Продолжаем изучать деятельность российских онлайн-кинотеатров и рассматриваем пример уникального в своём роде сотрудничества — относительно недавнего объединения видеосервисов Wink и more.tv. Рассказываем, как они существовали до слияния, и публикуем беседу с генеральным директором онлайн-кинотеатра Wink Антоном Володькиным.
Первая часть уравнения — Wink
История платформы Wink — это история компании «Ростелеком», которая в 2011 году объединила семь межрегиональных компаний связи («Центртелеком», «Уралсвязьинформ», «Волгателеком», «Сибирьтелеком», «Северо-Западный Телеком», «Южная телекоммуникационная компания», «Дальсвязь»). До этой реорганизации фирма работала в основном как оператор для операторов и частично — для крупных государственных и коммерческих структур. Массового сегмента и розничных клиентов у «Ростелекома» не было, а о реализации систем платного ТВ на федеральном уровне речи ещё не шло.
В мае 2012 года компания представила федеральный продукт «Интерактивное ТВ», который пришёл на смену региональным разработкам «Ростелекома». На презентации продукта было объявлено, что в нём представлено до 200 телеканалов, включая более десятка в HD. Просмотр был доступен на телевизорах, компьютерах, планшетах и смартфонах. Одновременно был представлен и собственный ОТТ-продукт — видеопортал Zabava.ru (OTT, или Over the Top — метод предоставления видеоуслуг пользователю поверх имеющейся у него технической инфраструктуры и интернет-провайдера, например через приложение стриминга на чужом телевизоре со Smart TV со своего профиля. — Прим. ред.).
В течение пяти лет продукт развивался органическим путём, однако на рынке уже начали работать первые отечественные онлайн-кинотеатры, из-за чего встал вопрос о будущем продукта и шире — о присутствии компании на рынке дистрибуции ТВ- и киносериального контента.
В сентябре 2018 года «Ростелеком» представил новые цифровые сервисы, в том числе и бренд Wink. Выросшая из «Интерактивного ТВ» платформа объединила мобильное приложение, веб-портал и приложение для Smart TV. Уже на старте стриминг предложил более 200 телеканалов, более 12 тысяч фильмов и эпизодов сериалов, и компания не собиралась надолго откладывать расширение.
Вторая часть уравнения — more.tv
Ещё один стриминг — ещё одна история, зачин которой обеспечил крупный медиахолдинг. Онлайн-кинотеатр more.tv был создан в 2010 году как онлайн-платформа, предоставляющая своим абонентам доступ к контенту, который принадлежит медиатеке компании «СТС Медиа». Стримингу дали имя «Видеоморе» и снабдили популярными отечественными сериалами и шоу, самые громкие из которых — триллер «Закрытая школа» с Павлом Прилучным, подростковый ситком о школьных буднях и рок-музыке «Ранетки», сборник скетчей «Даёшь молодёжь!» и прочие народно любимые шоу на манер «Уральских пельменей» и «Шести кадров».
Зарубежными фильмами и сериалами «Видеоморе» не располагало, контент по категориям делило весьма условно, а внедрённые в сервис социальные функции (возможность создавать пользовательские профили и дискутировать в комментариях) почти не развивало. Однако площадка заложила базу для будущего обновления и преобразования в современный и полнофункциональный онлайн-кинотеатр, готовый к конкурентной борьбе.
24 сентября 2019 года случился запуск стримингового сервиса more.tv. Владеют им всё та же «СТС Медиа» и её головная компания «Национальная Медиа Группа». На следующий же год после запуска more.tv начал производство первых успешных originals, а также заключил ряд соглашений с зарубежными телевещателями и правообладателями зарубежного контента, и на платформе появились эксклюзивные шоу от Showtime, BBC и Hulu, такие как «Рассказ служанки», «Фарго» и «Великая».
То, что следует после знака равенства
В июле 2022-го «Национальная Медиа Группа» и «Ростелеком» объявили об объединении своих онлайн-кинотеатров (было объявлено, что доля «Ростелекома» в совместном предприятии составит 70 %, а НМГ — 30 %). На данном этапе интеграции оба сервиса работают перекрёстно, и один бренд не поглощают другой. Вот как процесс слияния комментировал генеральный директор Wink Антон Володькин:
С юридической точки зрения создание совместного предприятия между НМГ и «Ростелекомом» завершено. Появление совместного предприятия не означает автоматически, что мы будем работать как один онлайн-кинотеатр. На момент заключения сделки мы понимали, что видеосервисы ориентированы на разные целевые аудитории. More.tv производит контент для более «цифровой» публики, работает с небольшим количеством ярких проектов, каждый из которых становится событием на рынке. С добавлением библиотеки телеканалов НМГ и определённого количества закупных проектов создавался интересный своей аудитории контентный пул. Wink изначально был рассчитан на максимально широкую публику. Наши аудитории, конечно же, пересекаются, но не в такой степени, чтобы считать видеосервисы одинаковыми и говорить, что какой-то из них не нужен.
В том же интервью Антон Сергеевич подметил, что за время своей работы видеосервис достиг немалых успехов, показал отличные результаты, а объединение с more.tv — это только начало большого и многообещающего совместного проекта:
Оказаться к сегодняшнему дню в тройке лидеров по общему числу смотрящих клиентов и в двойке по платным подписчикам — это действительно сверхрезультат, о котором пять лет назад мы даже и не мечтали. Когда ставили себе цели, они были амбициозными, но мы и представить себе не могли, что станем одним из лидеров рынка, создадим совместное предприятие с ведущим производителем контента и будем стремиться на первые места.
На сегодня видеосервис Wink включает более 300 эфирных и тематических телеканалов, включая региональные и муниципальные каналы по всей России (на большинстве из них доступно управление просмотром — функции постановки эфира на паузу, перемотки, создания архива передач), а также более 60 тысяч фильмов и эпизодов сериалов, документальных проектов, концертов и другого контента.
На платформе также есть сервисы «Родительский контроль», «Мультискрин», «Караоке», аудиокниги и другой контент. Поначалу Wink развивался как агрегатор контента, в том числе в нём, помимо собственной, были доступны (и представлены на сегодня) библиотеки других онлайн-кинотеатров («Амедиатека», viju, Start, тот же more.tv). А в 2022 году Wink начал развивать производство оригинальных проектов, чему будет способствовать объединение с more.tv, а также то, что совместное предприятие получило 50 % «НМГ Студии».
Согласно обновлённым финансовым показателям деятельности «Ростелекома» за III квартал 2023 года, количество активных клиентов видеосервисов Wink и more.tv превысило 12,9 млн, при этом количество платящих подписчиков достигло 9,5 млн. Также аналитики отмечают, что Wink твёрдо удерживает второе место по числу платящих подписчиков среди всех российских онлайн-кинотеатров. Среди последних крупных релизов линейки Wink Originals отмечают и хвалят сериалы «Библиотекарь», «Большая битва», «Диагноз “Везучая”», «Макс и Гусь», «Оборотень», «Плакса».
Мы, кстати, тоже успели пообщаться с гендиром Wink Антоном Володькиным и узнали о том, каково положение объединившихся онлайн-кинотеатров в непростое сегодня, к чему сервис привели действия из уже далёкого вчера и чего стоит ожидать от полного неопределённостей завтра.
Последний год задал жару всем участникам рынка. Кто-то засел в глухую оборону, кто-то начал реструктуризировать бизнес. Беднеют медиатеки, ликвидируются юрлица, шатаются доли рынка… Иным словом, живём в интересные времена. А как ваш стриминг распланировал потихоньку уходящий 2023-й? И в чём уже преуспел?
Лучше всего говорят цифры. Wink — единственный онлайн-кинотеатр, который раскрывает такой объём финансовых и операционных показателей. Консолидированная сервисная выручка видеосервиса (не включает продажу абонентского оборудования и непрофильные доходы) превысила 13,2 млрд рублей, что на 9 % выше первого полугодия 2022 года. При этом прирост сервисной выручки в OTT-сегменте составил 95 %.
В июле 2023 года завершились юридические процедуры по объединению онлайн-кинотеатров Wink и more.tv, поэтому с третьего квартала текущего года мы будем раскрывать уже консолидированные показатели, что даст более объективную картину по финансовым показателям и рыночной доле.
В отличие от большинства других российских игроков рынка, Wink был и остаётся прибыльным сервисом, в том числе благодаря тому, что мы объединяем IPTV и OTT (IPTV, или Internet Protocol Television — современный стандарт обеспечения пользователей цифровым сигналом посредством Интернета, без антенн, тарелок и коаксиальных аналоговых кабелей. — Прим. ред.).
Среди аналитиков стало популярным мнение, что сферу онлайн-кинотеатров в конце 2023-го ожидает значительный отток подписчиков. Основная причина: населению сейчас нужно больше экономить, и подписка на стриминг похожа на то удовольствие, от которого не так страшно отказаться. Эти опасения правдивы?
Не согласны с таким прогнозом в отношении Wink. По итогам первого полугодия 2023 года количество активных клиентов видеосервиса Wink (включает абонентов как IPTV, так и OTT, которые, например, получают доступ в мобильном приложении или Smart TV) превысило 11,5 млн, что на 11 % больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. При этом количество платящих подписчиков достигло 9 млн, увеличившись на 20 %. По общему количеству подписчиков, по данным разных аналитических агентств, Wink закрепился на третьем месте, по количеству платящих подписчиков — на втором (см. предыдущий источник. — Прим. ред.).
У нас клиентская база растёт, и мы не видим причин, чтобы этот рост остановился. Онлайн-кинотеатры в целом остаются самым доступным видом досуга — по цене одного билета в кино целый месяц эмоций и впечатлений для всей семьи. Это, как правило, дешевле одного похода в фастфуд, средней цены билета в театр или на концерт.
Не считаете ли вы, что сегодняшний день даёт повод экспериментировать с форматами? Занимать позицию рискового новатора тогда, когда многие банально пытаются не потонуть, — это про ваш онлайн-кинотеатр? Назрела ли в вашей компании почва для кардинальных перемен и дерзких опытов, или пока ваши глобальные задачи лежат в иной плоскости?
У Wink очень большая аудитория, чему мы очень рады, но это не может не влиять на контентную политику. Мы должны работать для всех зрителей. Это не значит, что у нас не может быть экспериментов — они обязательно будут. Но базу должен составлять качественный, но рассчитанный на массовую аудиторию продукт. Мы видим, что лучше всего собирают аудиторию жанровые сериалы с хорошим кастингом: триллеры («Фишер», «Мёрзлая земля»), комедии («Ухожу красиво», «Макс и Гусь»), мелодрамы («Надвое»), военно-историческое кино («Операция “Неман”»), фэнтези («Библиотекарь»), young adult («Плакса»). Очень хороший спрос на детский контент («Три кота»). Вместе с тем находят своего зрителя и экспериментальные с жанровой и тематической сторон проекты («Балет», «Актрисы», «Аврора»). Стоит отметить, что все успешные проекты в той или иной степени — это микс разных, порой неожиданных, жанров, например мелодрама-сатира.
Работать на всю аудиторию — значит выпускать и такие проекты, которые рассчитаны на различные ниши потребителей.
Не так давно мы были свидетелями коллаборации стримингов и офлайн-кинотеатров — шоу из Интернета крутили в самых обычных кинозалах с колой и попкорном. Такой формат взаимодействия — то была эдакая незначительная проба пера, или всё-таки с этой идеей можно далеко пойти?
И онлайн- и офлайн-кинотеатры, а также концертные площадки, книжные магазины, музыкальные сервисы и другие культурные институции работают в одной отрасли впечатлений. Поэтому различные коллаборации между ними не только возможны, но и необходимы. Наибольшее распространение уже получили совместные проекты с музыкальными сервисами по саундтрекам сериалов и кино. У нас в Wink есть большая библиотека аудиокниг, и мы предлагаем совместный продукт «кино/сериал + книга, которая легла в его основу». Мы совместно работаем с социальными институтами и службами по проектам с импакт-контентом («Плакса» — борьба со школьным буллингом, «Свет» — социальная помощь). Кстати, в Москве премьеры проектов онлайн-кинотеатров уже точно стали большим подспорьем для офлайн-кинотеатров — буквально каждый день что-то происходит. В общем, направление коллабораций между разными участниками рынка впечатлений будет обязательно развиваться.
Какие меры предпринимает современный онлайн-кинотеатр для борьбы с пиратством? И стоит ли вообще тратить большие деньги на то, чтобы пытаться пошатнуть столь неудержимую стихию? Тем более что наша страна — один из лидеров в международных рейтингах по активности пиратов.
Зарубежные сервисы, лишив российских зрителей возможности легально получать свой контент (кстати, у Wink снижение библиотеки составило менее 3 %), в общем-то, сами подталкивают их к пиратским ресурсам. Отечественный контент по-прежнему доступен в онлайн-кинотеатрах в высоком качестве и по доступным ценам, поэтому люди продолжают пользоваться тем, к чему привыкли. Wink поддерживает борьбу с пиратством и принимает участие в работе профильных организаций, таких как ассоциация «Интернет-видео».
Не так давно завершился фестиваль «Новый сезон», в котором приняли участие крупнейшие стриминги страны. То, что ваша компания там представила, — это передовые проекты, на которые сделана самая высокая ставка, или в производстве находятся сериалы и фильмы, о которых ещё нельзя рассказывать, но очень-очень хочется?
На упомянутом фестивале «Новый сезон» как раз победил наш сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (совместный проект со Start) — он признан самым ожидаемым сериалом сезона. Он о том, что наказание неизбежно, и если родители не будут обращать внимание на своих детей, улица может сыграть с ними злую шутку. На сегодня у нас в работе, на разных стадиях производства (а это, как правило, от полутора лет), находится более 30 проектов самых разных жанров. Из ближайших проектов мы рассчитываем на высокий зрительский интерес как раз к упомянутому «Слову пацана. Кровь на асфальте», который снял режиссёр Жора Крыжовников, а также к масштабному шпионскому экшен-детективу «ГДР» (совместно с НТВ). В будущем году на роль одного из флагманских проектов претендует многосерийная кинореконструкция знаменитого и драматичного путешествия «Челюскин. Первые», там очень масштабные съёмки в разных регионах страны, отличный каст, сама история очень интересная. Будет откровенная костюмная драма про пороки и жизнь питерской богемы начала ХХ века «Чистые». Будет пацанский комедийный сериал про новые приключения Макса и Гуся, а также второй сезон полицейской комедии «Ухожу красиво». Мы уже анонсировали «Политех», «Отмороженные», «Неверные». О других проектах расскажем позднее.
Вопрос скорее философский: момент, когда «ориджиналс» от наших стримингов достигнут бюджетов и технического исполнения уровня «Игры престолов» или амазоновского «Властелина колец», — это в принципе достижимая точка?
Ровно тогда, когда российский рынок впечатлений сравняется по размеру с американским. Онлайн-кинотеатры — часть экономики, которая не может взять и обогнать общие экономические показатели страны. Будет расти экономика впечатлений — будет расти киносериальный рынок. Но вообще, догнать и перегнать кого-то — не самоцель. В мире много успешных национальных кинематографов, главная задача которых — досконально знать и удовлетворять потребности аудитории своей страны (Турция, Индия, Южная Корея, Китай, Латинская Америка и так далее). Для них международная экспансия — приятная, но не обязательная часть бизнеса.
И финальный вопрос: какие планы вы строите на год грядущий? Как-никак 2024-й уже не за горами. Какие направления хотите развивать, какие глобальные решения собираетесь принимать и на что в будущем возлагаете большие надежды?
В полной мере реализуем синергию от объединения онлайн-кинотеатров Wink и more.tv. Будем наращивать производство «ориджиналсов» благодаря совместной работе с «НМГ Студией». Обязательно будут новые громкие проекты и новые зрительские рекорды. Также впервые в будущем году будут новые сезоны ранее вышедших в Wink «ориджиналсов». По производству сериалов мы выйдем на место, соответствующее рыночной доле. Продолжим расширять сервис «За кадром» — возможность узнать подробности об увиденном на экране (локации, предметы интерьера или одежды) с охватом новых тайтлов. Также будем активнее работать с кинофильмами с прицелом на будущий эксклюзивный цифровой прокат. Мы нацелены на активную работу в регионах, где видим важный источник роста. Намерены поддерживать рентабельность бизнеса. Общая цель — расти быстрее рынка.