Паоло Соррентино снял один из лучших фильмов года — о своём детстве в Неаполе, о приезде Диего Марадоны в местный футбольный клуб, о страшной утрате, о поиске себя. «Руку бога» уже можно посмотреть на Netflix. Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину как поклонникам Соррентино, так и тем, кого не радовал излишний декор, яркие краски и экстравагантные персонажи в работах Соррентино.
Неаполь, середина 1980-х. Кажется, здесь всегда лето и солнечная погода. Весь город стоит на ушах — ходят слухи о возможном переходе единственного и неповторимого Диего Армандо Марадоны из «Барселоны» в местный «Наполи». Аргентинец находится в самом расцвете сил, и «Рука бога» ещё не состоялась. Название фильму дал знаменитый гол, который Марадона забил в четвертьфинале чемпионата мира по футболу в ворота сборной Англии в 1986 году. В этом же матче случится и «Гол столетия» — аргентинец прошёл полполя, обведя игроков, в том числе вратаря, и забил уже в пустые ворота. В том году Аргентина стала чемпионом мира.
В нетерпении находится и многочисленная семья подростка Фабьетто Скизы (Филиппо Скотти). Парня окружают мудрый папа-банкир (Тони Сервилло), любящая приколы, но в то же время очень заботливая мама (Тереза Сапонанджело), мечтающий о большой актёрской карьере старший брат (Марлон Юбер), вечно сидящая в ванной комнате сестра, неприлично красивая тётя (Луиза Раньери), в которую Фабьетто влюблён… Параллельно и практически в форме анекдотов, но всегда с печальным концом развиваются сразу несколько сюжетов. Молодой человек знакомится с контрабандистом, теряет невинность, влюбляется в начинающую актрису и потому ходит посмотреть на неё в театр, катается на мопеде по ночному городу, играет в футбол на школьном дворе, ходит вместе со старшим братом на пробы к Федерико Феллини. В семье Скизы случается страшная трагедия, которую пережил и сам Соррентино, после неё главный герой сомневается, что когда-нибудь может быть счастлив. Футбол в его жизни замещает кино, Фабьетто решает стать режиссёром. А когда «Наполи» с Марадоной становится чемпионом Италии, у парня нет никаких особых эмоций, он выключает телевизор. Эта глава уже пройдена, детство кончилось.
Наверное, каждый большой режиссёр, обретя определённую славу и пройдя заметный творческий путь, задумывается о том, чтобы заглянуть в себя, снять кино о своём детстве. Работу над таким фильмом Паоло Соррентино начал в 50 лет, уже после победы на «Оскаре» и нескольких картин в конкурсе Канн. Итальянца по праву можно считать главным автором своего поколения и одним из самых интересных режиссёров сегодня. После кризисного «Лоро», чересчур китчевых и слишком узнаваемых «Молодого папы» и «Нового папы» Соррентино перезагружается, снимая, возможно, свой лучший фильм в карьере.
«Руку бога» ждали, и она не разочаровала. Её премьера состоялась в конкурсе Венеции. Можно в этом усмотреть провидение — главный современный итальянский режиссёр везёт свой самый личный фильм не в Канны, но, наверное, причина тому прозаичнее — Netflix и фестиваль на Лазурном берегу последние четыре года не дружат. Симптоматично, что стриминговый гигант не в первый раз даёт возможность высказываться авторам на самые сокровенные для них темы. Вспомним хотя бы «Рому» Альфонсо Куарона.
В Венеции «Рука бога» удостоилась особого приза жюри, а Филиппо Скотти получил премию Марчелло Мастроянни как лучший молодой актёр киносмотра. У фильма хорошие шансы на «Золотом глобусе» и «Оскаре». Наверняка награды на родине не станут для картины единственными громкими.
Итальянский режиссёр, как и Фабьетто, родился в Неаполе, остался сиротой в 16 лет, начал свой путь в кино со знакомства с Антонио Капуано (в 1998-м вышел его фильм «Пыль Неаполя», сценарий к нему написал дебютант Соррентино) и верит, что Марадона спас ему жизнь. Но деталей и персонажей в автобиографичной «Руке бога» столько, что трудно точно сказать, равен ли главный герой автору.
В кадре звучат имена Феллини, Дзеффирелли, Фабьетто попадает на съёмочную площадку очередной работы Капуано, семейство Скиза никак не может вместе посмотреть взятую в прокате кассету с «Однажды в Америке» — кино вроде бы незаметно, но разными путями проникает в ткань повествования, постепенно отодвигая на второй план самую популярную игру с мячом. Внимательный зритель едва ли удивится решению центрального персонажа стать кинорежиссёром. Мы о его новой и большой любви узнаём даже раньше него.
Панорамные планы, невероятной красоты пейзажи, сочетание забавных и грустных эпизодов (причём не всегда сразу понятно, в какой момент смех переходит в слёзы), снова Тони Сервилло в деле, внимание к человеческому телу (к его изъянам тоже), взгляд героев прямо в камеру в наиболее эмоциональные моменты — стиль Соррентино узнаваем, но это и немножко другой Соррентино. Никогда прежде он не обращался к фактам из своей биографии. «Руку бога» снял не постоянный оператор итальянца Лука Бигацци, а Дарья Д’Антонио, но от многих кадров, как и в случае «Молодости» или «Великой красоты», по-прежнему захватывает дух. Музыки в картине практически нет. Фабьетто постоянно ходит с кассетным плеером на поясе и наушниками на шее, но Соррентино обманывает ожидания и не встаёт на тропу Ксавье Долана, предлагая аудитории прослушать микс из любимых хитов его альтер эго. По меркам итальянца это даже аскетичный фильм, не традиционно помпезный, а потому более пронзительный. Автору прекрасно удаётся сплести в тесный клубок события исторического масштаба (как появление Марадоны в Неаполе) и глубоко личные для Фабьетто. Все они неразрывно связаны между собой.
Итальянский режиссёр написал любовное письмо и своим маме с папой, и детству, и родному Неаполю, и кино. Ведь, как говорил Феллини, которого цитирует Соррентино, задача этого вида искусства — отвлекать от реальности. Вот только в какой-то момент биография и твоя собственная история настигают тебя (уже парадокс). Тогда не остаётся никакого другого выбора — нужно снимать «Руку бога», роман взросления о том, как невероятные, но действительно случившиеся обстоятельства привели тебя в кино. Никто другой о них не расскажет.