Берлинале-74: путешественники, которые ворочают камни, ищут клады и ворошат прошлое

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Умирание», Berlinale

74-й Берлинский международный кинофестиваль подошёл к концу. Вот-вот раздадут призы, но организаторы, даже не дожидаясь последних дней, уже поторопились выложить цифры рекордов. По состоянию на 21 февраля на кинопоказы было продано 271 500 билетов. Цена каждого — 15 евро. Есть льготные категории зрителей — для них билеты по 10 евро. Но всё равно цена кусается, а при этом все залы полнёхоньки: если не занять заранее место — будешь сидеть на ступеньках.

На кинорынке-спутнике Берлинале EFM зафиксировано также рекордное число профессионалов индустрии: более 12 тысяч человек приехали в Берлин из 143 стран. На 1029 сеансах показали 664 фильма, в том числе 536 — это рыночные премьеры. Для сравнения — число показанных картин на фестивале в целом сократилось: было около трёхсот фильмов, хотя ранее менее 400 картин на Берлинале никогда не демонстрировали. Автор КИНОТВ Сусанна Альперина продолжает свою охоту за «Сокровищами» на фестивале.

«Сокровище», реж. Юлия фон Хайнц

Кадр из фильма «Сокровище», Berlinale

В данном случае «Сокровище» — название одного из фильмов, показанных в престижной программе Berlinale Special Gala. Эта картина сделана совместно Германией и Францией. Режиссёр — Юлия фон Хайнц. В основе — роман Лили Бретт «Слишком много мужчин», написанный в 1999 году, который, в свою очередь, базируется на реальных событиях. Дочь и отец — американцы — отправляются в Польшу, чтобы узнать побольше о своих корнях. Точнее, дочь хочет узнать. Её играет Лина Данэм. Отцу — в этой роли блистательный Стивен Фрай — возвращаться в Польшу на самом деле не очень хочется. Детские воспоминания преследуют его: о родном доме, о войне, об Аушвице... Он ещё не забыл польский! Но ради дочки он готов совершить это «папско-дочернее» или «дочерне-папское» путешествие. Эта фраза взята из фильма. Отец Эдек любя называет дочь Рут тыковкой. Она и в самом деле похожа на тыкву — полная, несчастная «разведёнка», которая днём делает вид, что держит диету, а по ночам заедает свою депрессию чем придётся. Отца она любит, хотя и раздражается постоянно — он относится к ней как к маленькой, постоянно сводит все разговоры к вопросам о личной жизни, не меняет один-единственный свитер и строит глазки симпатичным полькам его возраста. Отца же беспокоит внутреннее одиночество Рут. Её переживания, замкнутость, потеря любви. Однако Рут по профессии — журналист, и ничто так не способно пробудить этих людей к жизни, как расследования и возможность сделать памятные фотографии.

Фильм — роуд-муви по уставшей и небогатой стране, населённой людьми, которым очень нужны деньги. Американцы для них — способ выжить, а память и поиски родного дома — предметы торга. Не все поляки таковы. Известный польский актёр Збигнев Замаховский играет водителя такси Штефана, который возит Рут и Эдека по стране. Несмотря на то что работа его хорошо оплачиваема, он проявляет себя как настоящий друг.

Дуэт Стивена Фрая и Лины Данэм не способен никого оставить равнодушным. И если вам доведётся посмотреть это кино, в какой-то момент вы поймёте, что по щекам катятся слёзы, хотя секунду назад вас распирало от смеха. Вы почувствуете себя искателем сокровищ, но не таким, как в «Индиане Джонсе», хотя и там прослеживается тема, что настоящие клады и сокровища — не только деньги и материальные ценности, а хорошие отношения самых близких родственников друг с другом, которые помогают понять и принять родных.

«Нужды путешественника», реж. Хон Сан-су

Кадр из фильма «Нужды путешественника», Berlinale

В долгую поездку отправляется и героиня Изабель Юппер в конкурсном фильме корейского режиссёра Хон Сан-су «Нужды путешественника». Хон Сан-су — фаворит Берлинале: практически не бывает такого, чтобы не было его картины в конкурсе. Но эта лента отличается тем, что большая часть её на английском языке. А в целом же фильм трёхъязычный: английский, корейский, французский.

Юппер в свои 70 лет снова прибыла в Берлин (кстати, фестиваль очень любит приглашать именно эту актрису и отдаёт предпочтение фильмам с её участием). На свой возраст Юппер не выглядит и способна вскружить голову мужчинам гораздо моложе себя. И в жизни они от неё в восторге, и в новом фильме. Настоящая француженка! По сюжету она — немного авантюристка, немного аферистка, изучает людей, ищет своё счастье, наслаждается каждой минутой и любит корейское белое вино в любое время суток. Ведёт себя порой как маленькая девочка. И учит корейцев французскому, но не привычными методами. Общение с этой учительницей похоже на сеанс у психотерапевта. Ученик раскрывается перед ней, говоря о том, что его действительно волнует, — и через чувства и эмоции гораздо лучше воспринимает незнакомый язык и изучает слова и обороты.

Хон Сан-су ещё очень точно показывает корейский менталитет: вежливые, улыбчивые, воспитанные люди — вещи в себе, которые, на первый взгляд, чувствуют одинаково и даже обозначают свои душевные состояния одними и теми же словами. Но если копнуть поглубже — а это удаётся учительнице французского, — то порой корейцы раскрываются с довольно неожиданной стороны.

В фильме всего несколько актёров. Сценарий вполне мог бы быть и пьесой, поставленной в театре. Запоминается молодой человек, у которого остановилась героиня Юппер. Он совершенно ею очарован, несмотря на разницу в возрасте, — ему кажется, что никто его так хорошо не понимает. И это очень не нравится его матери.

Нужно сказать, что и европейская линия, и иностранная героиня пошли на пользу творчеству Хон Сан-су. Так не всегда бывает. Когда режиссёр снимал фильмы только о Корее с местными актёрами, он словно варился в собственном бульоне. Сейчас же — новый уровень благодаря свежести и новому взгляду.

«Архитектон», реж. Виктор Косаковский

Кадр из фильма «Архитектон», Berlinale

Фильм «Архитектон» Виктора Косаковского, что называется, украсил собой конкурсную программу Берлинале. Известный режиссёр-документалист давно работает за пределами России, а его вес в кинематографическом мире таков, что за фильмом «Архитектон» стоят крупнейшие кинокомпании мирового уровня. Картина, в которой Косаковский исследует природу камня, весьма сильна, однако уступает прежней работе мастера «Акварель», в которой тот исследует природу воды. Впрочем, если кто-то незнаком с «Акварелью», ему «Архитектон» покажется большой величиной, потому что он поражает мощью и величием и наполняет смотрящего той силой, энергией, которую способна дать полуторачасовая медитация.

Дома, изуродованные войной, руины, стройки, природные каменные заповедники — всё отобрано-подобрано Косаковским очень тщательно. Музыка Евгения Гальперина — без преувеличения — шедевральна. При просмотре ловишь себя на том, что могла бы часами сидеть и наблюдать, как, словно лёгкие пёрышки, ворошатся-ворочаются гигантские камни под симфонические звуки. Ракурсы, с которых снято, — изобретательны, события — выжданы.

Слов в фильме совсем немного. Герои — архитектор, художник по камням. Режиссёр появляется в кадре и сам, с, казалось бы, простым и банальным, но таким точным вопросом: почему, если люди умеют так хорошо строить, они возводят такие уродливые здания? К этому моменту подобный вопрос возникает у каждого мало-мальски думающего зрителя. И это тот случай, когда вопрос важнее, чем ответ. Фильмы Косаковского хочется повесить на стену, как движущиеся картины, при просмотре которых можно и вдохновиться, и подзарядиться, и отдохнуть душой.

«Умирание», реж. Маттиас Гласнер

Кадр из фильма «Умирание», Berlinale

Ещё один конкурсный фильм, про который невозможно не рассказать, — это «Умирание». Непонятно, насколько могут отдать главный приз на фестивале в Берлине своему же немецкому творцу, по по-честному из всего просмотренного автором этих строк именно «Умирание» — это «Золотой медведь». Тема ухода из жизни в конкурсе фестиваля в этом году не впервые: картина «Другой конец» о воспоминаниях, которые можно после смерти человека перемещать в тела доноров, изобретательна и необычна. Искусственный интеллект сыграл в ней такую роль, что наряду с Гаэлем Гарсиа Берналем его можно назвать главной звездой.

Однако фильм «Умирание» во много раз превосходит «Другой конец», потому что получилось настоящее семейное кино. Не притворно-радужное, а со всеми проблемами, надеждами, чаяниями и разочарованиями внутри одной семьи. Причём для режиссёра фильм автобиографичен. Если ему дадут «Золотого медведя», то вряд ли Ларс Айдингер, сыгравший в нём главную роль, получит актёрский приз. Но он этого достоин! Герой Айдингера Том Лунис — дирижёр. У него есть любимая женщина, которая родила ребёнка не от него, молодая любовница, непутёвая сестра, полубезумный друг-партнёр — композитор и мать и отец — на них у него не хватает времени.

Родителям нужна помощь — от старости и болезней они постепенно угасают. Сцены с их участием одновременно напоминают фильмы «Любовь» Михаэля Ханеке и «Вихрь» Гаспара Ноэ. В роли матери — большая звезда немецкого кино и театра Коринна Харфух, и в картине есть сцена, снятая одним дублем, где мать и сын выясняют отношения и произносят роковую правду, после которой происходит переворот в душе. В фильме много шокирующих кадров, которые лишь отражают правду жизни, практически ничего не утрированно, всё как есть. Действие на экране идёт три часа, и всё это время невозможно отвлечься ни на что другое, даже мысленно. Весь фильм «Умирание» — вопрос жизни и смерти. И оттого он задевает особенно сильно.

Читайте также
О вечном: за что мы любим «Выживут только любовники»
Бесконечное путешествие Адама и Евы.
Берлинале-74: пролетая над гнездом «Кукушки»
Ироничные «Звёздные войны» и потенциально главный хоррор года.
Миа Маккенна-Брюс, Фиби Дайневор, Джейкоб Элорди и не только: восходящие звёзды BAFTA-2024
Присматриваемся к номинантам и вспоминаем новичков, которые стали «титанами».
Квазимодо, повар «с текилой в крови» и другие: как проходит 74-й Берлинале
Первые претенденты на призы, Руни Мара и лучшая роль Себастиана Стэна в карьере.
Махершала Али: тихий омут вдумчивых глаз
Второй план, доросший до первого эшелона.
Символизм, сюрреализм и психомагия: как снимает Алехандро Ходоровски
Чилийскому классику исполняется 95 лет.
Также рекомендуем
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой фран...
Добрая, но небрежная картина открытия фестиваля.
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой фран...
Добрая, но небрежная картина открытия фестиваля.

Последние новости

Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00