Это было на Voices-2024: главные фильмы фестиваля молодого кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Пришелец», Red Pepper Film

Итоги фестиваля молодого кино Voices подведены. Открывал смотр мавританец Абдеррахман Сиссако и его «Чёрный чай», а завершил Виктор Эрисе со своей новой лентой «Закройте глаза». Ну а победителем традиционного зрительского голосования и триумфатором основной программы Voices стал житейско-фантастический «Пришелец» Ивана Соснина.

В общем и целом нам показали много занятных новинок из РФ и не только, презентовали пачку хороших короткометражек и дали почву для ностальгии вместе с уймой старых добрых фильмов, будь то ленты Линн Рэмси, Салли Поттер, Никиты Михалкова, Василия Шукшина, братьев Тавиани и многих других. Поистине удивляет то, как всё это многообразие ужилось под одной крышей. Точнее, под двумя: фестиваль проводился на двух площадках одновременно — в Вологде и в Череповце.

Что до нас, то обо всех проектах, представленных на фестивале Voices, мы писать не будем (а нам, поверьте, очень и очень хочется). Вместо этого бьём прицельно — в участников основного конкурса. А также удостоим отдельного упоминания нашего собственного фаворита — документальную работу Николая Изволова о воскрешении «погибших» кинокартин времён царской России и СССР.

«Угол наклона», реж. Анна Далингер, Станислав Фомичев

Кадр из фильма «Угол наклона», Voices

Филиппинская экономка Эля и её подопечный, русский мальчик Захар — жители как будто бы антиутопической Москвы. В кадре редко говорят и нечасто концентрируют внимание зрителя на лицах — во главе угла работящие руки и мимолётные человеческие фигуры, интерьеры и экстерьеры, светлые, стерильные, ухоженные, современные и богатые, но оттого не менее тревожные.

Кадр из фильма «Угол наклона», Voices

За ширмой благополучия скрывается сюжет о заложниках большого города, где от вечной нехватки времени и невозможности взять так необходимый прямо здесь и прямо сейчас отгул страдают и няни-эмигрантки, и матери-достигаторы, и их дети, с малых лет накапливающие в себе душевные травмы.

«Паразиты» по-русски? Праведный террор буржуазии в стиле Ханеке? Балабановская хмурь или звягинцевская хтонь? Ни первое, ни второе и ни третье, а синтез всего вышеперечисленного, разработанный выпускниками Московской школы нового кино в качестве дипломной работы, — вязкая, снабжëнная зловещим эмбиентом и полунемой драматургией картина о людях-птичках в золотых клетках, что застряли в дне сурка и страдают от атрофии чувственного.


«Маятник», реж. Сирил Шейблин

Кадр из фильма «Маятник», Seeland Filmproduktion

XIX век. Видный теоретик анархизма Пëтр Кропоткин прибывает в швейцарскую глубинку, чтобы составлять «анархическую» карту Альп и познавать азы анархизма политического, наблюдая за бытом здешних анархистов-часовщиков.

Главный инструмент фильма — макросъёмка: сверхкрупные планы часовых механизмов и пальцев, что приводят металлическое время в движение. Фон происходящего — размеренная провинциальная жизнь, в которую внешний мир вторгается посредством новостных заметок о стачках, терактах и покушениях в куда более людных частях раздираемой противоборством идеологий Европы.

В случае с «Маятником» мы имеем дело с гибридом производственного и историографического кино. Хороший сетап для фестивального хита, коим лента Шейблина и обернулась, взяв профильную режиссёрскую награду в программе Encounters на Берлинале и войдя в десятку лучших фильмов прошлого года по версии культового французского издания «Кайе дю синема».

Попытки вольнолюбивых часовщиков абстрагироваться от правил главенствующего трудового строя пересекаются с темой битвы за внутреннюю свободу, разворачивающейся в разуме каждого из нас ежедневно и еженощно.

Кадр из фильма «Маятник», Seeland Filmproduktion

В месте и в обществе, где даже стрелки часов не могут прийти к единому знаменателю (разные регламенты времяисчисления действуют в городской администрации, на фабрике, на телеграфной станции и в церкви), проблематично определиться с тем, под чью правду следует подстроить собственную голову. Ответ анархистов «Маятника» — туда, куда подсказывает сердце, даже если этот вектор идёт вразрез с «генеральной линией партии», а ваш внутренний метроном ни в какую не синхронизируется с тактом коллективного мнения.


«Королевство», реж. Татьяна Рахманова

Кадр из фильма «Королевство», СТВ ЛАБ

Дебют, выстреливший на кинофестивале «Маяк», идеально вписывается в айдентику и энергетику смотра Voices.

Визуал, напоминающий о Ларсе фон Триере и спровоцированной им «Догме 95» (и, конечно же, о грубых ранних работах Валерии Гай Германики). Действующие лица — группа сирот, в честь выпуска из детдома учинивших громкую вечеринку в шикарном коттедже. Драма о нежелании становиться взрослее вперемешку с триллером о туманном будущем, которое к таким, как наши герои, индивидам чрезмерно требовательно.

Кадр из фильма «Королевство», СТВ ЛАБ

Мир не хочет принимать их, а они не хотят принять мир в ответ. Их гулянка не ограничится парой дней, оговорённых с лендлордом. Их боль донесётся до окружающих вместе с дикими плясками, песнями и выстрелами.

Камера растворится в хаотичном движении тел и замаскирует съёмочную площадку игрового фильма под униформу документального — грязную и рваную. И этот трип запомнится надолго.

Вас пустили в «Королевство», и теперь вы соучастник бунта. А дальше есть всего лишь одна дорога — пройти эту локальную революцию от первой до последней секунды, сжигая привычные ментальные установки дотла.


«Цепной пёс», реж. Жан-Батист Дюран

Кадр из фильма «Цепной пёс», Insolence Productions

Этот фильм мы представим через своеобразное облако тегов: юг Франции; друзья-раздолбаи; «Сезар» за лучший дебют; милая собака по кличке Малабар; прекрасная в своей неловкости любовь; ссоры; взросление; прожигание молодости; экзамен на аттестат зрелости; бюджетный продакшен; бесценные советы горячим и глупым.

Такого добра на нашем веку хватает. Картин, рвущихся пооткровенничать со зрителем, выпячивая на потеху камере будни обывателей, у которых всё вроде как и впереди, однако действительность непрестанно тыкает в болевые точки разного рода неприятными нюансами.

Кадр из фильма «Цепной пёс», Insolence Productions

«Цепной пёс» — обычное маленькое кино об обычной маленькой жизни. Его легко смотреть. С ним легко найти общий язык. Не расчувствоваться от увиденного — очень и очень сложно.


«Пришелец», реж. Иван Соснин

Кадр из фильма «Пришелец», Red Pepper Film

«Русское краткое» — не только название киноальманаха, в котором Иван Соснин когда-то принимал участие. Это более чем точная характеристика всего творческого пути этого постановщика: много короткометражек в фильмографии, много ёмких и не лезущих за словом в карман полнометражных работ и запредельно много национального колорита в каждом проекте. Желательно, чтобы снималось оно всё в наибольшем удалении от столичных широт и дышало в унисон с лесной глушью, певучими вьюгами и пульсациями вен тех, кто обитает на отшибе цивилизации.

Кадр из фильма «Пришелец», Red Pepper Film

Географически «Пришелец» базируется на Урале, а идейно — в космосе. То ли в безвоздушных пространствах за пределами Матушки Земли, то ли во внутренней империи глуховатого мужичка, на чей слуховой аппарат поступают послания от инопланетных цивилизаций.

При большом желании в картине можно разглядеть триллер о том, что случается, если вовремя не принимать прописанные по рецепту врача таблетки. Однако суть этой фантастики из глубинки, являющей собой пропитанные свежим горным воздухом размышления на темы из заморского «Ка-Пэкс» со Спейси и Бриджесом, нужно искать в направлении сияющих звёзд, а не зияющих вселенских пустот. Нужно лезть в обход сенсорного восприятия. Так, как это и делают не от мира сего герои киноленты «Пришелец» — симбиоза кустарного, притчевого, социального и внеземного.


Небольшой бонус от редакции — очерк о фильме, который хоть и был представлен в отдельной спецпрограмме, тем не менее полюбился нам особо сильно и запал в душу, что называется, наглухо.


«Возвращение Вертова», реж. Николай Изволов

Кадр из фильма «Возвращение Вертова», ООО «РВ Групп»

«Человек с киноаппаратом» — великая документалистика, рождённая в СССР и фиксирующая жизнь оного государства через фактуру немой монтажной феерии.

«Возвращение Вертова» — рассказ о том, как заново открывал «Человека с киноаппаратом» Николай Изволов, известный по поиску и реставрации дореволюционных и советских фильмов. В придачу «Возвращение» — ещё и «любовное письмо», обращённое в частности к архивному делу и в целом к киноведению, которое режиссёр как-то назвал «смесью детектива и археологии». В «Возвращении Вертова» Николай Анатольевич с особым азартом посвящает зрителя в тонкости профессии, орудуя словом, подобно сыщику Пуаро, в кульминации очередного романа разъясняющему фигурантам дела подробности совершённого преступления.

И если работа с «Человеком с киноаппаратом» — это работа по открытию новых граней у ленты, что очень давно курсирует по международным фильмофондам и просторам Интернета, то эпизоды про возрождение из небытия вертовских «Годовщины революции» и «Истории Гражданской войны» — это уже акт воскрешения «погибшего» фильма.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», ВУФКУ

Изучение исторических документов, прессы и монтажных листов, сопоставление фактов в биографиях и путевых заметках самых неожиданных людей, десятки часов, проведённых в коридорах спецучреждений, скрупулёзный просмотр сотен километров неидентифицированной киноплёнки вековой давности — всё это в «Возвращении Вертова» воспринимается не как кабинетная рутина, а как увлекательная игра, в ходе которой совершается невозможное: находится безвозвратно утерянное и обретает кинематографическое тело то, что многие десятилетия считалось лишь парой сухих строчек в пожелтевшей учётной карточке.

Читайте также
Прекрасная заноза. Ко дню рождения Леа Сейду
Поди разбери, хищна она, хрупка или всё вместе.
Уловка-24: итоги фестиваля «Пилот»
Какое будущее ждёт российские сериалы?
Наша фаворитка: за что мы любим Эмму Стоун
Про «Оскары», работу с Йоргосом Лантимосом и тревожность как суперсилу.
Также рекомендуем
В научном подходе черти водятся.
Рассказываем о почти никем не замеченном, но абсолютно неординарном фильме.
В научном подходе черти водятся.
Рассказываем о почти никем не замеченном, но абсолютно неординарном фильме.

Последние новости

«Джокеру: Безумие на двоих» нужно собрать $500 млн по итогу проката
Именно эта цифра поможет ленте окупить затраты студии.
Завершились съёмки фильма по игре Until Dawn
Об этом сообщил режиссёр Дэвид Ф. Сандберг.
Зак Снайдер готовит фильм о UFC
Главная роль предложена Адаму Драйверу.
Объявлена программа третьего фестиваля авторского кино КАРО.Арт
Который будет проходить в городах России с 22 по 27 октября.
Завершились съёмки документального сериала-терапии «Близость. Поколение „Я“»
Который создаётся при поддержке Института развития интернета.
Журнал Total Film перестанет выходить в печать
Обложку финального выпуска украсил «Гладиатор 2».
00:00