6 июля стартует 74-й Каннский кинофестиваль — одно из главных кинособытий года. Из-за формальной отмены прошлогоднего смотра зрительские ожидания были завышены: все надеялись, что генеральный директор кинофестиваля Тьерри Фремо будет играть мускулами и докажет, что Канны до сих пор остаются важнейшим смотром планеты и колыбелью отличного кино. Благо Канны ответили более чем достойно: на бумаге нас, кажется, ждёт одна из лучших программ последних десяти лет, которая сулит всем — и добравшейся до Лазурного берега прессе, и тем, кто следит за фестивалем из дома, — большой праздник кино.
Алихан Исрапилов изучил программу кинофестиваля и выбрал из неё самые интересные премьеры: от трёх российских фильмов и одного европейского (но с русским следом!) до амбициозных дебютов и новых проектов важнейших режиссёров планеты.
Наши в Каннах
«Петровы в гриппе», реж. Кирилл Серебренников
Основной конкурс
«Петровы в гриппе и вокруг него» — литературная сенсация и один из главных романов прошлого десятилетия, это гоголевская фантасмагория о почти обычной екатеринбургской семье, заболевшей гриппом в канун Нового года. Несмотря на то, что одна из причин успеха бестселлера — лихорадочный слог Алексея Сальникова, назвать роман некинематографичным, зажатым словесной формой, язык ни за что не повернётся. Другое дело — от Кирилла Серебренникова, как и от любого большого постановщика, берущегося за современную классику, мы ждём не просто качественную экранизацию, а яркую визуальную адаптацию, не говоря уже про авторское прочтение первоисточника.
«Разжимая кулаки», реж. Кира Коваленко
«Особый взгляд»
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/860/3i8cu89e3ltw0uodeyr5ljnkq13uw4vh.jpg.webp?1655711731282752)
Кира Коваленко, одна из учениц мастерской Александра Сокурова, дебютировала в большом кино пять лет назад драмой «Софичка». За это время изменилось многое: большинство её сокурсников успело набрать проектов на несколько лет вперёд, кто-то уже отправился покорять Голливуд. Эта затяжная пауза между первым и вторым фильмами Коваленко сильно повышает ставки и вынуждает верить, что нас ждёт не только амбициозный, но и уникальный проект. «Разжимая кулаки» — это история переехавшей в маленький шахтёрский городок североосетинской семьи, строгого отца, двух братьев и готовой бросить семью ради лучшей жизни и вожделенной свободы дочери Ады. Лаконичный трейлер обещает что-то среднее между «Кулаками в кармане» Марко Беллоккьо, «Розеттой» братьев Дарденн и «Теснотой» Кантемира Балагова. Впрочем, лучшую рекламу фильму пока что сделали не промоматериалы, а комплимент всё того же Балагова, который назвал «Разжимая кулаки» лучшим фильмом десятилетия.
«Дело», реж. Алексей Герман — младший
«Особый взгляд»
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/42e/7z7p8u27p4afeqn4ruc3ei1zedcju465.jpg.webp?165571175368466)
Из-за пандемии коронавируса весной прошлого года Алексею Герману — младшему пришлось остановить съёмки амбициозного военного блокбасКатера «Воздух» про подвиги женщин-лётчиц во время Великой Отечественной войны. Режиссёр решил воспользоваться паузой и достал из стола написанный несколько лет назад сценарий, чтобы снять отвечающую пандемийным стандартам герметичную и разыгранную на несколько актёров драму «Дело». Это злободневная и вполне реалистичная история о борьбе маленького человека и власти в эпоху социальных сетей: университетский профессор Давид пишет в фейсбуке пост с критикой местной администрации — обиженная власть в ответ шьёт герою дело и отправляет его под домашний арест. Близится суд, но ни повышенное внимание СМИ, ни постоянная слежка не сломят Давида — он не только отказывается извиняться, но и надеется дать бой Голиафу. Учитывая комичный синопсис и говорящее имя героя, «Дело» вполне может оказаться едкой сатирой на увеличение количества нелепых политических дел в нашей стране. С другой стороны — Герман-младший вполне мог уйти в неироничную, пост-«Левиафановскую» драму о заведомо проигранной войне с властью.
«Купе номер шесть», реж. Юхо Куосманен
Основной конкурс
Финского режиссёра Юхо Куосманен спокойно можно назвать любимчиком Канн: он уже побеждал в конкурсе студенческих работ, а его дебютный фильм — меланхоличная чёрно-белая спортивная комедия «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» — получил главный приз секции «Особый взгляд». Этот титулованный финн попал в категорию «наших» неспроста: сопродюсерами «Купе номер шесть» выступили Сергей Сельянов и Наталья Дрозд, а в написании сценария участие приняла Любовь Мульменко. «Купе номер шесть» — история молодой девушки из Финляндии, которая решила сбежать от московского возлюбленного: она покупает билет на поезд до Мурманска и встречает в купе грубоватого шахтёра с лицом Юры Борисова. Вынужденное соседство заставит обоих героев пересмотреть взгляды на жизнь и признать, что они на самом-то деле удивительно похожи.
Главные премьеры
«Аннетт» («Annette»), реж. Леос Каракс
Основной конкурс
Первый за девять лет фильм Леоса Каракса, живого классика французского кинематографа, который в 2012 году привозил в Канны выдающуюся экзистенциальную притчу «Корпорация “Святые Моторы”», но остался без заслуженных призов. На бумаге «Аннетт» — с виду не экспериментальное, более доступное и зрительское кино, а точнее, первый в фильмографии постановщика мюзикл с голливудскими звёздами и братьями Sparks, отвечающими за музыку. Провокатор и стендап-комик Генри встречает Энн, всемирно известную оперную диву с уникальным сопрано. Их здоровые и любящие отношения обожают фанаты и СМИ, но всё меняется, когда у пары рождается первенец, дочь Аннетт — загадочный ребёнок с удивительной судьбой и невероятным даром. Впрочем, даже такой, казалось бы, далёкий от прошлых работ фильм вполне отвечает излюбленной караксовской теме любви, вызывающей лишь страдания и муки.
«Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» («The French Dispatch»), реж. Уэс Андерсон
Основной конкурс
Ещё один пролежавший год на полке ради заветной премьеры на Лазурном берегу фильм в подборке — «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» Уэса Андерсона. Постановщик ласково называет его «любовным посланием журналистике» в целом, а в частности — своему любимому изданию New Yorker, избранные сюжеты которого как раз и перекочевали на большой экран. Главный редактор издания в исполнении Билла Мюррея перед выпуском последнего номера вспоминает три главных материала: про арт-дилера и арестованного художника, студенческие акции 1968-го и похищение сына комиссара полиции. Снова звёздный капустник из любимых актёров постановщика, симметрия, игра с размером кадра, стилизация и мягкие пастельные тона — словом, всё как мы любим.
«История моей жены» («The Story of My Wife»), реж. Ильдико Эньеди
Основной конкурс
Обладательница «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за драму «О теле и душе» Ильдико Эньеди привезла в Канны один из самых длинных фильмов смотра — 170-минутную экранизацию своего любимого в подростковом возрасте романа «История моей жены» венгерского писателя Милана Фюшта. Это мемуары морского капитана Якоба, который вспоминает, как заключил рискованное пари и пообещал жениться на первой вошедшей в кафе женщине. Тогда он встретил красавицу Лиззи и добился её руки, но их брак оказался настолько несчастным, что теперь он подозревает её в измене. Более 30 лет назад первый фильм Эньеди «Мой ХХ век» был удостоен в Каннах «Золотой камеры» за лучший дебют, поэтому нет сомнений, что для постановщицы возвращение на Лазурный берег будет особенным.
«Остров Бергмана» («Bergman Island»), реж. Миа Хансен-Лёв
Основной конкурс
Пара американских кинематографистов приезжает летом на шведский остров Форё, на котором когда-то жил и работал великий драматург и режиссёр Ингмар Бергман. Цель паломничества для каждого — вдохновиться и написать собственный сценарий, но длительное пребывание на острове не только ухудшает отношения героев, но и размывает для них границу между реальностью и вымыслом. Учитывая тот факт, что муж Миа Хансен-Лёв — режиссёр Оливье Ассайас, «Остров Бергмана» кажется интимной провокацией, заставляющей гадать, насколько автобиографичен сюжет, хотя и без подробностей личной жизни постановщицы фильм был и остаётся одной из самых ожидаемых фестивальных премьер последних лет.
Молодые таланты и известные режиссёры
«Титан» («Titane»), реж. Джулия Дюкорно
Основной конкурс
Пять лет назад Джулия Дюкорно шокировала каннскую публику дебютным фильмом «Сырое» — кровавым хоррором о том, что из добродушных веганов получаются самые ненасытные каннибалы. Интересно, чем удивит попавший в основной конкурс «Титан», который, судя по трейлеру, делает ставку на кричащий визуал и клипмейкерские приёмы. Мальчик с головой, зажатой в конструкции, напоминающей ловушку «Пилы», сообщает работникам аэропорта, что он — Адриан Легран, тот самый ребёнок, бесследно пропавший десять лет назад. Венсан, давно потерявший надежду отец, безумно рад воссоединению, но замечает, что после возвращения сына в их районе начались жестокие убийства. Возможный претендент на гордое звание самого противоречивого фильма основного конкурса.
«После Янга» («After Yang»), реж. Когонада
«Особый взгляд»
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/02f/y0io0l454vq3hbct8f85zyishk0c6f1k.jpeg.webp?165571177144882)
После «Колумбуса», нежной мелодрамы об архитектуре, видеоэссеист Когонада внезапно ушёл в научную фантастику. «После Янга» расскажет о недалёком будущем, где люди пользуются услугами человекоподобных роботов-нянек. Когда Янг, запрограммированный на обучение культурному наследию андроид, впадает в цифровую кому, Джейк и его дочь бросают все силы, чтобы починить ставшего членом семьи робота. Кроме того, в это время Джейк понимает, что жизнь проходит мимо него, поэтому пытается любой ценой наладить связь с отстранённой женой и отдалившейся от него дочерью. Лаконичный синопсис вполне может обернуться сай-фай-версией «Мёртвых» Джеймса Джойса — такой бьющей под дых историей об осознании того, что для членов семьи умирающий робот намного важнее и живее настоящего героя.
«Колено Ахеда» («Ha'berech»), реж. Надав Лапид
Основной конкурс
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/c84/rfq1srfsh80cypja33jqq2dwg603otp7.jpeg.webp?165571177756850)
Как и Ильдико Эньеди, Надав Лапид подходит к смотру в статусе недавнего лауреата «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Оттого победа любого из них будет приятным шоком для фанатов и вторым шагом на пути к редкой в мировом кинематографе коллекции из главным призов трёх главных кинофестивалей мира. Подробностей о «Колене Ахеда» не так много — зато известно, что после космополитских «Синонимов» Лапид возвращается на родину. Йи, 45-летний режиссёр из Израиля, едет в деревню, чтобы презентовать один из своих старых фильмов. Там он встречает женщину по имени Яхалом и остро переживает из-за смерти матери и своей страны, теряющей драгоценную свободу. Нетрудно догадаться, что это предельно личное кино для Лапида, рассуждающего, что особенно важно, учитывая недавний обмен боеголовками Израиля и Палестины, о политике и судьбе своей страны.
«Красная ракета» («Red Rocket»), реж. Шон Бэйкер
Основной конкурс
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/0f5/gnbdba0xgusvgpanh7md9o457g2dmq8f.png.webp?165571178739824)
Шон Бэйкер, певец маргинализированных слоёв американского общества, привозил в Двухнедельник режиссёров свой прошлый фильм — блистательную историю взросления «Проект “Флорида”». «Красная ракета» возвращает Бэйкера во взрослый, но всё такой же яркий и трагичный мир: 39-летний порноактёр Микки достигает дна в Лос-Анджелесе и из-за этого возвращается в родной техасский городок. Там, правда, ему никто не рад — ни бывшая жена, ни теща, ни старые друзья. Когда Микки выпрашивает у них второй шанс, а дела у дисфункциональной семейки идут вверх, герой влюбляется в продавщицу пончиков и возвращается к старым пагубным привычкам. В главной роли — звезда первых частей «Очень страшного кино» Саймон Рекс, который до актёрской карьеры как раз подрабатывал в порно.
«Сядь за руль моей машины» («Drive My Car»), реж. Рюсукэ Хамагути
Основной конкурс
Невероятный год проводит японский режиссёр Рюсукэ Хамагути, автор обласканной синефилами пятичасовой драмы «Счастливый час». В марте этого года он получил Гран-при Берлинского кинофестиваля за чудесный триптих «Случайность и догадка», а теперь готовится покорить Канны трёхчасовой драмой «Сядь за руль моей машины», основанной на одноимённом рассказе Харуки Мураками. Из-за обострившейся глаукомы известный театральный постановщик Кафуку нанимает водителем неразговорчивую девушку Мисаки, чтобы та возила его по Токио. Во время частых поездок мужчина начинает делиться с девушкой историями о повторяющихся изменах его недавно пропавшей жены, в том числе рассказывает, что даже подружился с её последним любовником, а ещё признаётся, что так и не сумел понять её мотивы. Мисаки пытается помочь Кафуку раскрыть секрет, мучающий его последние несколько лет. Пропадающие герои, попытка понять женскую психологию и гигантский хронометраж — кажется, нас ждёт попурри из лучших элементов творчества Хамагути.
Возможные хиты
«Великая свобода» («Great Freedom»), реж. Себастьян Майзе
«Особый взгляд»
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/fa1/pm0z4be6n1nkjfd8tcrxtejjno3i1fs5.jpg.webp?1655711790121692)
В послевоенной Германии Ганса раз за разом арестовывают за его ориентацию — так его желание жить свободно и не стесняться того, кем он является, растаптывает система. Единственные устойчивые отношения он заводит с сокамерником Виктором — отвращение к осуждённому за убийство зэку быстро перерастает в подобие любви. В памяти сразу всплывает великая короткометражка Жана Жене «Песнь любви» об освобождающей любви заключённых и зависти надзирателя, но «Великая свобода» — кино вполне самостоятельное. Более того, первые зрители утверждают, что здесь Франц Роговски сыграл лучшую роль в карьере, а сама «Великая свобода» — это без вариантов главный фаворит на получение квир-пальмы.
«Разделение» («La Fracture»), реж. Катрин Корсини
Основной конкурс
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/432/oq5t9kvanrgi0t8vgz0cb3m53ier2x20.png.webp?1655711796250580)
Раф и Жюли должны были расстаться, но судьба занесла их в отделение неотложной помощи в ночь, когда в Париже проходит очередная акция «жёлтых жилетов». Далёкие от политики и жизни обычных работяг героини знакомятся с ранеными демонстрантами, проникаются идеями их борьбы. Тем временем напряжение на улицах нарастает настолько, что администрация решает забаррикадировать двери больницы. Долгая ночь заставит героинь не только отказаться от устаревших предрассудков, но и пересмотреть свои увядающие отношения. Пресса тепло приняла последние фильмы Катрин Корсини, поэтому хочется верить, что «Разделение» попало в основной конкурс не по квоте на французское кино, а за удачную смесь важной социальщины и интимной мелодрамы.
«Худший человек на свете» («Verdens Verste Menneske»), реж. Йоаким Триер
Основной конкурс
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/638/9buww43wqzql4y9ihrkzg0zz310xmo5c.jpg.webp?165571180940822)
Джули вот-вот исполнится тридцать, а её жизнь — сплошной экзистенциальный кризис: таланты забыты, амбиций не осталось, ещё и бойфренд, автор графических романов Аксель, бесит своим успехом и предлагает остепениться. Героине нужна срочная перезагрузка — она находит возможность начать всё с чистого листа, когда без приглашения приходит на вписку и встречает молодого парня по имени Эйвинд. Джули бросает Акселя и начинает отношения с Эйвиндом, но быстро понимает, что причина её постоянных душевных терзаний не в окружении, а в проблемном прошлом. Йоаким Триер уже снимал кино об экзистенциальном кризисе («Осло, 31-го августа»), травмах прошлого, которые эхом отзываются в настоящем («Громче, чем бомбы»), и нетипичных героинях («Тельма»), поэтому «Худший человек на свете» выглядит как его сборник best of. Права на ошибку в таких случаях нет.
«Легенда о королевском крабе» («Re Granchio»), реж. Алессио Риго Де Риджи и Маттео Зоппис
Двухнедельник режиссёров
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/0c7/mh58szp9xh3cngv4a78iao6hq4c19fy8.jpg.webp?16557118141007664)
Италоамериканцы Алессио Риго Де Риджи и Маттео Зоппис начали свой путь в кино в качестве документалистов, одержимых устной историей провинциальной Италии, фольклором и исчезающими традициями крестьян. «Легенда о королевском крабе», их первый художественный фильм, как раз основан на старой байке: в конце XIX века обычного пьянчугу, убившего на эмоциях возлюбленную, в качестве наказания отправляют на самые дальние острова — на аргентинский архипелаг Огненная Земля. Ему предстоит отыскать редкое сокровище, чтобы получить прощение и вернуться на родину.
Ещё несколько интересных премьер
- «Париж, 13-й округ» («Les Olympiades»), реж. Жак Одиар — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Жак Одиар внезапно экранизировал сборник графических новелл «Страх и смерть» Эдриана Томинэ. Селин Сьямма в соавторах этой социальной мелодрамы о любви трёх девушек и одного парня в современном Париже.
- «Вихрь» («Vortex»), реж. Гаспар Ноэ — новая «Любовь» от француза: вдохновлённая творчеством Жана Эсташа история последних дней пожилой пары, страдающей деменцией. Вместе синопсиса — цитата: «Жизнь — это короткая вечеринка, которую скоро забудут». В главной роли — мастер джалло Дарио Ардженто.
- «Франция» («France»), реж. Брюно Дюмон — метафоричная история о журналистке с красивым именем Франс, которой не повезло сбить пешехода и прославиться на всю страну. Новый фильм философа-провокатора, который в последние годы ушёл в комедию и мюзиклы.
- «Нитрам» («Nitram»), реж. Джастин Курзель — психологический триллер про рекордный по количеству жертв в Австралии теракт в Порт-Артуре 1996 года со смелой попыткой понять одиночество и гнев стрелка, убившего 35 человек.
- «Герой» («Ghahreman»), реж. Асгар Фархади — бытовой триллер иранца про вышедшего на два дня из тюрьмы Рахима. Он пытается уговорить кредиторов отозвать судебную жалобу из-за просроченного платежа, но всё идёт наперекосяк. Долгожданное возвращение Фархади на родину.
- «Сувенир: часть 2» («The Souvenir: Part II»), реж. Джоанна Хогг — сиквел обласканной прессой автобиографической драмы: Джулия осмысляет трагично закончившиеся отношения и параллельно пытается снять дебютный фильм, скрещивая истории из прошлого и свои фантазии.
- «The Velvet Underground», реж. Тодд Хейнс — смонтированный из архивных кадров, редких выступлений, интервью и записей Энди Уорхола док про важнейшую музыкальную группу конца 60-х — начала 70-х.
- «Всё прошло хорошо» («Tout s'est bien passé»), реж. Франсуа Озон — драма про моральную дилемму: переживший сердечный приступ, но наполовину парализованный отец просит любящую дочь прекратить его страдания и незаметно его убить.
- «Найти Анну Франк» («Where Is Anne Frank»), реж. Ари Фольман — воображаемая подруга Анны Франк, Китти из дневника, попадает в наше время. В современной Европе она пытается отыскать Анну, но со временем узнаёт её трагичную судьбу и знакомится с наследием, которое оставила после себя Анна.
- «Интрегальде» («Întregalde»), реж. Раду Мунтян — румынское роуд-муви про волонтёров, которые застряли в трансильванской деревне и теперь вынуждены провести ночь с криповым стариком.
- «Клара Сола» («Clara Sola»), реж. Натали Альварез Месен — амбициозный дебют про 40-летнюю женщину, которая всю жизнь прожила в строгой религиозной общине, но после сексуального и мистического пробуждения пытается освободить себя.
*Instagram запрещён на территории РФ