28 мая 35 лет исполняется Кэри Маллиган. Актриса не может похвастаться большим количеством наград и трофеев от киноакадемиков, но вот запоминающихся ролей в её карьере было предостаточно. Так что хорошо, что актёрский успех уже давно не измеряется лишь наличием золотых статуэток на полке. Вера Гиренко поздравляет Кэри с днём рождения, сравнивает её с Одри Хепбёрн и вспоминает героинь Маллиган.
Жизнь Кэри Маллиган чётко делится на «до» и «после» 2009-го — года, когда в её жизни произошёл крутой поворот. На экраны вышел фильм «Воспитание чувств». Мелодрама о романе 16-летней школьницы и зрелого мужчины имела оглушительный зрительский успех, была номинирована на «Золотой глобус» и «Оскар», получила премии Национального совета кинокритиков США и BAFTA за лучшую женскую роль, а мировая пресса не скупилась на похвалы по поводу «феноменально прекрасной» игры «новой Одри Хепбёрн».
С легендарной коллегой у Маллиган действительно есть кое-что общее: содержательное лицо, умный взгляд, волевой характер и, главное, отсутствие семейных корней в актёрской профессии. Во все времена это значило по меньшей мере то, что дорогу придётся пробивать самой. В случае Маллиган ситуация усугублялась ещё и сопротивлением родителей, которые, будучи респектабельными буржуа, хотели, чтобы дочь пошла по стопам брата и подучила образование в Оксфорде. Но у Кэри были свои планы на жизнь: с юных лет она увлекалась театром.
В возрасте шести лет Маллиган уже красовалась на сцене в школьном спектакле «Король и я» и, как признавалась позже, именно тогда впервые почувствовала эйфорию от перевоплощения. В 19 лет благодаря протекции создателя сериала «Аббатство Даунтон» Джулиана Феллоуза юная актриса получила свою первую роль в кино.
В очередной экранизации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (на этот раз — Джо Райта) юную Маллиган в образе Китти практически никто не запомнил. Внимание критиков и публики было приковано к Элизабет Беннет в исполнении дерзкой красавицы Киры Найтли. В 2005 году она была восходящей звездой британского и голливудского кино. На ней свой интерес сосредоточила и Кэри.
Как впоследствии вспоминала Маллиган, Найтли стала для неё образцом того, как должна вести себя на съёмочной площадке и играть ведущая актриса. Впоследствии именно опыт работы со старшими коллегами заменял Кэри актёрское образование, ведь она так и не была принята ни в одну из трёх лучших театральных школ страны, куда сдавала экзамены.
Отсутствие диплома у Маллиган с лихвой компенсировалось самобытным талантом, масштаба которого уже в начале карьеры хватало на то, чтобы приковать внимание зала к себе в роли Нины в бродвейской постановке «Чайки» по пьесе Антона Чехова. На Бродвей Маллиган вернулась в 2011 году. Она — в главной роли — перевоплотилась в душевнобольную женщину из пьесы Ингмара Бергмана «Сквозь тьму». Благодаря этой работе за Маллиган окончательно закрепился статус одной из лучших актрис своего поколения.
На часто главный актёрский вопрос — кино или театр — Маллиган всегда отвечала примерно одинаково. Дескать, играть в театре ей больше нравится, потому что на сцене она чувствует, что от неё что-то зависит. В кино же существует монтаж, который может радикально изменить рисунок роли. А он у актрисы всегда был лаконичным и при этом эмоционально точным. Впрочем, у Маллиган есть две любимые ноты, которые звучат практически во всех её героинях: беззащитная нежность и добрая сила. Так было и в случае с персонажем тихони Кэти в экранизации романа-антиутопии Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», и с ролью дочери Гордона Гекко в продолжении голливудского блокбастера «Уолл-стрит: Деньги никогда не спят», и с образом прачки Мауд, борющейся за права женщин в «Суфражистке», и даже в «Великом Гэтсби», где Маллиган сыграла воплощённый символ пустоты американской мечты — очаровательную и капризную Дэйзи.
Американских режиссёров привлекала в Маллиган нордическая сдержанность, британская корректность, что априори делало её персонажей таинственными, необычными. Британцы ценили актрису за очаровательную «обыкновенность», вдумчивость и содержательность. Актрису же отличала здоровая профессиональная амбициозность, поэтому она не была намерена вязнуть ни в одном из типажей, навязываемых ей киноиндустрией той или иной страны, и стремилась открывать новые грани своего дарования, для чего иногда сама выбирала независимых режиссёров, с которыми ей было бы интересно работать. Так произошло с Николасом Виндингом Рефном.
На деловой встрече этот режиссёр-визионер встретил актрису словами, что она очень поправилась со времён «Воспитания чувств». «Отлично, — подумала Маллиган, ничуть не оскорбляясь из-за бестактности. — Значит, он честен и во всём остальном». И не ошиблась.
Съёмочному периоду криминального нео-нуара «Драйв» предшествовало время репетиций с исполнителем главной роли Райаном Гослингом. В творческом тандеме с ним Маллиган предстояло сыграть платоническую любовь. Рефн добивался от обоих эмоциональной достоверности такого уровня, которая легко читалась бы даже в тех сценах, где герои несколько минут молча смотрят друг на друга. После премьеры на Каннском кинофестивале в 2011 году казалось, что именно эти многозначительные паузы вкупе со стильной музыкой и таинственной атмосферой принесли «Драйву» награду за лучшую режиссуру и статус культового фильма.
Маллиган — частый гость фестивалей. Не скованная постулатами ни одной актёрской школы, она органично чувствует себя именно в лентах, более-менее свободных от жанровых клише. Очевидно всем это стало после её роли в музыкальной комедии «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн. В персонаж Джин Бёрки Маллиган вложила бунт и отчаяние. Впоследствии именно эту роль актриса называла поворотной в своей карьере.
Ну а её вершиной до сих пор по праву считается роль своенравной и яркой женщины Жанетт в мелодраме Пола Дано «Дикая жизнь» по одноимённому роману американского прозаика Ричарда Форда. Маллиган сыграла американку 1950-х годов, жену неудачника и мать 14-летнего сына, злодейку и одновременно жертву, не способную понять и сдержать свои вредные побуждения.
Если Маллиган что-то ещё не доказала себе и зрителям, так это то, что способна быть комедийной актрисой. В интервью англичанка не раз признавалась, что ролей в смешных фильмах не предлагают. Очевидно, в ней и не надеются обнаружить хоть сколько-нибудь значительный комический потенциал. Убедиться (или разубедиться) в том, что с ним у неё всё в порядке, мы должны были в конце мая 2020 года. На это время был назначен выход в российский прокат чёрной комедии Эмеральда Феннелла «Девушка, подающая надежды».
Пристальное внимание фильму было гарантировано. На волне мировых дискуссий на тему харассмента Маллиган перевоплотилась в Кассандру, которая, прикидываясь легкодоступной, демонстрировала мужчинам (и не только им), насколько изощрённым и не всегда очевидным может быть сексуальное насилие.
После мировой премьеры фильма на фестивале «Сандэнс» в январе 2020 года пресса взорвалась похвалами в адрес незаурядной игры Кэри Маллиган. Отмечалось, что актриса создала персонаж, который вызывает ужас и одновременно смех, что все попытки предсказать её действия обречены на фиаско, настолько сильным хедлайнером в кино англичанка не была ещё никогда.
Жалела ли когда-нибудь Маллиган, что не поступила в Оксфорд, а стала актрисой-самоучкой? Кажется, нет. Ведь ей, в отличие от многих коллег, ничего не пришлось приносить в жертву профессии. В 2012 году она вышла замуж за музыканта Маркуса Мамфорда. У пары двое детей. С ними родители проводят достаточно времени, периодически сменяя обстановку уютного лондонского дома на сельскую жизнь на ферме в Девоне. Стоп! Одна «жертва» в жизни актрисы всё же случилась: у неё нет ни одного аватара в соцсетях. И это осознанный отказ актрисы: «Ведь из-за этих аккаунтов я могу отвлечься от чтения сценария или пропустить купание моих детей».