Уже 28 августа стартует 81-й Венецианский кинофестиваль. Добравшийся до Лидо автор КИНОТВ Антон Фомочкин в формате превью выбрал самые ожидаемые фильмы программы и написал всё, что о них на данный момент известно, — тем интереснее будет сравнить с мнением после премьеры.
«Бруталист» (The Brutalist)
По всем признакам главный экспириенс фестиваля, 3,5-часовой опус Брэйди Корбета («Вокс люкс», «Детство лидера»), как полагается, не столько о человеке, сколько об эпохе вокруг него. По сюжету венгерский архитектор Ласло Тот (Эдриен Броуди) отправляется вместе с супругой (Фелисити Джонс) в страну возможностей, но Америка принимает эмигрантов не слишком радушно. Всё меняется, когда загадочный богатей (Гай Пирс) предлагает мужчине монументальный проект из тех, над которыми работают вплоть до самой смерти. Производство многострадального «Бруталиста» заняло почти десять лет — за это время съёмки несколько раз откладывались, а актёры (Марион Котийяр, Джоэл Эдгертон, Марк Райленс) приходили и уходили. Созвучно амбициям картине прочит большое будущее и художественный руководитель фестиваля Альберто Барбера, анонсируя показ с 70-мм плёнки с антрактом.
«Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux)
В сущности, совершенно неважно, чем закончится эта монструозная авантюра. Даже оглушительный творческий провал двухсотмиллионного студийного мюзикла про побег из психушки Джокера (Хоакин Феникс) и Харли Квинн (Леди Гага) будет стоить дюжины будущих прилизанных участников оскаровской гонки. Перед недавно анонсированным возвращением в степь неудобной комедии (давно пора) режиссёр Филлипс решил порезвиться с размахом Нового Голливуда, заставив артистов петь на площадке (чтобы писать звук вживую) и наняв для создания анимационного интро Сильвена Шомэ («Трио из Бельвилля»). Хочется, чтобы это было по меньшей мере дико. А там кто знает: председатель нынешнего венецианского жюри Изабель Юппер — уж точно ценитель разного рода экранного радикализма. Сам Филлипс уверяет, что в сиквеле занялся исследованием идентичности Джокера и, видимо, плейлиста его души.
«Комната по соседству» (The Room Next Door)
Свой англоязычный дебют Педро Альмодовар успел снять настолько быстро (съёмки начались в марте в Мадриде), что в итоге, вопреки всем каннским прогнозам на отбор будущего года, вновь подался в венецианский конкурс — вслед за «Параллельными матерями». По сюжету познакомившиеся в редакции журнала подруги юности Ингрид и Марта (Тильда Суинтон и Джулианна Мур) разлучились на долгие годы, прокладывая себе карьеры в разных направлениях. Одна занялась автофикшен-литературой. Другая стала репортёром, вещающим из горячих точек. И вот они вновь встречаются, как уверяет сам Альмодовар, благодаря экстремальной и одновременно милой (!) ситуации. Нетрудно догадаться, кому из пары Мур — Суинтон досталась роль военкора, а кому — новеллиста. Равно как и о том, что, как минимум с точки зрения работы художника-постановщика, нас ждёт.
«Три подруги» (Trois Amies)
Один из главных современных французских режиссёров, до обидного обделённый вниманием за пределами родины, наконец-то попал в основной конкурс фестиваля большой тройки. Как говорят, «Три подруги» Эмманюэля Муре — один из нескольких фильмов, которые Альберто Барбера увёл из цепких объятий каннских отборщиков (другой такой, к примеру, — «Я всё ещё здесь» Уолтера Саллеса). Это история трёх подруг, чьи, казалось бы, крепкие отношения неожиданно начинают портиться, как только одна из них (Камилль Коттен) уходит от своего супруга и тот исчезает. Наследник как Эрика Ромера, так и Вуди Аллена, Муре вновь снимает о любовных перипетиях и маленьких страстях, на этот раз препарируя романтические чувства целого ансамбля героев. Если вы вдруг не видели «Что мы говорим, что мы делаем» (2020), то у вас есть прекрасная возможность провести вечер, из сентиментальных соображений не выпуская из рук свой носовой платок.
«Плохая девочка» (Babygirl)
А24 и режиссёр сумбурного слэшера «Тела, тела, тела» везут на Лидо картину о служебной интрижке, которая (вроде как) должна реанимировать традицию эротического триллера 90-х. Николь Кидман играет руководителя в техно-стартапе, слегка утомившуюся своим образцовым семейным бытом. Она заводит отношения с молодым да страстным интерном (Харрис Дикинсон) — ничем хорошим такие связи, естественно, не заканчиваются. Тем более когда мужа играет Антонио Бандерас. Режиссёр обещает конфликт, основанный не только на страсти, но и на иерархии, власти и разнообразных табу. Кинопрокат, как в Штатах, так и в России, наметили на декабрь-январь, видимо, чтобы растопить зимние холода — хотелось бы надеяться, что «Девочка» на это способна, а не является лишь подделкой под «Разоблачение» и прочие синонимичные картины.
«Битлджус 2» (Beetlejuice Beetlejuice)
«Одинокие волки» (Wolfs)
Два голливудских внеконкурсных сеанса Мостры, которые логично свести вместе по причине их скорого, сентябрьского выхода в мировой прокат. В случае с «Волками», впрочем, случился курьёз: уставшая от насмешек и коммерческих провалов компания Apple пролонгировала контракты Клуни и Питта на сиквел и сразу же объявила о том, что релиз фильма на её стриминге случится через неделю после показа в кинотеатрах. А ведь те же Клуни и Питт, по слухам, первоначально отказались от части гонораров именно ради того, чтобы «Волки» сразу же не улетели онлайн. Но что эта математика для зрителя, когда сладкую парочку из трилогии про Дэнни Оушена вновь объединили на экране в роли элитарных чистильщиков. С сиквелом «Битлджуса» тоже всё понятно — за исключением дуэта Джины Дэвис и Алека Болдуина, на месте все вводные, что были 36 (!) лет назад.
«Квир» (Queer)
«Жатва» (Harvest)
Также два англоязычных фильма за авторством маститых европейских режиссёров. Лука Гуаданьино везёт на Лидо экранизацию одноимённого романа Уильяма Берроуза, заодно закрывая прошлогодний должок перед фестивалем за забастовочный демарш с «Претендентами». Дэниел Крейг в этой ретродраме играет немолодого, тяготящегося одиночеством американца, давным-давно застрявшего в Мексике. Афина Рахель Цангари («Аттенберг»), в свою очередь, везёт трагикомический вестерн с Калебом Лэндри Джонсом и Гарри Меллингом в главных ролях. Заявлена едва ли не сюрреалистическая фантазия, в изобразительных достоинствах которой сомневаться не приходится: за камерой Шон Прайс Уильямс, оператор «Хорошего времени» и другого зернистого американское инди последних лет. Судя по предыдущим работам, что Цангари, что Гуаданьино в хорошей форме.
«Американский двор» (L'orto americano)
Восьмидесятипятилетний итальянский классик Пупи Авати везёт на закрытие фестиваля свою новую готическую элегию «Американский двор» о молодом психопате-писателе (Филиппо Скотти), который до беспамятства влюбляется в американскую медсестру и оказывается из-за этого чувства в водовороте невероятно зловещих обстоятельств. Авати на протяжении своей долгой карьеры занимался самым разным жанровым кино, но для ценителей хоррора навсегда остаётся автором двух классических джалло-фильмов: «Дома со смеющимися окнами» и «Зедера». Герои этих картин — неизменно творческие люди (также писатель и реставратор), и, учитывая литературные амбиции главного героя «Американского двора», очевидна некая преемственность.
Короткометражки и зарисовки
В этом году в Венеции сразу несколько короткометражных и экспериментальных работ представляют Аличе Рорвахер, Николас Виндинг Рефн, Хармони Корин и Такеши Китано.
Корин, как год назад («Aggro Dr1ft»), подготовил геймерскую фантазию «Вторжение младенцев» про группу грабителей с масками младенцев, которые должны обчистить несколько особняков сильных мира сего. Аличе Рорвахер в коллаборации с современным художником JR («Лица, деревни») сняла двадцатиминутную «Городскую аллегорию» — актуальное размышление на тему платоновского «Мифа о пещере». Николас Виндинг Рефн — семиминутную короткометражку под названием «Красота — не грех», которое, кажется, исчерпывающе этот фильм описывает. Ну и, наконец, вроде как распрощавшийся с кинематографом Такеши Китано возвращается с часовым экспериментом «Сломленная ярость» о киллере, который бьётся с полицией и якудза. Трюк в том, что этот сюжет представлен в виде двух равноценных интерпретаций — комической и серьёзной.