуальное чувство вкуса помогло создать целый мир, который продолжает бурно развиваться и спустя почти 50 лет, уже когда его создатель (по большей части) отошёл от дел. Впрочем, время показало, что Лукас не из тех, кто останавливается на достигнутом – уже в 1980-е годы стало ясно, что он планирует расширить вселенную. До поры до времени для реализации масштабной задумки банально не хватало технических возможностей. Но потом наступили 1990-е.

Читайте также
Кристофер Нолан: довод в пользу кумира поколения
Почему нас восхищают иллюзии в фильмах Нолана и как устроена его магия на экране.
Квентину Тарантино — 60! Истоки и стиль главного режиссёра 90-х
Рассказываем о необычном пути гения.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 1. Netflix
Разбираемся, как началась эра стриминговых сервисов.
«мама!»: объяснение концовки хоррора Даррена Аронофски
Объясняем, что происходит в финале фильма «мама!» Даррена Аронофски.
Гай Ричи: настоящему рок-н-рольщику нужно сразу всё!
Разбираем невероятную карьеру Гая Ричи.
Неснятое кино: «Бэтмен: Год первый» Даррена Аронофски
История неснятого фильма, который опережал своё время.
Также рекомендуем
КИНОТВВ августе вышли сериал-разоблачение про опиоидный кризис в Америке, болливудский комедийный боевик в стилистике Та...
В прокате «Круиз по джунглям» — неуклюжая, но приятная попытка Disney экранизировать ещё один свой парковый аттракцион....
Рассказываем о второй трилогии популярной космофраншизы.
КИНОТВВ августе вышли сериал-разоблачение про опиоидный кризис в Америке, болливудский комедийный боевик в стилистике Та...
В прокате «Круиз по джунглям» — неуклюжая, но приятная попытка Disney экранизировать ещё один свой парковый аттракцион....
Рассказываем о второй трилогии популярной космофраншизы.

Последние новости

00:00