В Иванове завершился 6-й российский фестиваль сериалов «Пилот». Лучшим проектом по мнению жюри, в которое входили режиссёры Клим Шипенко, Юрий Быков, Пётр Буслов и Владимир Котт, стал детский детектив «Любопытная Варвара». А во внеконкурсной программе показали две серии детективного сай-фая «Прометей». Максим Ершов отмечает пять ярких пилотов: от драмы про скандальную поп-звезду до необычного исторического процедурала о легендарном адвокате.
«Плевако», реж. Анна Матисон
Лучший адвокат Петербурга 1870–1880-х Николай Фёдорович Плевако (Сергей Безруков) стал настоящей звездой: его имя у всех на слуху, а на судебные заседания регулярно набивается целый зал. С блестящим присяжным поверенным каждый процесс превращается в театральный спектакль. Аудитория кричит, смеётся, плачет и хватается за сердце. В 1879-м Плевако берётся за защиту сироты из самых низов Прасковьи Качки (Ксения Трейстер). По официальной версии событий, простолюдинка в порыве страсти застрелила потомственного дворянина Бранислава Байрашевского (Владислав Князев). Адвокат углубляется в биографию подсудимой и понимает, что в этой истории всё не так просто.
Масштабный исторический детектив стал первым сериалом Алексея Учителя (режиссёра «Цоя» и «Матильды») в качестве продюсера. Проект основан на реальных событиях из практики легендарного адвоката и блестящего оратора Фёдора Никифоровича Плевако. Правда, в сериале его зовут Николай Фёдорович. Все эпизоды сняла Анна Матисон, супруга Сергея Безрукова, которая прежде работала с мужем над фильмами «После тебя» и «Заповедник». В отличие от многих исторических детективов, в которых авторов интересуют только роскошные костюмы и интерьеры, «Плевако» выгодно отличается динамикой, хотя без пафосных речей из зала суда и застольных диалогов о судьбе России не обходится. Авторы вдохновлялись как «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи, так и сериалом «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, потому Плевако то дерётся на улице (по первому эпизоду невозможно понять почему), то в мыслях перемещается на место преступления и внимательно рассматривает каждую деталь вокруг. И все подобные сцены показаны в замедленной съёмке. Матисон достойно скрещивает криминальный экшен и судебную драму, хотя откровением сериал точно не является.
«Любопытная Варвара», реж. Юрий Коробейников
Умная и сообразительная Варвара (Полина Айнутдинова) уже в десять лет знает, что хочет пойти по стопам дедушки (Виктор Бычков) и стать следовательницей. Девочка много читает, в том числе и детективных историй, и привыкла всё подмечать, как истинные легенды сыска. Варвара вместе со старшей сестрой Николь (Вероника Журавлёва) на лето отправляется в живописные края, в посёлок Верховой к бабушке (Людмила Артемьева) и дедушке. Пока эффектная Николь становится местной звездой, за сердце которой готовы драться подростки, младшая сестра знакомится с наивным мальчиком Васей (Сергей Фёдоров). Школьник выступает почти что доктором Ватсоном. Недавно в Верховом пропал мальчик. По слухам, его забрала местная ведьма (Олеся Железняк), которая варит из лаванды мыло. Возможно, детишки ей тоже нужны. Варвара разберётся.
Детектив для юных зрителей — тоже почти забытый и на самом деле сложный жанр. «Любопытная Варвара» стала режиссёрским дебютом Юрия Коробейникова, оператора главного хита прошлого года — сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Продюсером и шоураннером детского детектива выступил Карен Оганесян, известный по проектам «Пассажиры», «Чёрное облако» и «Крутая перемена». Нежные пасторальные цвета и летние краски «Любопытной Варвары» сразу же заставляют вспомнить «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. По сюжету шоу напоминает культовый мультсериал «Скуби-Ду!», где в каждом эпизоде компания друзей ловила мошенников. В пилоте отечественного сериала даже есть трюк с переодеванием, как и в американской анимации. У проекта есть все шансы стать хитом в семейном сегменте и повторить путь другой истории о беззаботном солнечном детстве — «Манюни». Жюри признало «Любопытную Варвару» лучшим сериалом «Пилота».
«Дайте шоу!», реж. Дмитрий Литвиненко
Юный Паша (Олег Савостюк) переехал из родного провинциального города в Москву. Здесь он заканчивает стажировку на ток-шоу «Правда». Выглядит оно как аналог «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Денег парню пока не платят, а работа не из простых. Нужно отыскивать скандальные сюжеты раньше конкурентов. Паше интересна вся внутренняя кухня, и однажды он бы хотел сам стать ведущим. А пока, чтобы проявить себя, парень следит за проблемной поп-звездой Кириллом Артемьевым (Милош Бикович с крашеными волосами). У музыканта проблемы с наркотиками и алкоголем. Юный журналист подкидывает певцу в карман телефон и записывает на диктофон всё, что происходит с Артемьевым за вечер и ночь. В том числе изнасилование бывшей девушки Паши — Веры (Анастасия Красовская).
«Дайте шоу!» Дмитрия Литвиненко («Совершенно летние» и «Нина») во всех неприглядных подробностях раскрывает мир жёлтой прессы и шоу-бизнеса. В эту страшную воронку затягивает даже случайных прохожих. Кажется, по окончании всех эпизодов аудитория окончательно потеряет веру в человечество. Сами авторы позиционируют проект как сериал-скандал. Благодаря флешфорварду мы знаем, что Вера окажется на ток-шоу «Правда», а середина истории неизвестна. Динамичный и истеричный сериал интригует, хотя в первом эпизоде портреты и жертвы изнасилования, и Артемьева едва прорисованы.
«Ландыши», реж Александр Карпиловский
Катя (Ника Здорик) уже десять лет живёт в Лондоне и чаще представляется как Кэт. Девушка свободно говорит по-русски, но возвращаться на историческую родину не спешит. Её отец-бизнесмен умер, а опекуном стал его партнёр (Евгений Коряковский), который теперь распоряжается трастовым фондом богатой наследницы. Опекун пытается поженить Катю и сына Кирилла (Денис Степанов) и решить свои финансовые проблемы. Кирилл и Катя пролетают в самолёте над Россией, когда пилоты сообщают, что необходима дозаправка в заснеженной Вологде. Случается и другая напасть — невеста застукала жениха со стюардессой в туалете. В Вологде девушка убегает от мерзавца, больше не хочет и слышать о свадьбе и встречает простого парня Лёху (Сергей Городничий). На видную Катю также обращает внимание местный криминальный авторитет Демьян (Владимир Тяптушкин). Теперь Лёха и Катя бегут от богатенького Кирилла и опасного Демьяна.
Сериал Александра Карпиловского (второй сезон «Проекта “Анна Николаевна”» и «Курорт цвета хаки») является криминальной мелодрамой. Вологда в проекте представляется опасным местом, где заметную девушку в дорогой шубе ждут одни только неприятности. В первом эпизоде Катя здорово поёт в караоке-баре, так что не исключено, что в сериале появится и музыкальный сюжет. Пока же парень с девушкой из разных социальных слоёв противостоят враждебному миру. Это первая крупная роль Здорик, а Городничий успел засветиться в «Цикадах» и «Калимбе».
«Прометей», реж. Максим Свешников
В 1998 году самолёт, летевший из Барнаула в Москву, через 24 минуты после взлёта пропал со всех радаров. Внезапно в 2022-м взрослой дочери звонит отец с злополучного рейса, он наконец-то приземлился. Только пассажир всё ещё в 1998-м. Как это возможно и что произошло? Все родственники путешественников с того рейса уже давно уверены, что близкие погибли. Но, кажется, это не так. Бывший сотрудник спецслужб Шапошников (Филипп Янковский) обращается за помощью к смелой независимой журналистке Анне (Любовь Аксёнова), которая вывела на чистую воду нескольких политиков-коррупционеров. Девушка привлекает к расследованию оператора дронов (Александр Алябьев) и преподавателя физики (Дмитрий Чеботарёв). Интересно становится сразу же. Сначала выясняется, что имена пяти пассажиров на борту не значились ни в каких списках, опубликованных после происшествия. А затем на поле посреди тайги, в сотнях километров от Барнаула, обнаруживают тот самый самолёт. Только людей внутри нет.
В России редко снимают детективную фантастику, а уж тем более в сериальном формате. «Прометей» сделал Максим Свешников, режиссёр «Плейлиста волонтёра» и «257 причин, чтобы жить». Не исключено, что сериал станет российским аналогом культового «Остаться в живых» или «Лангольеров» по повести Стивена Кинга. Пропадающие с радаров самолёты давно будоражат писателей и кинематографистов. Все вводные интригуют, а потому хочется поскорее узнать правду. Как мы знаем на примере других загадочных проектов, сценаристы часто умеют вскружить зрителям голову, проблема возникает в том, чтобы изящно распутать тугой клубок тайн.