
В Каннах в этом году чествовали и Николь Кидман. Актриса была удостоена награды «Женщины в движении» за 2025 год — на 10-й, юбилейной церемонии вручения одноимённой премии. Собрались именитые гости: Изабель Юппер, Сальма Хайек, Джулианна Мур, Шон Пенн, Шарлотта Генсбур, Жюлия Дюкурно, Гильермо дель Торо, Джулия Гарнер, Пол Мескал и другие. На мероприятие попали не все приглашённые, даже несмотря на подтверждённую ранее регистрацию. Однако на «женщин в движении» можно было смотреть и без отрыва от фестивальных фильмов, чем и занималась Сусанна Альперина. Исследуем тенденцию в третьем дневнике из Канн.
Предыдущие две главы каннского дневника читайте здесь и здесь.
«Чудотворцы» (The Wonderers), реж. Жозефин Жапи
Программа «Специальные показы»

Казалось бы, фильмом «Один плюс один» французские кинематографисты на долгое время закрыли тему людей с особенностями. Однако в картине «Чудотворцы» — режиссёрском дебюте известной французской актрисы Жозефин Жапи — автор говорит и о сложной женской доле, и о том, как социализироваться тем, кто резко отличается от остальных.
Сценарий, который Жозефин написала в соавторстве с Оливье Торресом, основан на реальной истории её младшей сестры Берти, которой был поставлен сложный диагноз — инвалидность и аутизм. В главной роли — матери двух дочерей — Мелани Лоран: актрисе рукоплескали на красной дорожке на премьере конкурсного фильма «Досье 137», при этом многие не подозревали, какую серьёзную роль она поднимает совсем в другом кино. Анджелина Уорт и Сара Пачуд — в ролях двух сестёр. Старшая Марион — 17-летняя, её жизнь — учёба, бойфренды, вечеринки с друзьями и… невозможность сосредоточиться и побыть одной дома. Второй сестре 15, и она ведёт себя неадекватно из-за серьёзного диагноза и сильных болей, причём болезнь не врождённая, а проявившаяся со временем. Жозефин Жапи удаётся в фильме удержать хрупчайший баланс между печальной правдой жизни и оптимистично-терапевтической неправдой кино. Муж из такой семьи не ушёл (в этой роли Пьер-Ив Кардинал), и все родные, находясь между срывами и любовью, кое-как справляются с ситуацией.
«Умри, моя любовь» (Die, My Love), реж. Линн Рэмси
Основной конкурс

Фильмов, посвящённых женской постродовой депрессии, кажется, не так много. Вспоминается картина «Талли» (2017) Джейсона Райтмана с Шарлиз Терон в главной роли, за которую актриса получила номинацию на «Золотой глобус». Линн Рэмси рассказала об этом явлении, опираясь на одноимённый роман Арианы Харвич. На главные роли Грэйс и Джексона она пригласила Дженнифер Лоуренс и Роберта Паттинсона: они и сыграли писательницу и её мужа, переехавших в сельский дом во Франции, чтобы свить там семейное гнёздышко. Однако с рождением малыша все планы и надежды начали гореть в прямом и переносном смысле (Рэмси использует такой ход, как лесные пожары, хотя в этом смысле она далеко не первая, кто обращается к этому образу, — достаточно привести в пример фильм Кристиана Петцольда «Красное небо»).
После каннской премьеры Дженнифер Лоуренс сразу же стали прочить если не «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль, то уж точно номинацию на «Оскар», хотя с этим в полной мере согласиться сложно. Актриса, конечно, очень старается и пытается превзойти саму себя, но Паттинсон в роли слабого красавца-мужчины, не соответствующего энергии любящей женщины, проявил себя гораздо ярче. Но сильнее всего в этой картине — режиссёрская работа. Рэмси опирается на трёх китов — оператор, музыкальный ряд и литературная основа создают образ за образом, символ за символом. Когда смотришь фильм, не понимаешь, где реальность переходит в сон, фантазия — в явь, искажённое сознание — в прагматизм, любовь — в ненависть. Что до Лоуренс, в фильме Даррена Аронофски «мама!» она проявила себя ничуть не хуже, но как режиссёр Аронофски сильно уступил Рэмси. Кстати, Лоуренс — в числе продюсеров фильма, наряду с Мартином Скорсезе — одно его имя повышает интерес к картине в разы, хотя даже если бы его не было, фильм сам по себе — ярчайшее явление.
«Сплитсвилль» (Splitsville), реж. Майкл Анджело Ковино
Программа «Каннские премьеры»

Исследовать тему семейных кризисов можно по-разному. И даже любопытно после морока, который талантливо навевает на зрителя Линн Рэмси, посмотреть комедию Майкла Анджело Ковино — он не только стал режиссёром и автором сценария, но и снялся в одной из главных мужских ролей. Дакота Джонсон сыграла не просто одну из главных женских ролей, но и стала одним из продюсеров фильма, что прибавило ему привлекательности во всех смыслах.
Дакота Джонсон в картине сексуальнее, чем в фильме «50 оттенков серого», хотя тут она играет замужнюю женщину — Джулию, жену Пола (Ковино). Именно к этой, как поначалу кажется идеальной, паре прибегает ближайший друг Пола, добродушный Гарри (Кайл Марвин), за утешением — его жена Эшли (Адриа Архона) хочет развода настолько, что начала делиться с ним не только своими фантазиями, но и списком бывших. Гарри не в силах это перенести, но неожиданно Пол и Джулия признаются ему, что секрет их счастливых отношений в... открытом браке. Причём Джулия признаётся наиболее откровенно. Настолько, что её муж Пол не в силах всё это перенести. Драки в фильме — одна из наиболее забавных частей. Ковино честно признался, что при написании сценария вдохновлялся мастерами итальянской комедии, такими как Этторе Скола и Лина Вертмюллер. Шутки и ситуации настолько точно попадают в цель, что рекомендовать всем семейным парам фильм к просмотру — просто обязательно. Возможно, эта картина спасёт не один брак.
«Зеркала № 3» (Mirrors No. 3), реж. Кристиан Петцольд
«Двухнедельник режиссёров»

Поклонники режиссёра привыкли видеть его фильмы на Берлинале, но в этому году всё сместилось: в Берлине обошлись без нового Петцольда, а в Каннах — нет. Паула Бер (актриса, сыгравшая в четырёх фильмах Петцольда, недавно стала новоиспечённым членом Европейской киноакадемии) играет странную девушку — пианистку Лауру. Она попадает со своим бойфрендом в аварию и чудом остаётся жива. Картину отобрали в программу «Двухнедельник режиссёров», и для тех, кто ставил себе целью посмотреть в ней хотя бы один фильм, выбор был — именно «Зеркала № 3». После показа появились рецензии со словами «это второстепенный Петцольд». Да, картина не производит такого же впечатления, как лучшие произведения режиссёра, такие как «Ундина», «Транзит» или то же «Красное небо». Но по-своему она тоже интересна.
В фильме изрядная доля мистики — за несколько секунд до аварии бойфренд в первый раз теряет управление из-за овладевшего им гнева и чуть не наезжает на незнакомку элегантного возраста (Барбара Ауэр). Женщины впиваются взглядами друг в друга, и каждая из них осознаёт, что эта адреналиновая встреча неслучайна. После роковой аварии Лаура остаётся жить в доме Бетти — так зовут незнакомку, но в их отношениях присутствует какая-то загадка. Каждая скрывает что-то от другой и не спешит раскрывать душу: им хорошо в неведении. Появление Лауры вносит перемены в жизнь Бетти — её муж Рихард (Маттиас Брандт) и сын Макс (Энно Требс), которые живут отдельно, снова приезжают к ней — семья, что давно не собиралась за одним столом, снова вместе. Но что заставило их объединиться и почему в доме Бетти так много вещей для девушки, которые идеально подходят для Лауры? Зритель терзается вопросами. А тема призрака, возможности заменить одного человека другим, тонкости взаимоотношений и того, как женщины переживают беду и как это проецируется на их влияние на близких, исследуются режиссёром в этом фильме, с одной стороны, тщательно. С другой — словно он хочет сказать нам что-то важное, но в итоге так и не решается.