Безумство храбрых: в чём секрет популярности «Атаки титанов»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Атака титанов»
«Атака титанов»

Сергей Сергиенко берётся за не самую простую задачу — попытаться осознать и описать, в чём кроется секрет успеха аниме-сериала десятилетия.

В далёком уже 2003 году японский геймдизайнер Ёко Таро написал сценарий для игры Drakengard. По собственному признанию, он просто не мог спокойно смотреть на то, как в видеоиграх смакуются насилие и жестокость, а счётчик смертей выступает едва ли не главным показателем «крутости» игрока. Drakengard сохранила форму, но изменила содержание: куда важнее для Таро стало изучение того, как ломается психика человека, который способен на убийство сотен и тысяч людей.

Ёко Тару/kanobu.ru
Ёко Тару/фото взято с сайта kanobu.ru

Семь лет спустя игра получила продолжение в лице новой серии NieR, где Таро вновь выступил сценаристом. Суть сильно трансформировалась: вместо «боевого безумия», заинтересовавшего геймдизайнера в предыдущей игре, он под влиянием шока от терроризма, бушевавшего по всему миру, решил разобраться в том, что с личностью способна сделать непоколебимая вера в собственную правоту. И во многом NieR вышла даже страшнее — именно из-за того, насколько точно описана «оправданная жестокость», на которую идёт главный герой. Святая вера в нерушимость своих суждений легко оправдывает в его (и игрока) глазах геноцид, массовые убийства и обречение на гибель целых видов.

Сегодня, впрочем, речь совсем не о Таро и его странных играх. Речь об «Атаке титанов», у которой как раз удачно завершилась вторая половина финального сезона. Нет, это не конец истории — но интересная точка для того, чтобы поговорить о наметившихся темах. И о том, почему вспомнить имя не очень известного японского дизайнера было более чем уместно. Говорить будем, естественно, со спойлерами — как к предыдущим, так и к последнему сезону.

Истоки зла

Для начала немного истории. «Атака титанов» была придумана Хадзимэ Исаямой и стартовала в 2009 году как манга. Сюжет он пытался продать с 2006-го, но получал либо отказы, либо просьбы изменить детали, чтобы подстроиться под аудиторию того или иного журнала. В итоге в задуманном виде мангу принял журнал Bessatsu Shonen Magazine с довольно скромными тиражами. Которые неплохо выросли именно благодаря «Атаке титанов».

История интригует буквально со старта: человечество живёт на острове за гигантскими стенами. Они нужны для того, чтобы сдерживать титанов — странных антропоморфных гигантов, которые нападают на людей и едят их. Давно считается, что человечество за пределами стен уничтожено, хотя разведчики то и дело пытаются узнать, что на самом деле скрывается в неизведанном мире.

В число разведчиков пытаются попасть и три друга детства: Эрен Йегер, Микаса Аккерман и Армин Арлерт. Дело в том, что троица в прошлом пережила нападение титанов на деревню Шиганшину, в результате которого оказалась пробита первая из трёх стен. Эрен своими глазами видел смерть матери и поклялся отомстить титанам, но на деле всё оказалось не так просто.

«Атака титанов»

Уже в первом сезоне стало известно, что, как говорится, титаны — тоже люди: громче всех кричавший о своей ненависти Эрен сам научился превращаться в титана, а среди вчерашних товарищей оказались те, кто, собственно, помогал рушить стены и планомерно совершал нападения на людей Парадиза. И с каждым новым сезоном открытий становится всё больше.

Истина за истиной

За предыдущие сезоны герои успели узнать, что титаном может стать почти любой житель Парадиза — вернее, людей Имир, потомков первого титана, Имир Фриц. Более того, за пределами стен — целый мир, который живёт и боится Парадиза, а королевская семья при этом активно поддерживает страх жителей из-за грехов далёкого прошлого.

Собственно, корпус разведки, в котором и служат Эрен, Армин и Микаса, успевает осуществить государственный переворот, познакомиться с некоторыми из людей из внешнего мира и, конечно, отправиться за материк в Марлийскую империю. Которая тоже помнит прошлое и считает всех людей Имир «детьми дьявола», подлежащими полному уничтожению.

«Атака титанов»

Поэтому четвёртый, он же финальный, сезон и стартует неожиданно — с конфликта между Марлией и одним из материковых государств, причём в бою задействованы титаны. Эльдийцы за пределами Парадиза согнаны в закрытые районы с чудовищными условиями для жизни. Позже происходит эскалация конфликта, и вот уже вчерашние герои, сражавшиеся с титанами на Парадизе, начинают атаковать Марлию, а позже конфликт уже разворачивается не между людьми и титанами, а между Парадизом и остальным миром.

Игра престолов 

Пересказывать все события шоу — дело довольно неблагодарное: до выхода третьей части финального сезона «Атака титанов» разрослась до 87 серий — конечно, это далеко не самый большой аниме-сериал в истории (тот же «Большой куш» насчитывает более тысячи эпизодов), но концентрация событий при этом попросту зашкаливает.

«Атаку титанов» периодически сравнивают с «Игрой престолов», и весь прикол в том, что сравнение, в общем-то, небеспочвенное. Оба шоу являют миру детально проработанное произведение со множеством интересных находок и важной фишкой, что никто из героев не застрахован от смерти, — особенно на первых порах. Да и без серьёзных предательств не обошлось: двойные, тройные и четверные агенты, чрезмерно сложные многоходовки и многое другое в шоу — примерно такая же обыденность, как смерть для разведкорпуса. Герои то и дело будут менять стороны конфликта, собственное мнение на ситуацию, что во многом и стало источником популярности. Трудно предугадать заранее, что же случится дальше.

«Атака титанов»
«Атака титанов»

К четвёртому сезону картина более-менее устаканилась: марлийцы ненавидят людей Имир, большинство самих эльдийцев, проживающих вне Парадиза, давно свыклись с собственным положением и нередко добровольно принижают самих себя, а даже те, кто пытается помочь островитянам, порой используют в лучшем случае радикальные методы. На этом фоне центральная фигура Эрена Йегера, прошедшего от ненависти к титанам до управления оными, кажется очень интересной.

Триумф воли

Эрен — идеалист. По крайней мере, таковым он представляется сначала: он был полностью предан идее уничтожения титанов и отступился от неё только после того, как узнал правду о монстрах. Решительность юноши была видна ещё в детстве: Микаса нередко вспоминает, как Эрен спас её от преступников в девять лет. Несмотря на юный возраст, он спокойно зарезал двоих негодяев, не видя в своих действиях ничего зазорного. Кроме разве что того факта, что опечалил отца.

В битвах с титанами Йегер тоже не сдерживается: даже потеряв ногу, он продолжил сражаться в первом же бою и едва не погиб в процессе. Что его, впрочем, не остановило: за своё безрассудство Эрен даже получил кличку «Смертник». О своей возможности превращаться в титана парень узнал после того, как его самого сожрали, а он вырвался наружу из желудка монстра уже в виде гиганта с огромной силой.

Со временем он начнёт всё лучше использовать приобретённую возможность, находя всё новые грани титанических сил — от способности каменеть в нужных местах до управления бездумными титанами с помощью крика. Всё это пригодится в будущем при нападении на Марлию, граждане которой всеми силами притесняют эльдийцев и не считают жителей Парадиза за людей.

Тем не менее выбранный Эреном путь шокирует даже друзей: лишь поначалу он старательно делает вид, что понял замысел своего брата Зика, который выступает на стороне Марлии и был в числе тех, кто напал на Парадиз в облике Звероподобного титана. Однако на деле у Эрена другая цель — уничтожение всего за пределами Парадиза. О чём стоит поговорить подробнее.

Новый порядок

План Зика был прост и в какой-то степени безотказен: чтобы не было угрозы для человечества в лице потомков Имир, всех эльдийцев необходимо стерилизовать. Нет новых детей — нет проблем, и при этом вроде бы и о массовом убийстве уже живущих речь тоже не идёт. По сути это всё ещё геноцид, пытающийся прикрыться благородной маской, но Зика и его товарищей это не очень-то волнует.

«Атака титанов»
«Атака титанов»

И Эрен следует плану, но в какой-то момент раскрывает карты: на самом деле он планирует пробудить Гул земли — чудовищное оружие, способное уничтожить всё живое. Речь идёт о гигантских титанах, вмурованных в стены.

Собственно, во второй половине финального сезона Йегер проворачивает именно этот план: заполучив нужные силы, он запускает Гул с простой целью — стереть с лица Земли все народы, кроме эльдийцев, тем самым прекратив ненависть и разорвав цикл мести, который длится уже не одно тысячелетие. После этого народ Имир сможет жить в покое — пусть и ценой жизней других.

Само собой, план не на шутку пугает большинство тех, с кем дружил Эрен: понять и простить геноцид не так-то просто. Но куда страшнее то, что план этот находит отклик в сердцах многих эльдийцев, которые хотят наконец получить право на нормальную жизнь. Судьбы далёких соседей, о которых и известно-то только, что они люто ненавидят остров и мечтают стереть его с лица Земли, эльдийцев мало волнуют.

Многие из разведкорпуса же, в свою очередь, ставят себе цель помешать ужасающему плану Йегера — и ожидаемо получают клеймо предателей от своих же союзников. При этом страх перед глобальным кризисом заставляет сотрудничать со вчерашними врагами: так Армин и Микаса, например, объединяются с Анни и Райнером, теми самыми кадетами, что внедрялись в разведкорпус Парадиза, чтобы уничтожить остров изнутри. Кроме того, в небольшой отряд попали и марлийцы, и эльдийцы с материка, в чьи головы всю жизнь вдалбливалась идея, что народ Имир поголовно демоны. Последние на месте убедились, что разницы между людьми и демонами, в общем-то, нет, — все из одного теста.

Апокалипсис сегодня

«Атака титанов»
«Атака титанов»

Где-то здесь и хочется вернуться к тому, с чего начался текст, — к Ёко Таро и его странным играм о природе человеческой жестокости. В какой-то мере «Атака титанов» изучает похожие материи, а Эрен напоминает безымянного мальчика из NieR: оба готовы на всё ради высшей цели. В случае Эрена транслируется простая мысль: весь мир может гореть синим пламенем, лишь бы родной народ чувствовал себя в безопасности и комфорте.

Мысль интересная, но опасная, на что намекает неодобрение тех, кто никогда и помыслить не мог о том, чтобы отвернуться от Йегера. И всё же простая правда, что геноцид нельзя оправдать ничем, становится во главу повествования: большая часть финального сезона в итоге становится многогранным изучением именно этого непростого вопроса. «Атака титанов» при этом не пытается делить мир на однозначные чёрное и белое. Вполне очевидно, что правые и виноватые есть по обе стороны конфликта, но местный аналог красной кнопки в виде Гула земли в руках только у Эрена.

Здесь отдельно хочется оговориться, что в Японии частенько пользуются аллюзиями на ядерное оружие, но никогда не называют его прямо. Будь то пси-атака из «Акиры» или «Второй Удар» из Евангелиона (которым, к слову, в числе прочего вдохновлялся Исаяма при создании «Атаки титанов»), оружие это всегда катастрофически разрушительно и несёт только смерть.

В последней серии сезона видно, что Эрен приходит к своему решению через сложные размышления и ни о какой однозначности речи не идёт. И кто знает, может, в 2023-м зрители увидят очередной поворот, который снова поставит всю историю с ног на голову, как это случалось уже не единожды. Но пока что финал с его предвестниками Апокалипсиса выглядит как чудовищное напоминание об ужасах любых конфликтов в этом мире.

Секретный ингредиент

«Атака титанов» — монолитное произведение, аналогов которому не так уж много. Авторам удалось создать детальный и проработанный мир, который по-настоящему увлекает и раскрывается с разных сторон постепенно. Словно этого мало, в сюжете то и дело всплывают важные и сложные темы — от попыток расширить горизонт событий до оправдания преступлений в глазах народа и правительства.

Сложный нарратив, неоднозначные темы, интересные объёмные персонажи и высокая детализация примерно всего вытягивают «Атаку» на какой-то недосягаемый уровень. Это крепкая хорошая фантастика, а, как знают все фанаты жанра, лучшая фантастика всегда говорит о темах, которые близки каждому, — пусть и в виде аллегорий и чуждых образов. Остаётся только ждать, что же подготовили для зрителей в оставшихся эпизодах, — ну или читать мангу-первоисточник. Тут уж решать каждому самостоятельно.

Читайте также
Фуга для отсутствующего оркестра: «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча 
20 лет назад в России состоялась премьера фильма
Итоги Берлинале: все счастливые семьи похожи
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получ...
Берлинский кинофестиваль: о чём весь город говорит
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о том, как стартовал Берлинский кинофестиваль, которому удалось ворваться в офлайн-...
Ещё по одной: как платформы выбирают модель релиза
Выпустить весь сезон в один день или же устроить еженедельную премьеру новых серий — какая модель правильная или более успешная для платформ, однозначно сказа...
Истребитель положительных мнений: как Джосс Уидон пал под натиском обвинений и что он об этом думает
Журнал New York опубликовал на своём сайте Vulture статью о Джоссе Уидоне, в которой представлены комментарии самого Уидона, а также его прежних коллег. ...
Также рекомендуем
Никогда не поздно учиться ответственности и взаимовыручке.
Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экраны
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Никогда не поздно учиться ответственности и взаимовыручке.
Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экраны
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.

Последние новости

Что в бокс-офисе: «Злодиатор» проносится катком по прокату
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
00:00