Из бунтующего подростка в лучшую версию себя: как Маргарет Куолли стала новой звездой авторского кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

22 августа в зарубежный прокат вышла криминальная комедия Итана Коэна «Хани, не надо!» Главную роль в фильме играет неподражаемая Маргарет Куолли, которая давно освободилась от статуса nepo baby и стала одной из ведущих актрис в современном авторском кино. За её плечами сотрудничество с такими легендами, как Тарантино и Лантимос, артхаусные эксперименты и пронзительный сериал «Уборщица. История матери-одиночки». Маргарет Куолли едва ли воспринимается просто как дочка Энди Макдауэлл и продолжает доказывать свою независимость в кино. Мария Ракитина рассказывает о карьерном пути актрисы и её знаковых ролях.

Независимая балерина и успешная модель

В Маргарет Куолли многие видят исключительно nepo baby, которой успех в кино принесли на блюдечке с голубой каёмочкой. Однако от своей матери, звезды ромкомов 1990-х и обладательницы таких же роскошных кудрей Энди Макдауэлл, актриса сепарировалась рано. Вдобавок, прежде чем стать новой королевой авторского кино, Маргарет успела попробовать себя в балете и моделинге, живя при этом на собственные деньги.

В четырнадцать Куолли выпорхнула из дома и устремилась в Школу искусств Северной Каролины, чтобы учиться балету. Мама её поддержала. В шестнадцать самостоятельная Маргарет перебралась в Нью-Йорк. Там она поступила на летнюю программу Американского театра балета. Куолли попала в труппу талантливых танцоров и подавала большие надежды благодаря природной пластике и артистизму. Но со временем Маргарет разочаровалась в балете. «Я поняла, что я недостаточно хороша, чтобы быть танцовщицей, и никогда не достигну в этом совершенства. И если я не собираюсь быть лучшей, то не думаю, что мне стоит продолжать», — делилась она.

Маргарет в балетной пачке, фото: Bloch

Завязав с балетом, Куолли решила попытать счастья в моделинге. Работа не заставила себя ждать, и Маргарет наконец смогла заплатить за аренду. Рано став независимой, Куолли чувствовала себя одинокой и с шестнадцати лет начала проходить терапию. «Это было ужасно. Другие дети возвращались домой к родителям и репетиторам, а я в это время была на Неделе моды в Париже, куда взяла учебники по химии и алгебре — по предметам, которые я завалила. У меня не было друзей. В городе я никого не знала. В свои двадцать с небольшим я жила на чемодане. У меня был только матрас на полу», — вспоминала Маргарет.

Маргарет Куолли в рекламном ролике Kenzo World, режиссёр: Спайк Джонс

Она дебютировала как модель на показе Alberta Ferretti в разгар Недели моды в Нью-Йорке. Именитые дизайнеры и кутюрные дома приняли харизматичную и энергичную Куолли, которая втайне страдала бессонницей, с распростёртыми объятиями. Маргарет подписала контракт с агентством IMG Models и вскоре стала любимицей таких культовых брендов, как Chanel, Valentino, Kenzo, Ralph Lauren и Celine. Куолли уверенно ходила по подиуму, приковывая к себе взгляды.

Снимаясь для рекламных кампаний, она всегда старалась быть на одной волне с творческой командой и при этом часто импровизировала. Можно сказать, именно креативные съёмки для известных брендов подготовили Куолли к дебюту в кино. Широкую известность Маргарет принёс рекламный ролик парфюмерной воды Kenzo World, в котором она исполнила хаотично-экспрессивный танец в холле отеля. Вирусную короткометражку поставил режиссёр, клипмейкер и бывший муж Софии Копполы Спайк Джонс («Она», «Там, где живут чудовища»).

Сложный подросток и одна из «девушек» Мэнсона

Дебютная роль Маргарет (и Джеймс Франко) в фильме «Пало-Альто», кадр: American Zoetrope

Актрисой Маргарет стала по счастливому стечению обстоятельств. В 2013 году она навещала своего тогдашнего бойфренда, Ната Вулфа (позже они вместе появятся в игровом ремейке «Тетради смерти» для Netflix), на съёмочной площадке teen-драмы «Пало-Альто». Постановщица Джиа Коппола заприметила магнетическую естественность Куолли и предложила ей роль второго плана. Свободно сыграв старшеклассницу Ракель, соперничавшую за внимание тренера с героиней Эммы Робертс, Маргарет ураганом ворвалась в мир кино.

До того, как её талант разглядели легенды авторского кино (Тарантино, Клер Дени), Куолли совершила драматический прорыв в социально-фантастическом сериале HBO «Оставленные» (2014–2017). На протяжении 22 эпизодов она убедительно воплощала угрюмую девочку-подростка, которая боролась с потерей матери, присоединившейся к секте, и дезориентацией на фоне практически полного исчезновения населения Земли.

Маргарет на промо «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино: Columbia Pictures

После социально-фантастической драмы «Оставленные» Куолли попробовала себя в комедии. В «Славных парнях» (2016) актриса дерзко сыграла бунтующую дочь сотрудницы Министерства юстиции, разыскиваемую героями Райана Гослинга и Рассела Кроу. После ретрокомедии Маргарет вернулась в драму и в «Послушнице» (2017) глубоко погрузилась в духовное путешествие молодой женщины, которая собирается стать монахиней.

Раскрыть Куолли с неожиданной, опасной стороны решил Квентин Тарантино. В «Однажды в… Голливуде» (2019) Маргарет, которая изначально провалила прослушивание, получила второстепенную роль Киски — юной последовательницы «Семьи» Чарльза Мэнсона. Доверившись своим инстинктам, Куолли объединила в образе хиппующей девушки нежность и угрозу. Чтобы добиться необходимой «искры безумия» в больших глазах Киски, каждый день по дороге на съёмочную площадку актриса слушала психоделическую музыку Мэнсона. А перед сном Куолли смотрела всевозможные документалки о лидере культа «Семья», после которых ей снились «ужасные кошмары».

Мать-одиночка и доминатрикс

Маргарет со своей мамой Энди Макдауэлл в сериале «Уборщица: История матери-одиночки», кадр: Netflix

Не менее ответственно Куолли подошла к роли матери-одиночки, которую она воплотила после романтично-эскапистского амплуа начинающей поэтессы в мелодраме «Мой год в Нью-Йорке» (2020). В драматическом сериале Netflix «Уборщица» (2021) актриса доказала, что за её внешней хрупкостью скрыта огромная внутренняя сила. Проникнуться историей молодой женщины, сбежавшей из жестоких отношений с ребёнком на руках, Маргарет помог личный опыт. «Большинство моих подруг, большинство знакомых мне женщин какое-то время состояли в абьюзивных отношениях. К тому же нас, женщин, приучили враждовать друг с другом. Это просто бред, понимаете? Я вложила в “Уборщицу” всё, с чем сама имела дело», — объясняет Куолли.

Она хотела, чтобы портрет её героини, с трудом начинающей жизнь с нуля, вышел максимально реалистичным. Ради достоверной игры Маргарет проводила все выходные с маленькой актрисой Райли Невэй Уиттэт, которая воплотила её дочь в сериале. Кроме того, Куолли уговорила свою мать Энди Макдауэлл взять на себя эту же роль в «Уборщице». План Маргарет сработал: отношения её героини с ребёнком и родительницей выглядели пронзительно настоящими. Хотя Куолли не получила «Золотой глобус» как лучшая актриса мини-сериала, она достигла следующего уровня в реализации своего драматического потенциала.

Маргарет в фильме «Стоп-слово», кадр: «Вольга»

Режиссёры, работающие с Куолли, отмечают её способность легко адаптироваться под любые сценарии и при этом привносить что-то личное в характер и трансформацию героинь. «Маргарет — уникальная актриса, отличающаяся непосредственностью и естественностью. Она искусно прислушивается к своим инстинктам, полностью открыта для своего партнёра по сцене и обладает невероятной энергией», — говорит постановщица Лайла Нойгебауэр, которая трудилась над «Уборщицей». Маргарет использовала все эти навыки на полную катушку в эротическом триллере-пародии «Стоп-слово» (2022). В роли доминатрикс, запертой один на один со своим клиентом в номере отеля, актриса балансирует между уязвимостью и жестокостью, хаотично жонглирует своими эмоциями и тем самым беспрерывно интригует зрителя. Сама Куолли называет «Стоп-слово» «странной историей любви».

Читайте также: Рецензия на «Стоп-слово»

Узница Никарагуа и «странная» муза Йоргоса Лантимоса

Маргарет в фильме «Звёзды в полдень», кадр: A24

2022 год подарил нам ещё одну выдающуюся роль Куолли. В политическом триллере «Звёзды в полдень», получившем Гран-при Каннского фестиваля, она слилась с образом отчаявшейся журналистки, застрявшей в авторитарном Никарагуа во время пандемии. Икона французского артхауса Клер Дени попросила Маргарет о встрече через кастинг-директора Деса Хэмилтона и не ошиблась с выбором актрисы на роль белой женщины в беде. Будучи большой поклонницей творчества Дени, Куолли хотела произвести на неё наилучшее впечатление во время съёмок.

Актриса постаралась как можно правдоподобнее передать подавленное состояние героини, запертой внутри агрессивной патриархальной среды. «Я редко делаю то, что усложнит мне жизнь. В любом случае, на съёмочной площадке я чувствую себя как рыба, выброшенная на берег. Ты просто используешь любые обстоятельства себе на пользу. Я пыталась выучить язык и адаптироваться к реалиям, в которых жила Триш. Было определённо важно погрузиться в язык, и я изо всех сил старалась говорить по-испански с никарагуанским акцентом. Я просто постоянно стараюсь делать всё, что в моих силах», — объясняет актриса.

Маргарет в фильме «Бедные-несчастные», кадр: Focus Features

Перфекционизм и открытость Куолли экспериментам в кино покорили и гения греческой «странной волны» Йоргоса Лантимоса, снявшего её в двух своих картинах. В «Бедных-несчастных» (2023) актриса сыграла Фелисити — «неудачное» творение доктора Годвина, девушку с мозгом ребёнка, которая, в отличие от Беллы Бакстер (Эмма Стоун), не развивается и застревает в инфантильном состоянии. В «Видах доброты» (2024) Маргарет блестяще воплощала двух странных близняшек (одна из них умеет воскрешать людей из мёртвых) и смело обнажалась в кадре, полностью доверяя режиссёрскому видению. На сотрудничестве с Лантимосом эксперименты Куолли в кино не закончились.

Лучшая версия Элизабет Спаркл и амбассадор авторского кино

Маргарет Куолли в «Субстанции», кадр: MUBI

В сенсационном боди-хорроре Корали Фаржа «Субстанция» (2024) обнажённая Куолли буквально выползала из треснувшей спины Деми Мур, использовала свои хореографические навыки, чтобы энергично вращать ягодицами, и олицетворяла собой «идеальный» образ голливудской звезды. Лучшая версия списанной со счетов Элизабет Спаркл в теле Куолли приобрела гротескную статность и глянцевость. Номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана ни для кого не стала сюрпризом.

Съёмки в комедийном хорроре Корали Фаржа, обличающем эйджизм в Голливуде, оказались для Куолли психологически сложными. «Субстанция» была похожа на попадание в эпицентр бури. Словно ты разбираешься со всем своим дерьмом, дерьмом своей мамы, поколенческими травмами. Это был кошмар — быть этой идиллической, молодой фемботкой», — вспоминает актриса. И всё же Куолли благодарна фильму за партнёрство с Деми Мур, которую она считает сильной, мудрой, но в то же время невероятно мягкой и ранимой женщиной.

Читайте также: Рецензия на «Субстанцию»

Маргарет и Итан Хоук в фильме «Голубая луна», кадр: Sony Pictures Classics

Если 2024 год в карьере Маргарет определялся вирусным успехом «Субстанции», то 2025-й пройдёт для актрисы под знаками криминальной комедии Итана Коэна «Хани, не надо!» и мелодрамы Ричарда Линклейтера «Голубая луна». В первом фильме Куолли играет частную сыщицу, которая «ведёт себя как крутой парень», а во втором — студентку Йельского университета и протеже поэта-песенника Лоренца Харта.

Читайте также: Рецензия на «Голубую луну»

Маргарет чаще всего выбирает роли, которые позволяют ей разобраться в себе и могут чему-то научить. По словам актрисы, «Уборщица» была для неё особенно поучительным проектом. «Я чувствую, что с каждым днём понимаю себя всё лучше. Любовь, которую мы дарим себе и нашим отношениям с другими, — это самая глубокая вещь в мире», — делится Маргарет. В её актёрском портфолио авторское кино всё ещё перевешивает зрительское, но есть ощущение, что со временем Куолли станет большой звездой и в голливудском мейнстриме.

От женщин в ловушке до крутого детектива

Маргарет и Рассел Кроу в фильме «Славные парни», кадр: Warner Bros.

Большинство героинь Маргарет Куолли объединяет унаследованная способность к выживанию и адаптации в патриархальном мире. В «Однажды в… Голливуде» девушка-хиппи Киска только на первый взгляд свободна как ветер. На самом деле же она — узница секты, загипнотизированная безумным лидером и вместе с другими «девочками» соблюдающая его интересы, ведь «так сказал Чарли». В мелодраме «Мой год в Нью-Йорке» поэтесса Джоанн потакает прихотям великого Дж. Д. Сэлинджера, от оценки которого, по сути, зависит её профессиональный рост в издательстве.

В сериале «Уборщица. История матери-одиночки» Алекс как раз пытается выбраться из патриархальных оков и уходит от абьюзивного партёра, но в какой-то момент вновь попадает в сети домашнего насилия. Благо героиня вовремя осознаёт весь кошмар отношений с Шоном и ради ребёнка находит силы, чтобы двигаться дальше.

«Стоп-слово» позволило Куолли ненадолго выйти из образа женщины в беде, но в своих следующих ролях она снова превратилась в игрушку в чужих руках и объект мужского одобрения. В «Звёздах в полдень» Маргарет в очередной раз воплотила молодую женщину, чья жизнь зависит от мужчин, обладающих властью. Журналистка Триш становится проституткой ради репортажей из Никарагуа, которые никогда не напишет. Она пытается разорвать этот порочный круг и цепляется за роман с ненадёжным английским бизнесменом, от чьего выбора она тоже оказывается зависимой.

Маргарет в фильме «Хани, не надо!»: Focus Features

«Субстанция» окончально приравнивает Куолли к красивой кукле в глазах похотливых мужчин. Примечательно, что актриса чувствует себя собой в любых ролях и нервно закусывает губу, играя самые разные амплуа — от молодой матери в отчаянии до роковой доминатрикс. Удивительная драматическая пластичность Куолли делает её одной из самых выразительных актрис в современном авторском кино.

Роль женщины, управляющей своей судьбой, она наконец обретает в «Красотках в бегах» (2024) Итана Коэна. Героиня-бунтарка, пустившаяся в бега с потерянными деньгами мафиозо, прокладывает себе дорогу к будущему самыми радикальными способами — вымогая крупные суммы у политиков и наповал сражая выстрелами своих преследователей.

В «Хани, не надо!», духовном сиквеле «Красоток в бегах», Куолли находит «женскую силу» в профессиональной эмансипированности и играет в частного детектива по своим правилам. Остаётся надеяться, что в выборе ролей актриса однажды придёт к некому балансу — всё же хочется чаще видеть её в «крутых» образах, нежели в затравленных мужским взглядом амплуа.


Источники: