История отечественного стриминга: Часть 1. Ivi

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В рубрике «Эра стриминговых сервисов» мы уже успели рассказать об успехе таких гигантов, как Netflix, Amazon Prime Video, Disney+, Apple TV+ и HBO MAX. Очередь за отечественными стримингами!

Цикл статей о том, как зарождались, взрослели и крепли российские онлайн-кинотеатры, мы решили начать с пионера стриминга в нашей стране — с сервиса Ivi.

Пираты не пройдут!

Среди отечественных онлайн-кинотеатров Ivi — старейший. Сервис был запущен 26 февраля 2010 года, в момент, когда западное интернет-пространство между собой делили гиганты в лице Hulu и Netflix, а в России и странах СНГ безраздельно властвовали пираты. Однако учредители Ivi не побоялись непаханого поля работы и начали потихоньку приучать российского зрителя платить за контент, а не шариться по торрент-трекерам и подозрительным сайтам, которые выдаются поисковиками по запросу «смотреть кино в хорошем качестве онлайн без регистрации и СМС».

Чем могли похвастаться пиратские площадки тех лет? Тем же, чем и сейчас: они дают юзерам контент забесплатно, а в отдельных случаях фильмы сливаются в Сеть раньше официальной кинотеатральной премьеры. Чем был привлекателен по всем параметрам легальный Ivi? Тоже бесплатным контентом, с той лишь разницей, что реклама, за счёт которой кинотеатр в то время, собственно, и функционировал, была не такой навязчивой, как порно-баннеры и ссылки на «дедовские методы лечения простатита». Конечно, библиотека Ivi не была такой же обширной, как пиратские фильмотеки, да и лицензиями от голливудских мейджоров онлайн-кинотеатр на заре своего существования не располагал, однако рисковое дело всё-таки обещало выгореть.

До стадии самоокупаемости своего проекта команда Ivi шла почти пять лет: в 2015-м компания заработала первый миллиард выручки (в рублях, разумеется). Решающий ход в этой партии сыграло не столько нарастающее любопытство людей, запустивших Ivi, чтобы поглядеть, что это за штука такая — онлайн-кинотеатр (как писала пресс-служба компании, в первые сутки работы Ivi аудитория платформы составила почти две сотни тысяч человек). Успех сервиса обеспечила потребность в комфортном потреблении видеоконтента, которое могли обеспечить и обеспечивали телевизоры, снабжённые Smart TV — с этой технологией покупать кино стало быстрее и проще, чем выискивать и выкачивать пиратские релизы, постоянно натыкаясь на компьютерные вирусы. Вот что об этом говорил основатель Ivi Олег Туманов:

Просвет появился в конце 2013-го, во многом благодаря развитию Smart TV. Люди захотели смотреть фильмы в хорошем качестве и стали больше покупать, тогда мы сосредоточились на платной модели. Многое пришлось изменить, но в результате в 2014 году мы выросли в семь раз в платной части, а в 2015-м — в три раза, в 2016-м тоже ожидаем рост.

Ivi — первые во всём

Олег Туманов. Фото: Семён Кац для Forbes

А ведь мы до сих пор не поясняли, откуда взялось само название Ivi. Уже упомянутый нами первый директор фирмы Олег Туманов вспоминал, что такое имя родилось из необходимости придумать для обозначения компании что-то короткое и запоминающееся. Чтобы было и логично, и лаконично: онлайн-кинотеатр поставляет своим зрителям видео посредством Интернета, то бишь видео в Интернете, то бишь «и-ви» — звучное сокращение от английского Internet video.

К слову, о Туманове: именно он руководил сервисом с первого дня его существования вплоть до весны прошлого года (12 лет в должности гендира) и всё это время являлся главным лицом бренда. Он самолично, без посредников в лице промежуточных менеджеров, делился успехами своего предприятия с общественностью и журналистами. Выходец из семьи музыкантов, связавший свою жизнь с банковской сферой, он два десятка лет шёл к созданию чего-то своего. Чего-то востребованного и доступного всем и каждому. Как ни крути, а желающих провести вечер в обнимку с хорошим фильмом куда больше, нежели тех, кому нужно срочно оформить кредит на пару миллионов долларов. Выпуск из Московского финансового института в 1980-х, работа во внешнеэкономическом ведомстве при советской власти, завидные должности в «Мосбизнесбанке» и «Альфа-банке», в американских и европейских финансовых организациях дали Олегу Ефимовичу не только бесценный опыт, но и чёткое осознание того, что освоение новых горизонтов — единственный гарант светлого будущего как на корпоративном, так и на личном уровнях.

«Временные трудности», реж. Михаил Расходников, 2017/Иви
«Счастья! Здоровья!», реж. Марк Горобец, Арман Марутян, Ваагн Хачатрян, Леонид Марголин, 2018/Иви

Самые значимые шаги в развитии онлайн-инфраструктуры Ivi пришлись на длительное правление Туманова. Ввод первой платной подписки, первый контракт с голливудским дистрибьютором, создание первых фильмов, снятых полностью под кураторством Ivi, привлечение первых больших инвесторов из-за рубежа — прошлое десятилетие стало для стриминга самым что ни на есть «временем первых». Кстати говоря, дебютные проекты, в создание которых своими кровными вложилась сама Ivi, вышли в 2018 году: первыми ласточками в этом направлении стали фильмы «Временные трудности», «Непрощённые» и «Счастья! Здоровья!».


Долгое время серьёзных конкурентов у Ivi в России не было. Но не потому, что платформа рвала в клочья каждого, кто решал заявиться на рынок, а потому, что легальные отечественные стриминги в те годы можно было пересчитать по пальцам одной руки: в ближайшей весовой категории против Ivi образца середины десятых выступали Tvigle, Zoombie и Now.ru. Однако анализ доли рынка отечественных игроков, что ввязались в сферу потокового видео в допандемийные годы, демонстрирует, что Ivi продолжительное время существовала как будто бы «вне конкурса».


Быть пионером в какой бы то ни было области — не только большая гордость, но и большое бремя. Особенно когда на ваши плечи сваливаются капризы аудитории размером в сотни миллионов человек, обязательства перед десятками дистрибьюторов по десяткам тысяч лицензий на кинопродукцию и необходимость прощупывать рынок, в том числе и зарубежный, буквально вслепую. Стриминг учился уживаться и с пиратами, и с официальными прокатчиками, долго и упорно разрабатывал онлайн-инфраструктуру и осваивал мобильные приложения. В какой-то момент компания пыталась, но в итоге не смогла выйти на IPO на американской бирже из-за трудностей с российским законодательством, а в период пандемии заметно сдала позиции перед бурно развивающимися на фоне самоизоляции конкурентами.

Хотя, справедливости ради, заметим, что такие площадки, как «Кинопоиск» и Okko, — видеосервисы, стартовавшие как составные части и без того солидно спонсируемых цифровых экосистем «Яндекса» и «Сбера». То же самое можно сказать и про Premier, Wink, Kion и more.tv — онлайн-кинотеатры, отпочковавшиеся от таких нехилых фирм, как «Газпром-медиа», «Ростелеком», «МТС» и «Национальная медиа группа». И тем не менее именно Ivi, облагораживающая целину потокового вещания уже без малого 14 лет, заложила фундамент для появления всех вышеназванных площадок. В конце концов, конкурентов порождает конкурентная среда, а не тотальное отсутствие тех, кто способен дать серьёзной сдачи.

Будущее в тумане?

Старый логотип
Новый логотип

Голливудские мейджоры с их крышесносными блокбастерами отвернулись от российского зрителя, кинозалы продолжают закрываться, и все мы держим ухо востро и готовимся к худшим раскладам. Потому и руководству таких организаций, как Ivi, нельзя расслабляться ни на секунду. Тем более что компания, некогда носившая титул первопроходца отечественного стриминга, оказалась под плотным перекрёстным огнём внешних факторов и ей же и порождённых самодостаточных и крайне гибких конкурентов.

О судьбе не только российских стримингов, но и всей отечественной киноиндустрии в данный момент судачат немало. Ситуация в стране и в мире обязывает, а новые вызовы стучатся в двери наших киношников один за другим, не переставая. Изменения затронули все ныне актуальные и работоспособные платформы, в том числе и Ivi, которая, кстати, прошлой осенью получила новое имя на кириллице — «Иви». Однако руководство компании не ограничилось одной только корректировкой названия. Стриминг видоизменил айдентику и озвучил новый курс — курс на завоевание мобильных устройств и расширение библиотеки сервиса за счёт контента собственного производства. В течение года после ребрендинга онлайн-кинотеатр отснял и выпустил пачку сериалов формата Originals: «Пансион», «Химера», «13 клиническая» и «Замёрзшие» от Адильхана Ержанова.

В 2022 году «Иви» распрощалась не только со старым именем, но и со своим основателем: прошлой весной Олег Туманов покинул пост генерального директора. Сначала он занял должность председателя совета директоров, а после ушёл и оттуда, отправившись в свободное плавание. В кресло самого главного босса приземлился один из заместителей Туманова — бывший инвестбанкир Николай Васильков.

Какие же трудности предстоит преодолеть обновлённому «Иви»? Во-первых, навёрстывать утерянное. В частности, пытаться вернуть себе статус лидера, который по результатам последних лет плавно перешёл в руки не на шутку разросшегося «Кинопоиска». Во-вторых, постараться поразить одним метким выстрелом сразу двух увёртливых зайцев: за счёт выпуска original-проектов, которые требуют немало вложений, выровнять пошатнувшуюся из-за геополитики операционную прибыль. В-третьих, выстроить механизмы функционирования в реалиях параллельного импорта, принудительного лицензирования и чуть ли не ежедневной «перестройки» корпоративной жизнедеятельности в стране. Сам Васильков спустя несколько месяцев после принятия новой должности делился следующим выводом:

В открытой экономике с отрицательными процентными ставками вы можете сколько угодно привлекать деньги и инвестировать в долю рынка, экспансию и другие цели. Этого мира больше нет. «Иви» — независимый игрок, у нас нет дотаций со стороны какого-то крупного холдинга. Поэтому в новой реальности, чтобы сохранить устойчивый бизнес, необходимо в первую очередь иметь возможность своими доходами покрывать расходы.

То тут, то там всплывающие новости о том, что «Иви» активно ищет покупателя и морально готовится к поглощению кем-то из «крупных рыб» российского бизнеса, пока не двинулись дальше самых обычных обсуждений. О решительных действиях по продаже некогда ведущего стриминга страны речи, по крайней мере в открытую, никто не ведёт. Зато всё более отчётливо прослеживается желание руководства посвежевшего «Иви» восстановить былые регалии, но не резкими выпадами, а, что называется, «играя вдолгую».

К чему приведёт упор на долгосрочную перспективу? Если не покажет время, то обязательно покажут цифры — либо рекордное число «завербованных» за текущий отчётный период подписчиков, либо внушительная сумма контракта о приобретении некогда лидирующего потокового бизнеса.

Читайте также
Пугающая красота и диалог с великими: как снимает Паоло Соррентино
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянскому автору «Оскар». Сегодня имя режиссёр...
Ловушки маньяка, демоны и Аннабель: гид по вселенной Джеймса Вана
В мировой прокат выходит пятая часть популярной хоррор-франшизы «Астрал», запущенной Джеймсом Ваном. Режиссёр, придумавший свою формулу хитового фильма ужасов...
Киновселенные: Средиземье на большом и малом экране
Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселенные». «Звёздные войны» пока что позади, на очереди другая легендарная франшиза — «Властелин колец». Виктор Неп...
Матриархат Альмодовара: гид по творчеству главного феминиста Испании
Педро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раскрыл потенциал женской силы. Как внутренней, так и внешней. Женщины в...
Как за пять лет изменился фестиваль сериалов «Пилот»
В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна А...
Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона
В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильм...
Также рекомендуем
Почему совместный проект «Иви» и Kion оказался неудачным.
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
Почему совместный проект «Иви» и Kion оказался неудачным.
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00