Бегемоты, носороги, снежный человек, лошади, кукушка… Нашему автору Сусанне Альпериной на 74-м Берлинском кинофестивале порой кажется, что она попала в зоопарк. Но что поделать, если в наше время рассказывать о людях лучше всего удаётся, показывая животных, и этому принципу следуют многие кинематографисты.
О бегемоте говорится в конкурсном фильме «Пепе», о носорогах — в картине израильского режиссёра Амоса Гитая «Шикун» (программа спецпоказов Berlinale Special). Фильм Давида и Натана Зеллнеров «Снежный человек на закате» — в той же программе спецпоказов — о семействе йети, причем самку сыграл Джесси Айзенберг. А вот про лошадей и кукушку расскажем подробнее. Первые — в конкурсном фильме «Империя» Брюно Дюмона. Вторая — в одноимённом хорроре «Кукушка» Тильмана Сингера (Berlinale Special Gala).
«Империя», реж. Брюно Дюмон
Французы пожаловали в конкурс Берлинале не только с парой-тройкой фильмов, но и с армией фанатов национального кино, которая после показов устраивает овации, как на Каннском кинофестивале. Ну разве что чуть пожиже. Картина «Империя» Брюно Дюмона — самая заметная работа из французских. Дюмон в хорошем смысле слова сумасшедший — как и положено настоящему кинорежиссёру. Порой зритель не успевает за его фантазиями, поэтому киноманский мир делится на дюмонолюбов и дюмоноотрицателей. Берлинский фестиваль, в принципе, один из главных дюмонолюбов и на этот раз доказал, что вполне обоснованно.
Куда завели фантазии Дюмона на этот раз? Он снял новый фильм в той же деревушке, что и свой сериал «Малыш Кенкен». Собрал профессиональных и непрофессиональных актёров и не обошёлся без своего любимца Фабриса Лукини. Более того — продолжил тему инопланетян, к которой не раз обращался в своём творчестве. Сюжет абсолютно житейский. Есть первый парень на деревне — рыбак и мачо Джони. У него — сын Фредди. В деревушке живут две девушки: Лини приехала недавно с матерью и отчимом, Джейн в этом месте с рождения. Роман у Джони завязывается с обеими. И двухлетний сын Фредди никому не даёт покоя — он главный в этих взаимоотношениях, вся борьба ведётся вокруг него.
Частая жизненная ситуация. Но как обычно бывает — в простые взаимоотношения между людьми вмешиваются все силы мира, каждый человек взывает к своему покровителю и просит о помощи.
Дюмон разыгрывает космическую битву хорошего и плохого в масштабах Империи. Джони и Лини — слуги Сатаны, Джейн представляет другую сторону. Жители деревни борются на световых мечах. В воздухе носятся космические корабли, причём внутри они изображены в виде архитектурных шедевров.
Мы уже писали ранее о том, что Виктор Гюго и его творчество словно незримо присутствуют на Берлинале в этом году. Корабль в Империи, где существует божественное, отсылает и к Нотр-Дам-де-Пари и к капелле Сент-Шапель, и к Версалю. Инопланетяне влияют на судьбы людей, Вселенная должна убедиться, что человеческие существа не безнадёжны, что не всё потеряно. Иначе всех может затянуть в большую чёрную дыру.
Порой в фильме Дюмона появляются отличные находки. Так, представить инопланетную властелиншу (Камилль Коттен), проводницу божественного, в виде мэра деревушки — это остроумно и замечательно. Ведь действительно иногда высокие чиновники ведут себя как инопланетяне. Деревенская гвардия простаков на породистых белых лошадях оказывается конницей рыцарей тьмы, а Фабрис Лукини — он же Сатана — предстаёт в шапочке, словно сделанной из чёрного мешка для мусора, дополняющей костюм с чёрными пляшущими человечками.
В России «Империя» выйдет в прокат в июле 2024 года. Картина весьма дорогостоящая, что, однако, не отразилось на качестве спецэффектов — порой они сделаны очень небрежно. Но это не умаляет самого главного: Дюмон поднимает столь актуальную сегодня тему борьбы Добра со Злом и показывает, что одно и другое так сильно проникают друг в друга, что различить и разделить невозможно. Так и живут люди, скатываясь то в одно, то в другое, ведя свои «Звёздные войны». А чёрная дыра всегда маячит неподалёку.
«Кукушка», реж. Тильман Сингер
Фильм «Кукушка» — вторая работа немецкого режиссёра Тильмана Сингера — привлекал к себе внимание ещё на этапе анонсирования, поскольку в главной роли в нём снялась актриса и модель Хантер Шафер — звезда «Голодных игр» и сериала «Эйфория».
Конечно, «Кукушка» — это хоррор года, причём снятый именно для этой исполнительницы — другую героиню представить невозможно.
С этим утверждением согласятся не все критики — на Берлинале «Кукушку» некоторые разругали за отсутствие внятной сценарной линии и недостаток находок в обозначенном жанре. Некоторые даже увидели в фильме элементы комедии. Попробуем поспорить и для начала отметим, что элементы всё же пародии, но главное в картине не это, а её философская сай-фай-составляющая.
Хоррор начинается со сцены ссоры родителей. Они орут друг на друга, забыв обо всём. В это время в другой комнате корежится на кровати девочка-подросток. Её всю трясёт, у неё вибрирует шея и шевелятся уши (можно только представить, как шёл кастинг на роли: искали актрис, умеющих шевелить ушами), и в какой-то момент несчастная не выдерживает и убегает в лес. При этом за ней наблюдают два мужчины, и как только девчонка скрывается в лесу, отмечают, как охотники, поймавшие птицу, что дело сделано.
Далее картинка меняется. Другая девочка-подросток Гретхен (её играет Шафер) вместе с отцом и его новой семьёй — женой и маленькой немой дочкой — приезжает на отдых на курортную базу. Она ненавидит и мир, и счастье родных, тем более что её родная мать умерла. В своей ненависти и попытке отгородиться ото всех наушниками и музыкой даже не сразу замечает, что обитатели базы подозрительны, а из леса неподалёку доносятся странные звуки. Крик птицы, переходящий в ультразвук, парализует всё вокруг... Никто ничего не понимает и не стремится понять, кроме Гретхен, а позже её нового знакомого — детектива Генри, которого играет Ян Блютхардт.
Гретхен попадает в непонятные ситуации, получает травмы, замечает необычных женщин, видит неладное в семье и странное поведение новых подруг, пытается выяснить причину происходящего. Магический крик (который так и не сумели показать создатели российского сериала «Иные» — там тоже по сюжету героиня воздействует голосом на мир) меняет всё вокруг по ночам. И Гретхен понимает, что охота идёт в том числе за ней. И тогда уже целенаправленно выслеживает странную блондинку в капюшоне, похожую на зомбированную птицу, превращённую в женщину.
Фильм «Кукушка» куплен для российского проката и появится в кинотеатрах 2 мая. Но пока следует знать, в чём актуальность этого научно-фантастического ужастика. Над людьми, в частности над женщинами и их потомством, проводятся биологические эксперименты. Дэн Стивенс в роли крейзи-учёного великолепен и, будь картина в конкурсе, смело претендовал бы на актёрского «Медведя».
Эксперименты, в которых фигурирует «мать-кукушка», исследуют проблему поколений и не только. Когда дети вылетают из гнезда? Как матери их вернуть? Какой крик нужно издать, чтобы быть услышанной? И самое главное — почему родные дети воспитываются не в своих родных семьях, местах, странах.
Тильмана Сингера ругают на фестивале за то, что он не привнёс ничего нового в жанр хоррора. Однако всё не так — он сам экспериментирует, ищет, исследует, пытаясь расширить границы жанра и сделать кино не отвлечённым щекотателем нервов, но актуальным высказыванием. Дэн Стивенс и Хантер Шафер, как и другие, помогают ему в этом изо всех сил.