Прямо сейчас кинокритик Денис Виленкин находится на 80-м Венецианском кинофестивале и спешит рассказать аудитории КИНОТВ о том, как проходит это масштабное кинособытие.
Для тех, кто хоть раз бывал на Венецианском кинофестивале, не новость, что борьба за просмотр — дело нешуточное. Раньше на громкую премьеру можно было действительно не попасть. В 2021 году ввели возможность бронировать билеты онлайн, сделано это всё было в целях борьбы с ковидом. Магия очередей и лёгкий саспенс (вдруг закроют дверь перед носом) немножко испарились. Но если билеты у вас, то приключения на этом и теперь не заканчиваются. Ведь задолго до пандемии появилась другая фестивальная традиция. Успеть на вапоретто по маршруту Венеция — Лидо к первому сеансу! Как будто бы эта вечная сложность вкручена в программный код фестиваля. Вапоретто отбывают в 07:49, затем следует перерыв в почти 25 минут, а следующее время в расписании — 08:15. Плыть 20 минут. Если фортуна улыбнулась, к первому сеансу можно идти прогулочным шагом, если нет — переходить на спринт.
Фильм открытия — «Команданте» с линкором современного итальянского кино Пьерфранческо Фавино в главной роли (капитан фашистской подлодки Сальваторе Тодаро на справедливые нападки, мол, ты служишь дуче, пространно замечает: «Я человек моря»), а стало быть, вода — его стихия, смысл уходить под воду и возвращаться. Маяками, вспышками, возникающими в памяти героев, предстают их любимые женщины, которых даже неловко назвать фоновыми персонажами. Скорее зарисовками. Образами дома. В контексте фильма про хороший поступок фашиста (спас бельгийцев с торгового судна, которое они сами и подбили) предаваться сантиментам не очень хочется и не очень можется, но Де Анджелис развивает повествование таким образом, чтобы у нас не оставалось сомнений в том, что герои неминуемо поплатятся за подчинение злу (страховка в виде биографической справки в финале), но ведь и у злодеев проскальзывает человеческое. Ну, допустим.
Продолжил конкурс фильм про другого монстра режима. «Граф» Пабло Ларраина о Пиночете, который, как в анекдоте про Ленина, не ел детей, но буквально уплетал людские сердца (метафора кровавого режима). Отойдя от излюбленного кино в жанре «женщины под влиянием», Ларраин переключился на «выдающихся подонков, реальных и нереальных», другую милую ему тему, начатую ещё в «Тони Манеро». Он взял на главную роль того же Альфредо Кастро («Тони Манеро»), вложил ему в рот накладные зубы и шутки о том, что воображаемый Пиночет хотел бы отменить Гаагский суд и хранит дома оригинал «Майн Кампф». По сюжету 250-летний вампир, уставший от жизни и богатства, влюбляется в молодую смоковницу, похожую на юную Изабеллу Росселлини (Паула Рухзингер), ну а любовь, известно, губит.
Для Ларраина, умеющего работать со сложными характерами, комедийные и хоррорные интенции всегда были чуждыми началами (во-первых, если вы смеялись над Тони Манеро — с вами что-то не так, во-вторых, давайте вспомним призрак Анны Болейн в «Спенсер»), поэтому и в сложном устройстве иронического вампирского эксплотейшна (Хесус Франко щёлкал такие как орехи) испытывает на прочность внимание и терпение зрителей. Это совсем, далеко не изысканное зрелище. И лишнее свидетельство того, как Netflix вредит авторской самоуверенности. За примерами далеко ходить не надо — основной конкурс прошлого года, фильм «Бардо» Алехандро Иньярриту. Немного волнительно за Брэдли Купера.