Каннский фестиваль близится к завершению, основными мотивами 8-го и 9-го дней фестиваля стали желания секса, свободы и новой жизни, а также поиски себя. Рассказываем, как в этом преуспели герои Шона Бэйкера и Паоло Соррентино.
«Мотель Дестино», реж. Карим Айнуз
Эральдо (Яго Ксавье) и его брат решают завязать с криминалом, но заправляющая местной мафией матрона не готова их отпускать без выкупа — двое должны в назначенное время в назначенном месте убрать неугодного, после чего можно будет возобновить переговоры о свободе. Накануне Эральдо проводит ночь с незнакомкой из бара в мотеле «Дестино», а утром оказывается запертым в нём со счётом, который не может оплатить. Оставив ID в залог, Эральдо спешит на дело, но обнаруживает, что брат мёртв, а его уже вовсю разыскивают мафиози. В итоге Эральдо возвращается в «Дестино», который становится для него и убежищем, и тюрьмой.
Бразильский нуар Карима Айнуза с кричащими красками и оглушительным саундтреком.
Эральдо — 21-летний потерянный подросток, который оказывается втянутым в любовный треугольник между владельцами мотеля: бывшим полицейским Элиасом (Фабио Ассунсао) и Даяной (Натали Роча). Ещё одна версия вечного сюжета из криминально-эротического романа Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» (1934), только с курами, козами и непрекращающимися стонами из номеров, которые напоминают тюремные камеры и даже снабжены соответствующими окошками. Фильм берёт атмосферой и саундтреком, но на этом всё, и этого недостаточно.
«Анора», реж. Шон Бэйкер
Стриптизёрша из Бруклина Анора (Майки Мэдисон) предпочитает, чтобы её называли Эни, и не любит говорить по-русски. Умение понимать чужой язык и необычное для американки имя — наследство от узбекской бабушки, которое однажды становится счастливым билетом в новую жизнь.
Весёлый 21-летний ребёнок Ванечка (Марк Эйдельштейн) после приватного танца предлагает ей платный визит на следующий день, а потом ещё один, а потом продлевает на неделю. Ваня — сын русского олигарха и может себе позволить многое: целыми днями играть в приставку и закатывать вечеринки, летать в Вегас на частном самолёте и даже жениться на проститутке… Хотя вот с последним его родители (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) категорически не согласны. Исправить ситуацию должны армянин Торос (Карен Карагулян), который должен был присматривать за драгоценным чадом, и двое его подручных — печальный громила Гарник (Ваче Товмасян) и гоповатый молчун Игорь (Юра Борисов).
Новая картина Шона Бэйкера («Мандарин», «Проект Флорида», «Красная ракета») мгновенно стала одним из фаворитов конкурса, особые похвалы достались исполнительнице главной роли Мэдисон, которая буквально приковывает к себе внимание на все два с половиной часа. Эйдельштейн и Борисов тоже без комплиментов не остались, первого уже называют русским Шаламе, а второй невероятно естественен в привычной для отечественного и пока ещё экзотической для западного зрителя роли молчаливого парня с района с добрым сердцем. Картина условно делится на две части, современную «Красотку» и полную комического, в стиле Гая Ричи, насилия (на самом деле бескровного) историю о крушении иллюзий. Всё вместе напоминает давний хит с Пьером Ришаром «Игрушка», только без малейшей надежды на хеппи-энд.
«Большое путешествие», реж. Мигел Гомеш
Мелкий британский чиновник Эдвард (Гонсалу Уоддингтон) в Рангуне в 1918 году ожидает прибытия своей невесты Молли (Криста Альфайате), с которой он был помолвлен 7 лет. В последний момент у жениха сдают нервы, и он садится на первый попавшийся корабль до Сингапура. Но Молли, прочитав телеграмму, в которой Эдвард ссылается на срочные дела и просит её вернуться в Лондон, даже и не думает сдаваться. Девушка направляется вслед за возлюбленным, отправляя ему бодрые телеграммы, которые вынуждают беглеца двигаться всё дальше и дальше: подданный империи отправляется в Бангкок на поезде, затем в Сайгон на рыбацкой лодке, затем в Манилу, Осаку, Шанхай и, наконец, вглубь Китая, в Чунцин, Чэнду и провинцию Сычуань с целью добраться до Тибета.
Такие работы, как «Большое путешествие» Мигела Гомеша, не берут призы, зато сразу попадают в историю. Сюжет в ней второстепенен, и плоть фильма составляют документальные зарисовки из жизни Азии во всём её изобилии, от панд и осликов до переполненных городских улиц и портов. Примечательно, что картина Гомеша сюжетно перекликается с другим конкурсантом из Азии Цзя Чжанкэ, которому сюжет тоже необходим лишь для того, чтобы совершить путешествие по Азии. Но если для Чжанкэ это путешествие скорее во времени (он фиксирует изменения, произошедшие в Китае за последние 20 лет), то Гомеша интересует пространство во всём его культурном и языковом многообразии. Герои Чжанкэ во времени находят себя, герои Гомеша в пространстве теряют.
«Мой Марчелло», реж. Кристоф Оноре
Франко-итальянская актриса Кьяра Мастроянни, дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв, поразительно похожа на своего отца и, кажется, тяготится постоянными сравнениями с именитыми родителями. Накануне прослушивания Кьяре снится сон, в котором она в зеркале вместо собственного отражения видит Марчелло, а на пробах Николь Гарсия просит её сыграть «Скорее Мастроянни, чем Денёв».
Эти два незначительных замечания оказывают на Кьяру сильное впечатление, она надевает парик, костюм, тёмную фетровую шляпу и очки в толстой оправе — так Кьяра перевоплощается в своего великого отца.
Отныне актриса просит называть её Марчелло, чем вызывает тревогу Катрин Денёв, недоумение бывшего супруга Бенжамина Бьоле, раздражение Николь Гарсии, искреннее сопереживание Фабриса Лукини (партнёра по будущему фильму) и любопытство случайного знакомого Колина (Хью Скиннер, единственный из центральных персонажей, который не играет сам себя).
Кристоф Оноре («Все песни только о любви») снял чрезвычайно затянутый синефильский анекдот, в котором Кьяра наряжается в Марчелло из культовых фильмов, от «Сладкой жизни» и «Восьми с половиной» до «Джинджер и Фреда» и «Развода по-итальянски». Актриса ныряет в тот самый фонтан, воет с собакой на шоу двойников и галантно расшаркивается перед старушками на пляже. Комедия о переживаниях стареющей непо-бейби получилась пустой и, откровенно говоря, даже не весёлой.
«Партенопа», реж. Паоло Соррентино
Партенопа (Селеста Далла Порта) — неаполитанская красавица из богатой семьи, названная в честь сирены, которую Юпитер обратил в Неаполь. С детства Партенопа ловит восторженные взгляды мужчин, но рано лишается беззаботности. В юности во время увеселительной поездки на Капри капризный и безнадёжно влюблённый старший брат совершает самоубийство, которое тяжело отразится на всей семье и оставит в красавице глубокое чувство вины. Парте мечется между карьерой актрисы и антрополога, ведёт беседы с состоятельным поклонником на вертолёте, стареющим депрессивным писателем (великолепный Гари Олдман), чопорной и склочной кинодивой и её не менее экстравагантной агенткой, тщеславным священником и одиноким профессором антропологии, который заменяет ей отца.
Новая картина Паоло Соррентино стала, пожалуй, самым неожиданным разочарованием фестиваля. Режиссёр наряжает свою героиню-метафору в откровенные наряды, но в то, что этот заворожённый Далла Портой взгляд символизирует страстную любовь к городу, верится с трудом. Нежные, почти кровосмесительные отношения с братом, эротическая сцена со священником, облачающим её во всю церковную сокровищницу (сцена заканчивается чудом разжижения крови святого Януария, епископа, мученика и покровителя Неаполя), свадьба и секс детей каморры в подвале и так до уличного шествия футбольных фанатов «Наполи» в 2023 году — напыщенные, наполненные эротизмом и позолотой метафоры оставляют ощущение бесконечно красивого рекламного ролика, но не более того.