74-й Берлинский международный кинофестиваль подошёл к концу. Вот-вот раздадут призы, но организаторы, даже не дожидаясь последних дней, уже поторопились выложить цифры рекордов. По состоянию на 21 февраля на кинопоказы было продано 271 500 билетов. Цена каждого — 15 евро. Есть льготные категории зрителей — для них билеты по 10 евро. Но всё равно цена кусается, а при этом все залы полнёхоньки: если не занять заранее место — будешь сидеть на ступеньках.
На кинорынке-спутнике Берлинале EFM зафиксировано также рекордное число профессионалов индустрии: более 12 тысяч человек приехали в Берлин из 143 стран. На 1029 сеансах показали 664 фильма, в том числе 536 — это рыночные премьеры. Для сравнения — число показанных картин на фестивале в целом сократилось: было около трёхсот фильмов, хотя ранее менее 400 картин на Берлинале никогда не демонстрировали. Автор КИНОТВ Сусанна Альперина продолжает свою охоту за «Сокровищами» на фестивале.
«Сокровище», реж. Юлия фон Хайнц
В данном случае «Сокровище» — название одного из фильмов, показанных в престижной программе Berlinale Special Gala. Эта картина сделана совместно Германией и Францией. Режиссёр — Юлия фон Хайнц. В основе — роман Лили Бретт «Слишком много мужчин», написанный в 1999 году, который, в свою очередь, базируется на реальных событиях. Дочь и отец — американцы — отправляются в Польшу, чтобы узнать побольше о своих корнях. Точнее, дочь хочет узнать. Её играет Лина Данэм. Отцу — в этой роли блистательный Стивен Фрай — возвращаться в Польшу на самом деле не очень хочется. Детские воспоминания преследуют его: о родном доме, о войне, об Аушвице... Он ещё не забыл польский! Но ради дочки он готов совершить это «папско-дочернее» или «дочерне-папское» путешествие. Эта фраза взята из фильма. Отец Эдек любя называет дочь Рут тыковкой. Она и в самом деле похожа на тыкву — полная, несчастная «разведёнка», которая днём делает вид, что держит диету, а по ночам заедает свою депрессию чем придётся. Отца она любит, хотя и раздражается постоянно — он относится к ней как к маленькой, постоянно сводит все разговоры к вопросам о личной жизни, не меняет один-единственный свитер и строит глазки симпатичным полькам его возраста. Отца же беспокоит внутреннее одиночество Рут. Её переживания, замкнутость, потеря любви. Однако Рут по профессии — журналист, и ничто так не способно пробудить этих людей к жизни, как расследования и возможность сделать памятные фотографии.
Фильм — роуд-муви по уставшей и небогатой стране, населённой людьми, которым очень нужны деньги. Американцы для них — способ выжить, а память и поиски родного дома — предметы торга. Не все поляки таковы. Известный польский актёр Збигнев Замаховский играет водителя такси Штефана, который возит Рут и Эдека по стране. Несмотря на то что работа его хорошо оплачиваема, он проявляет себя как настоящий друг.
Дуэт Стивена Фрая и Лины Данэм не способен никого оставить равнодушным. И если вам доведётся посмотреть это кино, в какой-то момент вы поймёте, что по щекам катятся слёзы, хотя секунду назад вас распирало от смеха. Вы почувствуете себя искателем сокровищ, но не таким, как в «Индиане Джонсе», хотя и там прослеживается тема, что настоящие клады и сокровища — не только деньги и материальные ценности, а хорошие отношения самых близких родственников друг с другом, которые помогают понять и принять родных.
«Нужды путешественника», реж. Хон Сан-су
В долгую поездку отправляется и героиня Изабель Юппер в конкурсном фильме корейского режиссёра Хон Сан-су «Нужды путешественника». Хон Сан-су — фаворит Берлинале: практически не бывает такого, чтобы не было его картины в конкурсе. Но эта лента отличается тем, что большая часть её на английском языке. А в целом же фильм трёхъязычный: английский, корейский, французский.
Юппер в свои 70 лет снова прибыла в Берлин (кстати, фестиваль очень любит приглашать именно эту актрису и отдаёт предпочтение фильмам с её участием). На свой возраст Юппер не выглядит и способна вскружить голову мужчинам гораздо моложе себя. И в жизни они от неё в восторге, и в новом фильме. Настоящая француженка! По сюжету она — немного авантюристка, немного аферистка, изучает людей, ищет своё счастье, наслаждается каждой минутой и любит корейское белое вино в любое время суток. Ведёт себя порой как маленькая девочка. И учит корейцев французскому, но не привычными методами. Общение с этой учительницей похоже на сеанс у психотерапевта. Ученик раскрывается перед ней, говоря о том, что его действительно волнует, — и через чувства и эмоции гораздо лучше воспринимает незнакомый язык и изучает слова и обороты.
Хон Сан-су ещё очень точно показывает корейский менталитет: вежливые, улыбчивые, воспитанные люди — вещи в себе, которые, на первый взгляд, чувствуют одинаково и даже обозначают свои душевные состояния одними и теми же словами. Но если копнуть поглубже — а это удаётся учительнице французского, — то порой корейцы раскрываются с довольно неожиданной стороны.
В фильме всего несколько актёров. Сценарий вполне мог бы быть и пьесой, поставленной в театре. Запоминается молодой человек, у которого остановилась героиня Юппер. Он совершенно ею очарован, несмотря на разницу в возрасте, — ему кажется, что никто его так хорошо не понимает. И это очень не нравится его матери.
Нужно сказать, что и европейская линия, и иностранная героиня пошли на пользу творчеству Хон Сан-су. Так не всегда бывает. Когда режиссёр снимал фильмы только о Корее с местными актёрами, он словно варился в собственном бульоне. Сейчас же — новый уровень благодаря свежести и новому взгляду.
«Архитектон», реж. Виктор Косаковский
Фильм «Архитектон» Виктора Косаковского, что называется, украсил собой конкурсную программу Берлинале. Известный режиссёр-документалист давно работает за пределами России, а его вес в кинематографическом мире таков, что за фильмом «Архитектон» стоят крупнейшие кинокомпании мирового уровня. Картина, в которой Косаковский исследует природу камня, весьма сильна, однако уступает прежней работе мастера «Акварель», в которой тот исследует природу воды. Впрочем, если кто-то незнаком с «Акварелью», ему «Архитектон» покажется большой величиной, потому что он поражает мощью и величием и наполняет смотрящего той силой, энергией, которую способна дать полуторачасовая медитация.
Дома, изуродованные войной, руины, стройки, природные каменные заповедники — всё отобрано-подобрано Косаковским очень тщательно. Музыка Евгения Гальперина — без преувеличения — шедевральна. При просмотре ловишь себя на том, что могла бы часами сидеть и наблюдать, как, словно лёгкие пёрышки, ворошатся-ворочаются гигантские камни под симфонические звуки. Ракурсы, с которых снято, — изобретательны, события — выжданы.
Слов в фильме совсем немного. Герои — архитектор, художник по камням. Режиссёр появляется в кадре и сам, с, казалось бы, простым и банальным, но таким точным вопросом: почему, если люди умеют так хорошо строить, они возводят такие уродливые здания? К этому моменту подобный вопрос возникает у каждого мало-мальски думающего зрителя. И это тот случай, когда вопрос важнее, чем ответ. Фильмы Косаковского хочется повесить на стену, как движущиеся картины, при просмотре которых можно и вдохновиться, и подзарядиться, и отдохнуть душой.
«Умирание», реж. Маттиас Гласнер
Ещё один конкурсный фильм, про который невозможно не рассказать, — это «Умирание». Непонятно, насколько могут отдать главный приз на фестивале в Берлине своему же немецкому творцу, по по-честному из всего просмотренного автором этих строк именно «Умирание» — это «Золотой медведь». Тема ухода из жизни в конкурсе фестиваля в этом году не впервые: картина «Другой конец» о воспоминаниях, которые можно после смерти человека перемещать в тела доноров, изобретательна и необычна. Искусственный интеллект сыграл в ней такую роль, что наряду с Гаэлем Гарсиа Берналем его можно назвать главной звездой.
Однако фильм «Умирание» во много раз превосходит «Другой конец», потому что получилось настоящее семейное кино. Не притворно-радужное, а со всеми проблемами, надеждами, чаяниями и разочарованиями внутри одной семьи. Причём для режиссёра фильм автобиографичен. Если ему дадут «Золотого медведя», то вряд ли Ларс Айдингер, сыгравший в нём главную роль, получит актёрский приз. Но он этого достоин! Герой Айдингера Том Лунис — дирижёр. У него есть любимая женщина, которая родила ребёнка не от него, молодая любовница, непутёвая сестра, полубезумный друг-партнёр — композитор и мать и отец — на них у него не хватает времени.
Родителям нужна помощь — от старости и болезней они постепенно угасают. Сцены с их участием одновременно напоминают фильмы «Любовь» Михаэля Ханеке и «Вихрь» Гаспара Ноэ. В роли матери — большая звезда немецкого кино и театра Коринна Харфух, и в картине есть сцена, снятая одним дублем, где мать и сын выясняют отношения и произносят роковую правду, после которой происходит переворот в душе. В фильме много шокирующих кадров, которые лишь отражают правду жизни, практически ничего не утрированно, всё как есть. Действие на экране идёт три часа, и всё это время невозможно отвлечься ни на что другое, даже мысленно. Весь фильм «Умирание» — вопрос жизни и смерти. И оттого он задевает особенно сильно.