Следующий в очереди — онлайн-кинотеатр Premier. Эта площадка — не старожил, однако она стремительно выросла из «цифрового аппендикса» телеканала ТНТ в сильный самодостаточный бренд, предлагающий своим клиентам первостатейный киноконтент российского производства и научившийся ловко противостоять самым острым проблемам нового времени.
За ТНТ и двор
Свой первый день работы онлайн-кинотеатр Premier отметил запуском сразу двух тайтлов — сериала «Домашний арест» и второго сезона скетч-шоу «ХБ». Вместе с ними в библиотеке можно было обнаружить такие популярные в народе наименования, как «Импровизация» и Stand Up. Вы наверняка слышали об этих проектах и уже догадались, что их продакшен — дело рук телеканала ТНТ, который, в свою очередь, принадлежит холдингу «Газпром-медиа».
В тот самый день, 16 августа 2018 года, начал своё существование стриминг с именем ТНТ-Premier (в просто Premier его переименовали только через год). Российский аналог HBO Max, к слову, появившийся за два года до HBO Max и похожим образом продвигающий материнского телевещателя, параллельно штампуя и выкупая со стороны привлекательные для широкой публики проекты «третьих лиц».
С тех самых пор у площадки не менялись владельцы — сервис намертво «прикручен» к медийной конструкции «Газпром-медиа», и пока поводов засомневаться в надёжности этих «креплений» ни у кого не возникает. Однако несколько изменилась специфика стриминговой платформы — теперь вместо вторичного онлайн-придатка известного телеканала мы имеем на руках большой и плюс-минус автономный онлайн-кинотеатр, который производит собственные Originals и между делом занимается реализацией тех шоу с ТНТ, которые по тем или иным причинам не удалось подпустить к основной эфирной сетке. Хотя тайтлов непосредственно с ТНТ и других каналов, принадлежащих «Газпром-медиа», в библиотеке Premier тоже немало.
В первый же месяц работы на ТНТ-Premier пришло порядка двух миллионов уникальных пользователей, что на четверть превышало тогдашний показатель ежемесячной аудитории, к примеру, сервиса Okko (который, как вы могли узнать из нашей прошлой статьи, был основан за несколько лет до ТНТ-Premier). К концу 2019-го, уже после ребрендинга, общее количество активных подписчиков Premier (то есть оформивших подписку и не убегающих с площадки после первых пары месяцев пользования) составило 1,3 миллиона юзеров. Безусловными хитами, которые обеспечили стримингу столь стремительный рост, стали комедийные шоу «Полицейский с Рублёвки», «Звоните ДиКаприо!», «Год культуры», «Улица» и постапокалиптическая «Эпидемия». Последнюю впоследствии выкупил Netflix за рекордные для российского потокового сегмента на тот момент 1,5 миллиона долларов.
Онлайн к успеху шёл
Относительно многих других российских стримингов Premier — гость запоздалый. Тем более что за площадкой стоит не абы кто, а активы и обширная вещательная сеть «Газпром-медиа», которые владеют телеканалами «Матч ТВ», НТВ, «2х2», «Пятница!» и ТВ-3. Почему медийный колосс решил запустить собственный онлайн-кинотеатр, ещё и «помолвленный» с одним из самых популярных телеканалов страны, лишь в 2018 году?
2018-й — год значительных структурных изменений. Впервые в истории молодой Российской Федерации начал сдавать свои позиции кинопрокат, зато заметно выросли показатели сегмента легального онлайн-видео. Тот период смело можно назвать переходным: зрители демонстрируют повышенный интерес к видеоконтенту отечественного производства, делая завидные рейтинги «Полицейскому с Рублёвки» и солидную кассу спортивной драме «Движение вверх», в то время как российские стриминги всё активнее и активнее вкладываются в производство собственных фильмов и сериалов. Не стоит забывать и об одной важной законодательной предпосылке: ещё в 2017-м на уровне правительства страны подписывается закон о регулировании деятельности видеосервисов, что железобетонно закрепляет их правовой статус, определяет для них нормы налогового контроля и очерчивает границы допустимого иностранного финансирования. Это означало, что эпоха Дикого Запада для российских онлайн-платформ подошла к концу. Соответственно, усилилась и конкуренция: за один только 2018 год, кроме «Газпром-медиа», своими онлайн-кинотеатрами обзавелись портал «Кинопоиск» и IT-гигант «Ростелеком», запустивший платформу Wink.
Premier пришёл в этот мир в тот момент, когда для стриминговой площадки быть «просто удобной» и «просто доступной» стало недостаточно. Отечественная стриминговая индустрия на исходе десятых — это оживлённое поле брани, на которое все участники боя выпускают тяжёлую кавалерию в виде многочисленных «ориджиналс». Проводить экспансию на уровне уже не потребительской, а общечеловеческой психологии одним только добрым именем ТНТ долго не получится — ты либо растёшь ввысь как полноценный бренд, а не продолжение уже сформировавшейся системы, либо довольствуешься объедками.
Знавали лихо
В этом плане Premier не уступал конкурентам: в первые же годы своего существования сервис планомерно заполнял медиатеку эксклюзивными материалами и продолжает держаться этой тактики до сих пор. Взаимодействуя с другими ответвлениями холдинга «Газпром-медиа» и грамотно вкладывая средства в талантливых киношников, онлайн-кинотеатр Premier остаётся одним из немногих игроков рынка, кто может похвастаться внушительной цифрой в 70 % отечественного контента в их арсенале, среди которого немалую долю составляют тайтлы с пометкой «Сделано Premier» (по крайней мере, такую информацию озвучили в начале года в момент очередной смены генерального директора сервиса). Сюда же включены не только привычные нам сериалы и фильмы, но и широкий пласт документальных проектов и локального видеоконтента публицистического толка. Подобного рода кинематографические исследования могли бы спокойно выходить на YouTube, однако стали частью большой цифровой семьи Premier, после того как в 2019 году площадка приняла решение о запуске такого направления. Premier был первым онлайн-кинотеатром в РФ, что взялся за подобную инициативу и, самое главное, до сих пор её не забросил — в начале 2023-го руководство платформы анонсировало два десятка документальных проектов, которые уходят в релиз строго по расписанию.
За прошлый год Premier поднял выручку на 22 %, чем «поломал» прогнозы некоторых аналитиков, посчитавших, что резкий отток зарубежного контента сильно ударит по отечественным стримингам. Как мы писали чуть выше, большая часть видео на стриминге — это продукт российского производства, поэтому ожидаемый спад обернулся неожиданным скачком. В конце концов, зритель всегда охотно платит за хороший (и эксклюзивный) контент, и за последние пару лет онлайн-кинотеатру было чем нас порадовать: мы с удовольствием смотрели криминальную комедию «Капельник», наблюдали за бытом ростовской шпаны в «ЮЗЗЗ», узнали, что же случилось с героями «Эпидемии» после финала первого сезона, и надолго прописались среди постоянных клиентов «Ресторана по понятиям».
Конечно, живём мы в непростое время, и даже финансы не в силах перебороть доминирующее влияние внешней среды. Чего только стоит практически моментальное закрытие пародийного кукольного шоу «Горемыки» а-ля «Южный Парк» и вполне закономерная пропажа пары проектов с участием Яны Трояновой после её резонансного интервью с одним небезызвестным в наших краях иноагентом. Кстати, с неделю назад похожая участь постигла и сериал «Неприличные деньги». А ещё совсем недавно, в начале этого лета, в сторону онлайн-кинотеатров Premier и Start прилетели протоколы в отношении свежего закона о распространении ЛГБТ-контента, которые предусматривают либо немалый штраф, либо временную приостановку деятельности «до выяснения обстоятельств».
Кто-то «чистит» свои библиотеки, вокруг кого-то ходят противоречивые слухи о поглощении более крупным актором индустрии, а в некоторых случаях уже не авторы новостных порталов и не бизнес-аналитики, а простые зрители начинают замечать, что больше не смогут досмотреть до конца свои любимые иностранные сериалы с любимых российских стримингов легальным путём. Однако, стиснув зубы, отечественные онлайн-кинотеатры скандируют «Прорвёмся!» и, собственно говоря, прорываются. И Premier выступает хорошим примером того, что это очень даже реально — оставаться на плаву и продолжать радовать свою аудиторию любой ценой и при любых обстоятельствах.