Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расходы ради достоверности в кадре. Поэтому серьёзное кинопроизводство не обходится без консультантов в самых различных областях — медицинской, исторической, технической и каких только ещё можно себе вообразить. Без консультантов невозможна подготовка ни к одному серьёзному проекту. А чаще всего профильных специалистов подключают для ресёрча уже на этапе написания сценария.
Причём есть специалисты, знания которых универсальны и используются не только в традиционном кино, но и в анимации. Речь идёт о психологах. Несмотря на то что каждый успешный режиссёр или актёр просто по определению обязан быть психологом, на съёмочной площадке без помощи со стороны в этом смысле кино давно не обходится. На экране, как и в жизни, мы получаем большую часть информации о персонаже от его интонации и манеры невербального общения. И здесь помощь психолога при работе с актёром или анимированным персонажем может оказаться неоценимой.
Звезда в мире звёзд
Знаменитый психолог Пол Экман консультирует кинематографистов по своему профилю. И делает это весьма успешно много лет подряд. В следующем году Полу Экману исполнится девяносто, и на данный момент он один из самых знаменитых психологов в мире. Известен он в первую очередь благодаря своим исследованиям микродвижений лица и множеству научно-популярных книг, которые неизменно хорошо продаются. Предмет его особого интереса в науке — микродвижения мимики — в кино как раз особенно востребован. Особенно в анимации, где авторам надо оживить и сделать натуральными зачастую весьма далёких от реальных живых существ персонажей.
Экман с конца 1950-х годов работает психологом в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Ему принадлежит так называемая теория шести эмоций. Как утверждает Экман, люди всех культур испытывают и могут распознавать в других людях по мимике лица радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление.
Экман прославился в конце шестидесятых годов прошлого века, когда вместе с коллегами начал активно применять в исследованиях киносъёмку. С помощью съёмки на рапиде ему удалось зафиксировать как раз те самые микродвижения лицевых мускулов, которые, как он утверждает, и говорят об истинных эмоциях человека.
От научной киносъёмки Пол Экман постепенно перешёл в мир настоящего кино. Его уникальные знания оказались востребованы в специфической области. Переход кинематографа к цифровым технологиям и компьютерной графике привёл кинематограф к внезапной проблеме. При оцифровке образов актёров и создании анимированных персонажей передавать натуральные эмоции оказалось очень непросто. В научных целях Экман с помощниками создали каталог человеческой мимики. Одними из его главных пользователей наряду с коллегами-психологами и криминалистами оказались аниматоры и специалисты по компьютерным спецэффектам.
В 2001 году Пол Экман выступил научным консультантом сериала Би-би-си «Человеческое лицо». В нём рассказывалось про идентичность, восприятие, креативность и сексуальность и их связь с человеческим лицом на примере истории искусства, технологий и человеческих интересов.
А в 2009–2011 годах вышли три сезона сериала «Обмани меня». Во многом он построен на книгах Экмана. Главный герой в исполнении Тима Рота, как считается, во многом списан с самого психолога. Хотя создатели сериала и уверяют, что к реальным людям его действующие лица отношения не имеют. Но сюжет сериала очень плотно пересекается с деятельностью знаменитого психолога и его теориями. Герои «Обмани меня» занимаются консультацией правительственных и правоохранительных организаций. С помощью своих наработок они помогают определить истинную сущность необходимых заказчику людей. К сериалу прилагается и научно-популярная часть, в которой Экман комментирует происходящее в фильме лично в кадре.
Для Голливуда особенно важным в теории Экмана стала её мультикультурность. Большую часть дохода голливудские компании получают от международного проката. И то, насколько хорошо считают эмоции персонажей фильма в разных странах, во многом и определяет успех фильма.
Не первый и не последний
Практика консультирования сценаристов психологами для разработки персонажей стала популярной в Голливуде в 1940-х и 1950-х годах. Хотя режиссёры и актёры по природе должны быть психологами (иначе в этих профессиях делать нечего), без консультаций со стороны не обошлось. В этот период кинематографическая индустрия стала всё больше осознавать важность психологического аспекта персонажей для создания убедительных и эмоционально заряженных фильмов.
Импульсом к интересу голливудских кинематографистов к психологии послужил переезд многих европейских специалистов в Америку в тридцатые годы. Последователи Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, а вместе с ними и интерес к психоанализу, подсознательному и человеческой психике в целом пришли на работу в Голливуд.
Услугами таких консультантов пользовались многие известные кинематографисты, например Чарли Чаплин в фильме «Новые времена» (1936). Чаплин играет человека, который попадает в мир промышленного производства и сталкивается с новыми вызовами. Консультант помог Чаплину развить этого персонажа, чтобы он был более убедительным и эмоционально проникновенным.
Джеймс Стюарт в фильме «Окно во двор» (1954) Альфреда Хичкока играет фотожурналиста, который, когда он прикован к своей кровати со сломанной ногой, начинает подозревать, что его сосед в соседнем доме совершил преступление. Сделать этот образ более реалистичным и психологически сложным также помог психолог.
Прислушивался к рекомендациям психолога-консультанта и Монтгомери Клифт в фильме «Дикая река» (1959) Элиа Казана. Там Клифт играет инженера, который должен убедить жительницу Теннесси продать свой участок земли, который вскоре будет затоплен при строительстве дамбы.
С тех пор консультирование сценаристов психологами стало распространённой практикой в индустрии развлечений. Сегодня многие крупные киностудии имеют отделы, занимающиеся психологическим анализом персонажей и сюжетов, а также нанимают независимых психологов для работы с конкретными проектами.
Так, Саймон Барон-Коэн — консультант по автономной нервной системе. (И по совместительству двоюродный брат актёра Саши Барона Коэна.) Он работал над созданием персонажа главного героя сериала «Шерлок». Психолог Лиза Фельдман Баррет — автор теории конструирования эмоций. Она работала над созданием персонажей в таких фильмах, как «Сумерки» и «Строго на запад».
В общем, Пол Экман, безусловно, на данный момент хотя и не единственный, но самый известный из таких консультантов.
Не Голливудом единым
В советском кино также пользовались услугами психологов и психотерапевтов. Пик интереса к психологическим теориям пришёлся на семидесятые-восьмидесятые.
Наиболее известный пример — «Зеркало» (1974) Андрея Тарковского. Увлечённый психологическими теориями автор первоначально хотел сделать из своей картины сеанс публичной терапии. По его задумке, в основу фильма должно было лечь интервью о детстве режиссёра с его матерью, Марией Ивановной Вишняковой, причём оно должно было быть снято скрытой камерой. Затем фрагменты интервью должны были быть дополнены игровыми эпизодами с актёрами. Как считается, именно запланированные скрытые съёмки послужили причиной отказа работать на «Зеркале» оператора Вадима Юсова, соавтора Тарковского по всем его предыдущим работам. В итоге интервью с матерью не состоялось. От первоначальной идеи остался только знаменитый пролог фильма с психотерапевтом, которая отучает подростка от заикания, и ставшая знаковой фраза «Я могу говорить».
Широко использовал психологические приёмы и сотрудничал с психологами в своей работе Элем Климов. На кастинге «Иди и смотри» (1985) он отсматривал подростков на главную роль мальчика Флёры. По сюжету Флёре приходилось повзрослеть прямо на глазах у зрителей, чудом избежав участи быть сожжённым заживо нацистами. Чтобы найти исполнителя с подвижной психикой, режиссёр показывал подросткам хронику, снятую в нацистских концлагерях, а потом предлагал подкрепиться чаем с пирожными. Единственным из предполагаемых актеров, кто, впечатлённый увиденным, отказался от щедрого угощения, и был будущий Флёра — Алексей Кравченко.
Уже на съёмках с ним каждый вечер работал индивидуальный психолог, который был включён в состав группы. Съёмки были настолько тяжёлыми и эмоционально, и физически, что режиссёр опасался за психику пятнадцатилетнего актёра.
Живые эмоции для нарисованных персонажей
Один из самых громких примеров сотрудничества Пола Экмана с Голливудом — работа с Дэвидом Финчером и Брэдом Питтом на «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008). Впечатляющее перевоплощение героя Питта из старика в младенца, как ни удивительно, тоже происходило с использованием наработок Экмана. Для создания лица героя в фильме Финчера психолог предложил свою методику фиксации эмоций на лице человека. Как рассказывали специалисты по спецэффектам, в ход пошли специально отдельно записанные в ходе съёмок более 120 различных выражений лица Брэда Питта. С них потом сотрудники компании Digital Domain, к основанию которой приложил руку в том числе и Джордж Лукас, создавали виртуальные модели героя «Загадочной истории». По сути, компьютерная графика здесь была близка к приёмам анимации. В итоге, благодаря наработкам Экмана, образ непрерывно молодеющего старца получился вполне убедительным и стал, пожалуй, самой запоминающейся деталью в фильме.
Также Пол Экман привлекался к консультациям при создании анимационных персонажей для фильмов Pixar. Например, когда вы смотрите фильм «Головоломка» (2015), то знайте, эмоции в нём создавались при помощи советов знаменитого американского психолога и разработанного им десятилетия назад метода.
Аватар меня, пожалуйста
Но основной голливудский успех Пола Экмана — его работа с Джеймсом Кэмероном над «Аватаром». Хотя одним Экманом Кэмерон не ограничился.
Увидевший свет в самом конце 2009 года «Аватар» Джеймса Кэмерона поражал своим революционным техническим совершенством. Но, кроме компьютерных технологий, при создании анимированных образов героев были использованы ещё и психологические наработки. Собственно, на сопоставлении образов землян, прилетевших осваивать планету Пандора, которых играли живые актёры, и анимированных образов аборигенов из племени на’ви, для которых создавались специальные компьютерные образы-маски, и выстроен психологический конфликт в фильме. Чтобы компьютерные лица были не менее естественными, чем живые актёры, и был приглашён Пол Экман со своими наработками.
«Работа над “Аватаром” была уникальным опытом для меня. Одна из самых интересных частей моего сотрудничества заключалась в том, что я должен был помочь актёрам понять, как выражать эмоции через мимику и жесты, используя только свои лица и тела. Это было очень сложно, потому что персонажи в фильме были совершенно не похожи на людей, но в конечном итоге мы смогли создать персонажей, которые были максимально реалистичными в своих выражениях», — признавалась звезда психологии в одном из своих интервью.
Экман проводил индивидуальные сессии с каждым актёром, использовал при этом различные техники, показывал фотографии и видеозаписи людей, выражающих различные эмоции, чтобы помочь актёрам понять, как они выглядят на лицах.
Он также использовал технику, которую сам называет «эмоциональным танцем». Просил актёров двигаться и выражать эмоции через свои жесты и мимику, и затем говорил, как они могут улучшить свою игру.
Использовался и «эмоциональный театр», чтобы помочь актёрам понять, как выражать эмоции в контексте каждого отдельного эпизода. Психолог просил актёров играть сцены, в которых они должны были выражать определённые эмоции, и советовал, как они могут сделать свою игру более реалистичной.
Психологические профили персонажей и их мотивации Джеймсу Кэмерону помогал создавать другой психолог, Джошуа Фридман, а создать мир Пандоры и показать, как взаимодействие между людьми и природой может влиять на психологическое состояние персонажей, помогла концепция «экологической психологии», которую разработал Пол Лоуэнштейн. В её основе эмпатическое отношение ко всему окружающему, в данном случае — к планете Пандора. Была показана связь между всеми живыми существами на планете и их окружением, а также важность сохранения экологического баланса. Это отражает концепцию, которая изучает взаимодействие между людьми и окружающей средой.
Кроме того, в фильме были использованы знания о межкультурной коммуникации и эмоциональной интеллектности. Персонажи «Аватара» были созданы с учётом культурных различий и показали, как важно уважать и понимать другие культуры.
Психологи-консультанты помогли понять, как героиня Зои Солданы Нейтири, которая представляет народ на’ви, должна реагировать на различные ситуации и как её поведение должно отражать ценности её народа. И как Джейк должен реагировать на свою новую среду обитания и как его переживания должны отражаться на его поведении.
Концепция эмоциональной экологии помогла создателям фильма показать, как взаимодействие между людьми и природой может влиять на психологическое состояние персонажей. Например, когда Джейк впервые встречает Нейтири, он испытывает шок и недоумение от её необычного вида, но постепенно начинает понимать и уважать её образ жизни.
Продолжение последовало
Вторая часть «Аватара», которая увидела свет в декабре 2022-го, была не менее изощрённой с визуальной точки зрения. Подготовка к производству фильма «Аватар. Путь воды» велась Джеймсом Кэмероном практически десятилетие. Но, как и в случае с первым «Аватаром», второй создавался не только технарями, и часть гигантского, четырёхсотмиллионного бюджета вновь была истрачена на консультации у психологов.
Для создания персонажей вновь использовались наработки Пола Экмана по воссозданию универсальных эмоций. При написании сценария «Аватар: Путь воды» Джеймс Кэмерон также использовал несколько психологических концепций, начиная от популярной концепции коллективного бессознательного Карла Густава Юнга.
В фильме показано, как главный герой Джейк Салли в исполнении Сэма Уортингтона присоединяется к племени на’ви и начинает понимать их культуру и обычаи, а также общаться с духами природы. Это отсылает к идеям Юнга о том, что у всех людей есть коллективное бессознательное, которое объединяет нас с другими людьми и миром вокруг нас.
Дальше Джейк сталкивается с выбором между своей родной культурой и культурой на’ви, которую он полюбил. Это отсылает к концепции самоопределения, которая предполагает, что мы должны определить свои ценности, убеждения и личные предпочтения, чтобы жить более счастливой и удовлетворённой жизнью.
Фильм также затрагивает темы смерти, жизненного пути и поиска смысла жизни, что отсылает к экзистенциальной психологии. Джейк Салли сталкивается с потерей близких людей и ищет своё место в жизни, что является типичными проблемами, которые обсуждаются именно в этой части психологической науки.
Оба «Аватара» — торжество стиля и визуальных спецэффектов, но Джеймс Кэмерон постарался, чтобы удивительный мир Пандоры и её обитателей был не только красивым, но и психологически обоснованным. Нет сомнений, что и три следующие части «Аватара», выход которых запланирован на 2024, 2026 и 2028 годы, в этом плане двум первым не уступят.