В мировой прокат вышли «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах». Приквел знаменитой франшизы, основанной на романах писательницы Сьюзен Коллинз, рассказывает о становлении Кориолана Сноу, будущего диктатора государства Панем, и его романе с девушкой-трибутом из Дистрикта-12 Люси Грей Бэйрд. В честь премьеры рассказываем, как «Голодным играм» удалось вдохнуть новую жизнь в подростковые антиутопии и изменить подход к экранизации фантастики.
Новаторский взгляд на подростковую антиутопию
История «Голодных игр» началась в 2008 году, когда американская писательница Сьюзен Коллинз выпустила первую книгу фантастической трилогии, прежде всего рассчитанную на подростков. Антиутопия о 16-летней Китнисс Эвердин, пытающейся выжить во время бесчеловечного реалити-шоу, ориентированного на элиту, не была дебютом для автора. До «Голодных игр» у Коллинз вышла серия фэнтези-книг «Хроники Подземья», на которую её вдохновила «Алиса в Стране чудес». Однако именно антиутопический роман о девушке из Дистрикта-12, бросившей вызов Капитолию, стала настоящим феноменом и подарила писательнице мировую известность, позволив опубликовать два не менее успешных продолжения истории — «И вспыхнет пламя» (2009) и «Сойка-пересмешница» (2010).
Действие литературного цикла, как позже и фильмов, разворачивается в постапокалиптической Америке. Тоталитарное государство Панем разделено на 13 районов — 12 Дистриктов, где проживает рабочий класс, занимающийся тяжёлым трудом, нацеленным на улучшение экономического состояния страны, и столицу Капитолий, в котором обитают богачи во главе с президентом-диктатором Сноу. Когда-то Дистрикты восстали против тирании, что привело к продолжительной гражданской войне. Но повстанцам так и не удалось свергнуть режим, а за мятеж пришлось расплачиваться их детям. Каждый год Капитолий устраивает Голодные игры — безжалостное реалити-шоу, следящее за тем, как 24 молодых человека из Дистриктов, выбранных с помощью жеребьёвки, убивают друг друга, пока в живых не останется только один.
В первой части трилогии юная охотница Китнисс Эвердин вызывается добровольцем вместо своей сестры Прим и вскоре оказывается на арене. Вместе со своим союзником Питом, сыном пекаря из Дистрикта-12, она уцелеет и станет победительницей Голодных игр. После завершения шоу героиню ждёт всенародная слава, но постепенно та осознает, что звёздный статус не даровал свободу, а, наоборот, ещё больше её ограничил. Китнисс, как и Пит, покорно выполняет волю Капитолия до тех пор, пока в рабочих районах не назревает новое восстание, символом которого в итоге станет отважная девушка, искусно владеющая луком и носящая брошь с сойкой-пересмешницей.
На создание «Голодных игр» Сьюзен Коллинз вдохновили не только «Повелитель мух» и «Королевская битва». Однажды писательница смотрела телевизор и, переключая каналы, заметила, что за новостями о войне в Ираке следовало бестолковое реалити-шоу. В её голове эти две программы слились воедино. Так родилась идея «Голодных игр».
Впрочем, в книгах и экранизациях также можно увидеть отсылки к античности — жители Капитолия носят римские имена (к примеру, Кориолан Сноу, Цинна, Сенека, Цезарь, Вения и другие), а само шоу для богатой публики, жаждущей хлеба и зрелищ (из выражения проистекает название государства — Панем), напоминает гладиаторские бои.
Добро пожаловать на Голодные игры
Первая часть франшизы «Голодные игры» вышла в 2012 году. В то время подростки делились на два лагеря — на тех, кто фанател по «Гарри Поттеру», и тех, кто сходил с ума по «Сумеркам». Других достойных поп-культурных альтернатив тинейджерам тогда не предлагали, поэтому фантастический роман Сьюзен Коллинз и его последующая экранизация нашли отклик у молодёжи. И дело было не только в непредсказуемых сюжетных поворотах, напряжённом повествовании, не позволяющем расслабиться ни на секунду, и в пугающем взгляде на альтернативное будущее, не такое уж мифическое, если вдуматься. «Голодные игры» совершили настоящий прорыв в подростковой литературе, а затем и в кино, нарушив определённые каноны жанра.
Режиссёр Гэри Росс максимально бережно отнёсся к экранизации первой книги Коллинз и даже попросил её саму написать сценарий к картине, чтобы не упустить важные детали. Впрочем, некоторые поклонники романа всё равно остались недовольны адаптацией из-за смещения фокуса с личности главной героини на освещение условий существования в тоталитарном мире. В тексте повествование велось от лица Китнисс, поэтому читатель воспринимал историю с точки зрения главной героини: она делилась своими чувствами и мыслями сухим спартанским языком, что нисколько не уменьшало эмоционального потрясения от зверств Капитолия и беспощадных правил Голодных игр. Фильм же пошёл дальше и вместо женского взгляда на описанные в книге события уделил особое внимание противопоставлению рабочего класса элите, нарастающему конфликту Китнисс со Сноу и показал весь блеск и ужас реалити-шоу.
Юношей и девушек из бедных районов, прилизанных и одетых в помпезные наряды, выбранные лучшими столичными стилистами, сначала представляли публике Капитолия таким образом, словно они были ровней богачам, а затем участников игр отправляли в дикие условия, напоминая, что власть в Панеме принадлежит элитарному обществу. Именно это демонстративное обращение с жителями Дистриктов как с бесправными рабами, не только в первом фильме, но и в трёх сиквелах, шокирует больше всего.
Несмотря на масштабность экранизации «Голодных игр», охватывающей мироустройство Америки будущего, где непокорных режиму людей «миротворцы» пытают, истязают у позорного столба и публично казнят, а правительство считает победителей своей собственностью, именно от Китнисс Эвердин напрямую зависит развитие сюжета, ведь прежде всего это её личная история. Героиню воплотила Дженнифер Лоуренс, отказавшаяся худеть ради роли, чтобы лишний раз не навязывать девушкам-подросткам конвенциональные стандарты красоты. И хотя в книге Китнисс была тощей из-за того, что ей нередко приходилось голодать, сложно представить, что девушку могла бы сыграть другая актриса.
Обыкновенная героиня
Начиная с первого фильма Китнисс разрушала стереотипы о героинях подростковых франшиз. Она не обладала магической или сверхъестественной силой, не оказалась избранной, а единственной целью девушки стало выживание на играх ради своих близких и друга Гейла, которых та считала всем. Выбор между двумя парнями позже не определит существование Китнисс, как в тех же «Сумерках», а останется лишь второстепенной линией, ведь главная дилемма «Голодных игр» всё-таки заключается в другом: может ли человек остаться собой вопреки чудовищным обстоятельствам или же внутренняя трансформация неизбежна? Ответ на этот вопрос героиня ищет на протяжении трёх книг и четырёх фильмов (роман «Сойка-пересмешница» разделили на две части).
Именно нестандартная героиня, уже в первой картине проявляющая неповиновение Капитолию во время подготовки к играм и во время шоу, обеспечила интерес молодых зрителей (преимущественно девушек) к экранизации и позволила ей заработать 649 млн долларов в мировом прокате при бюджете в 78 млн долларов. Кассовые сборы сиквела, «Голодные игры: И вспыхнет пламя», снятого Фрэнсисом Лоуренсом и вышедшего год спустя, были ещё больше — 865 млн долларов. Этот рекорд заключительным частям франшизы, увы, побить не удалось. Стоит отметить, что адаптации трёх книг получились совершенно разными по стилю и атмосфере.
Контрастный мир Панема на экране
Первые «Голодные игры» выглядели как авторский инди-триллер о выживании: подвижная камера следовала за тревожными героями, прячущимися от соперников в лесной чаще или, наоборот, вступающими с ними в ожесточённую схватку. Китнисс изначально проявляла себя как гуманист: она никому не хотела навредить во время соревнований и долгое время просто старалась не высовываться, что выделяло её на фоне остальных участников шоу, сражающихся друг с другом не на жизнь, а на смерть. «Голодные игры: И вспыхнет пламя» вместе с главной героиней погружали зрителя во внутреннюю жизнь Капитолия и политические интриги. Действие фильма частично происходит в стенах столицы, позволяя нам рассмотреть её величественную архитектуру, вдохновлённую Древним Римом и немецкой архитектурой 1930–1940-х годов, ближе познакомиться с китчевой модой в одежде, которой следует элита, а также с вседозволенностью богачей — те ни в чём себе не отказывают, эксплуатируют трибутов (в фильме на сексуализированное насилие над ними лишь намекают) и всецело предаются гедонизму. Беспечный быт обитателей столицы создатели картины чередуют с тяжёлой ситуацией в Дистриктах.
Представители рабочего класса ютятся в обветшалых домах, напоминающих о временах Великой депрессии, голодают, трудятся в шахтах до потери сознания, каждый год отводят своих детей на жатву, а за любой протест рискуют получить пулю в лоб. В «И вспыхнет пламя» игра на контрастах позволяет понять, на чём основывается государственный режим Панема, и разобраться в мотивации Китнисс примкнуть к сопротивлению. Как только начинаются новые Голодные игры, в которых должны принять участие предыдущие победители, фильм превращается в беспрерывный экшен, разворачивающийся на острове. Финальные части франшизы, тоже поставленные Фрэнсисом Лоуренсом, показавшие себя в прокате куда хуже первых, сосредотачиваются на противостоянии сопротивления и Капитолия, вылившемся в гражданскую войну. Фанаты были крайне недовольны тем, что книгу разбили на два достаточно затянутых фильма.
Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно
Первая «Сойка-пересмешница» действительно не отличалась динамичностью, а почти весь сюжет строился вокруг подготовки к восстанию: повстанцы и примкнувшие к ним жители Дистриктов укрывались в бомбоубежище и строили план по захвату Капитолия, а опасная миссия по спасению бывших победителей игр, оказавшихся в заложниках у президента Сноу, привнесла необходимый саспенс только ближе к концу. Однако именно этот фильм доходчиво объяснял, что Китнисс никогда не была независимой и свободной героиней. Сначала в своих целях её использовал коварный президент Сноу, а затем девушка попала под влияние революционеров, чей лидер, как оказалось, ничем не лучше кровавого диктатора, ведь испытание абсолютной властью проходят далеко не все. Да, у Китнисс и правда болит сердце за жителей Дистриктов, но в первую очередь она переживает о судьбе близких, как бы эгоистично это ни звучало.
Обычно в подростковых антиутопиях главный герой самостоятельно ломает систему, как в «Гостье» Стефани Майер, а после свержения тирана государство непременно ждёт счастливое будущее. Здесь же Китнисс, столкнувшаяся с сильнейшим посттравматическим стрессовым расстройством после первых игр и смертями тех, кто был ей дорог, может только вдохновить людей из Дистриктов бросить вызов Капитолию. На протяжении двух «Соек-пересмешниц» она сомневается в собственных идеалах и подозрительно относится к тому, что восстание совершается чужими руками, а мирное население, не задумываясь, отдаёт свои жизни ради свободного будущего страны. И всё же непростое эмоциональное состояние Китнисс не позволяет ей, да и зрителю, в полной мере объективно оценивать реальность. Невзирая на множество лишних перипетий и вялое развитие событий, последние фильмы франшизы, сделавшие ставку на психологизм, очень точно отражают идеи, заложенные Сьюзен Коллинз в трилогию. У героев, находящихся по разные стороны баррикад, куда больше общего, чем кажется на первый взгляд. И те и другие прибегают к насилию для достижения «высшей» цели. То же сопротивление, сбрасывающее бомбы на детей Капитолия, по сути, ничем не отличается от диктаторов, у которых руки по локоть в крови.
В «Голодных играх» политический мир не чёрно-белый, как во многих антиутопиях, а людей, разными способами карабкающихся к вершине власти, нисколько не заботит жизнь простых граждан. И в тот момент, когда Китнисс понимает, что доверять можно только себе, она обретает долгожданную свободу. Таким образом, франшиза «Голодные игры» виртуозно изменила правила подростковых антиутопий, но ни «Дивергенту», ни «Бегущему в лабиринте» не удалось повторить её успех.
Баллада о змеях и певчих птицах
Новая часть франшизы «Голодные игры», «Баллада о змеях и певчих птицах», основанная на одноимённом романе Сьюзен Коллинз 2020 года, выходит спустя восемь лет после премьеры второй «Сойки-пересмешницы». Фильм, являющийся приквелом оригинальной трилогии, рассказывает о юности президента Кориолана Сноу, и, как и в первоисточнике, история становления тирана полностью основывается на его личном опыте. В книге Коллинз отслеживает процесс зарождения в человеке всепоглощающего зла и представляет антигероя, который, пойдя на поводу у собственного тщеславия, предпочёл абсолютную власть настоящей любви.
Вторым центральным персонажем «Баллады о змеях и певчих птицах» стала талантливая певица из Дистрикта-12 Люси Грей Бэйрд, путешествующая по Панему вместе со своими друзьями-музыкантами. По несправедливому стечению обстоятельств она попадает на 10-е Голодные игры, где её ментором выступает Кориолан Сноу. Свободолюбивая Люси Грей выбивает юношу из колеи своим бунтарским духом и заставляет впервые испытать сильные чувства, впрочем, его отравленную душу они едва ли спасут.
Книга «Баллада о змеях и певчих птицах», как и её экранизация, значительно расширяет вселенную «Голодных игр» и проводит параллели с трилогией о Китнисс Эвердин. Так, мы узнаём, как появилась песня «Дерево висельника», какие отношения были у президента Сноу с сестрой, почему он «помешался» на ещё одной победительнице из Дистрикта-12 и что общего у Люси Грей и девушки, превратившейся в символ восстания. Критики приняли экранизацию приквела с Рэйчел Зеглер прохладно, отметив, что фильм Фрэнсиса Лоуренса, работавшего над тремя фильмами франшизы, не улавливает сути столь важного произведения, фундаментально дополняющего реальность «Голодных игр». Надежда на то, что пламя картины ещё разгорится в мировом прокате, пока что слабая, но кто знает, вдруг удача всё же будет на стороне «Баллады о змеях и певчих птицах».