15 апреля Сету Рогену — вечному герою американских молодёжных комедий нулевых — исполняется 40 лет. По такому поводу Виктор Непша напоминает, за что мы любим Рогена и почему он давно вышел за рамки собственного стереотипного амплуа.
1. Не Обломов, а Юлий Цезарь
Несмотря на обманчивый внешний вид, который подкрепляют большинство ролей, — неторопливый лентяй с грубоватым чувством юмора — в жизни Роген разбивает все стереотипы и успевает невероятно много. Помимо актёрской и режиссёрской карьеры, он спродюсировал много ярких проектов (например, сериалы «Проповедник» и «Пацаны»), серьёзно увлекся гончарным делом (от ваз до пепельниц) и имеет свой легальный бренд растительного наркотика в Канаде — последнее, памятуя об УК РФ, не повод для восхищения, но в бизнес-жилке канадскому комику не откажешь.
Судя по последним интервью, заниматься чем-то рукотворным вроде гончарного дела ему чуть ли не интереснее — результаты трудов более материальны. «Я годами работал над фильмами, которые увидело меньше людей, чем вазу, на которую я потратил 40 минут», — как-то полушутя признавался Роген в интервью New York Times.
Помимо этого, он успевает регулярно ругаться в соцсетях с республиканским политиком Тедом Крузом и продать книгу воспоминаний (см. Yearbook, 2021). Хотя, судя по всему, в литературной пробе пера больше дурашливых воспоминаний из прошлого, чем традиционных «историй успеха». И отсюда вытекает следующая причина.
2. Король баек
Роген пришёл в кино из комедии (с детских лет выступал со стендапом) и привнёс в кино свой специфический юмор (не без влияния Джадда Апатоу) — вполне предсказуемо, что он из людей, которые любят рассказывать странные истории по поводу и без, — неважно, насколько правдивые. Вот некоторые из арсенала Рогена:
– однажды они с женой спонтанно наткнулись на Канье Уэста, который не менее спонтанно решил зачитать перед ними весь свой альбом целиком. Если верить комику, они не знали, как правильно реагировать на эту картину, поэтому просто стояли и покачивались в такт;
– Роген любит повторять, насколько он завзятый фанат растительного наркотика. По его словам, однажды на оскаровской церемонии он употребил подразумеваемое растение — и столкнулся со Стивеном Спилбергом, который завязал с младшим коллегой беседу. Не придумав ничего лучше, тот продолжал попыхивать в лицо собеседнику, который не испытывал от этого особого восторга. «Вероятно, тогда он решил больше никогда не работать с этим парнем», — вспоминал потом Роген;
– столкновение с другим голливудским титаном, Джорджем Лукасом. Со слов Рогена, он со своим другом и соратником по ремеслу Эваном Голдбергом как-то встретился с создателем «Звёздных войн» — а на дворе был 2012 год. Лукас стал очень серьёзно рассказывать, почему конец света состоится, а когда Голдберг уточнил, на чём основывается уверенность режиссёра, тот ответил: «Потому что это наука, а я знаю науку» (сам Лукас позднее отрицал эту историю);
– а ещё как-то раз Рогену якобы пришлось разъяснять Тому Крузу концепцию интернет-порно.
3. Осуществил детскую мечту
Карьера Рогена началась с культового теперь сериала Джадда Апатоу «Хулиганы и ботаны», где он сыграл немногословного, зловеще-язвительного школьника Кена. После закрытия шоу его карьера, в отличие от сверстников и товарищей вроде Джеймса Франко, застопорилась — за исключением эпизодических ролей («Донни Дарко»), проходной работой выручал только Апатоу (Роген в своё время восхитил его импровизационными навыками). Но постепенно ситуация изменилась: благодаря тому же Апатоу Роген стал сценаристом последнего сезона «Али Джи шоу», где поработал с Сашей Бароном Коэном, снялся в «40-летнем девственнике» и «Немножко беременна».
Наконец, вместе с Эваном Голдбергом он воплотил в жизнь «Superперцев», сценарий которых товарищи написали вместе, когда им было ещё по 13 лет. Главная цель тогда была честной до наивности — сделать крутой фильм с ними, простыми подростками, про их нелепые проступки, только комедийно гипертрофированные. Возможно, именно эту юношескую искренность в сценарии и оценила публика: фильм собрал в прокате почти 170 миллионов долларов при бюджете в 20 и получил тёплые отзывы от критиков. До сих пор эта работа — один из лучших проектов, в которых Роген поучаствовал в качестве и сценариста, и актёра (насколько хорошо она состарилась — другой вопрос, но ведь ностальгию никто не отменял).
4. Крепкий огурчик
Возможно, интереснее фигуру Рогена делает то, что его карьера — далеко не прямой путь к успеху. После «Superперцев» было много проектов, за которые его сравнивали с землёй по всем амплуа: и актёрскому («Зеровилль»), и сценарному («Зелёный Шершень»), и режиссёрскому («Интервью»), и продюсерскому («Корпорация “Санта”»).
Случай с «Интервью» и вовсе смог настроить против Рогена, с одной стороны, целую КНДР и Ким Чен Ына лично (настолько, что планы на широкий прокат фильма изменились, а к создателям картины приставили личных охранников), а с другой — большинство критиков, которые увидели в нём чрезвычайно примитивную политическую сатиру.
Со стороны кажется, что все эти удары комик перенёс необычайно легко, едва ли не наслаждаясь ими (хотя по репликам в интервью заметно, что это не так). Неважно, как вы относитесь к творчеству и чувству юмора Сета Рогена, — его работоспособность, стойкость и уверенность в следовании своей причудливой линии, в которую вполне вписывается хоть гончарное дело, хоть комедийный апокалипсис, хоть анимированная оргия продуктов, заслуживают уважения.
5. Самокритичность
Несмотря на то что Сет Роген часто играет в своих же проектах (а недавно даже сыграл себя в двух главных ролях), его едва ли получится назвать нарциссом. Он неоднократно давал понять, что прекрасно осознаёт свои актёрские способности и в большинстве случаев предпочитает не перетягивать на себя одеяло, довольствуется харизматичными, пусть и однообразными ролями второго плана. А сниматься вне собственных проектов, как признался Роген, ему в последнее время банально страшно. Но и у него есть исключения, например, успешный выход из зоны комфорта для байопика «Стив Джобс» Аарона Соркина. Роген в чужом проекте исполнил роль Стива Возняка достаточно убедительно, чтобы его похвалили и критики, и сам Воз.
Бонус: 6. Смех
Смех Сета Рогена тщетно пытаются описать почти в каждом его интервью, но лучше просто один раз это послушать — очень заразительно. Иногда кажется, что Апатоу заприметил 16-летнего Рогена в «Хулиганах и ботанах» именно благодаря смеху, а талант к импровизации — отговорка для солидности.