Сергей Сергиенко продолжает рассказывать про аниме! Романтика, сестринство, однополая любовь и немного фантастики — всё это (и даже больше) относится к сёдзё. Как и в случае с сёнэном, подобный подход позволяет создавать произведения во множестве жанров, причём некоторые отдельные примеры могут очень удивить — как, например, довольно известное аниме «Ковбой Бибоп», чей первоисточник выходил именно в сёдзё-журнале.
Простое доброе прошлое
Само слово сёдзё (яп. 少女) переводится как «девочка», что и выдаёт целевую демографическую группу жанра — девочек-подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Как и сёнэн, сёдзё уходит корнями в далёкое прошлое: первые журналы для девочек в Японии начали выходить ещё в начале XX века. Среди самых ранних примеров можно вспомнить Shojo Kai (1903), Shojo Sekai (1906) и Shojo no Tomo (1908). И, как и в случае с журналами для мальчиков, мангу в них начали печатать не сразу. Самые первые примеры относятся к 1910-м — в это время в журналах появляются короткие одностраничные истории, всё чаще юмористического характера, и с тех пор подобные стрипы хорошо закрепились в изданиях для девочек.
В 1938-м наиболее популярной мангой была «Куруми-чан»: сегодня лёгкие истории о весёлой доброй девочке за авторством Мацумото Кацудзи, чьё имя означает «грецкий орех», считаются одним из первых примеров эстетики кавай. Перу Мацумото принадлежит и манга «Загадочный клевер», шестнадцатистраничная история, в которой впервые появилась героиня-сорванец, способная утереть нос многим мальчишкам. История о девочке, защищающей бедняков от жадных богатеев, знаменита ещё и нестандартной раскадровкой: Мацумото использовал нетипичные для своего времени ракурсы вроде вида с высоты птичьего полёта, а также различный размер панелей, которые нестандартно располагал на странице.
Тем не менее во время Второй мировой войны популярность манги тихо сошла на нет: в обществе её окрестили «легкомысленной», хотя на первых порах та же Куруми-чан даже появлялась на открытках для японских военных. Возрождение произошло уже во время оккупации Японии: сюжеты пока всё так же ограничивались юмористическими одностраничными стрипами.
Первая революция
И вновь право революционера принадлежит «богу манги» Осаму Тэдзуке. Создатель «Астробоя» неспроста получил своё прозвище: именно он привнёс в мангу для подростков драматизм в противовес привычному юмору. Пробой пера в сёдзё для него стала «Принцесса-рыцарь», история о принцессе Сапфир, которая вынуждена притворяться юношей, чтобы унаследовать трон, — в противном случае он достанется злому графу Дюралюмину. Своим появлением «Принцесса-рыцарь» обязана редактору Тэдзуки, который придумал историю, способную захватить женскую аудиторию так же, как сюжеты мангаки, рассчитанные на мальчиков.
«Принцесса-рыцарь» позже получила и аниме-адаптацию, которая стала первым цветным мультипликационным сериалом в истории. Но не первым сёдзё-аниме — эти лавры принадлежат «Ведьме Салли», снятой по манге Мицутэро Ёкоямы. История о девочке-волшебнице предвосхитила жанр махо-сёдзё, который буквально переводится как «девочка-волшебница», а среди удивительных фактов о нём стоит упомянуть, что ключевую анимацию нескольких серий шоу делал молодой и никому неизвестный Хаяо Миядзаки.
Новое время
Интересный факт о сёдзё — долгое время истории для девочек создавались исключительно мужчинами. Таковы все упомянутые выше работы, да к тому же нередко сёдзё считалось эдакой первой ступенькой на пути к сёнэну — «настоящей» манге. Женщинам дорога в мангу и тем более аниме долгое время оставалась закрытой. Возможно, поэтому истории для девочек отличались от историй для мальчиков в основном только полом центрального персонажа.
Первой женщиной-мангакой считается Матико Сатонака: в 1964 году, будучи ещё школьницей старших классов, она дебютировала с короткой историей «Портрет Пии» и на своём примере показала, что девушкам есть место в, казалось бы, мужской индустрии. С тех пор Сатонака создала более 500 законченных историй и сумела завоевать немало престижных наград.
Сатонака стала той самой искрой, из-за которой вспыхивает настоящий пожар. Всё в тех же 1960-х произошла революция: Ёситако Ниситани, одна из первых мангак-женщин в истории, отметив растущий возраст читающих девочек, начала создавать сюжеты, ориентированные уже не на препубертатных детей, а на подростков. Так в сёдзё впервые появились истории про любовь.
Ниситани представила мангу «Мэри Лу» — первую в истории мангу о любви современных подростков, которая породило целый тренд. Во многом здесь и началось подлинное разделение сёнэна и сёдзё на более чётко очерченные жанры. А с 1969-го в индустрию стало приходить всё больше женщин.
Сотрясание основ
В 1970-х случилась очередная революция жанра. Хагио Мото, Юмико Осима и Кейко Такэмия в числе других девушек-мангак вошли в так называемый «Союз 24 года»: все они родились в районе 1949-го, 24 года эпохи Сёва, что и стало основой для названия. «Союз» оказал огромное влияние на индустрию: женщины не стеснялись экспериментировать с жанрами и формами, что изрядно изменило облик сёдзё-манги.
Мото, к примеру, создала «Их было 11» — научно-фантастическую мангу, заходящую на территорию детектива: десять студентов космического кадетского корпуса отправляются на финальный экзамен, в рамках которого они должны выживать на заброшенной космической станции. Но по прибытии их неожиданно оказывается одиннадцать: в числе кадетов явно скрывается недоброжелатель. Словно этого мало, станция медленно движется к звезде, вокруг которой вращается, смерть кажется неминуемой, а растущая температура провоцирует слабость команды.
Перу Осимы принадлежит «Звезда из Страны хлопка», история о котёнке Чиби-неко, которую подбирает юноша и оставляет у себя жить, несмотря на аллергию матери. Чиби-неко, кстати, изображена как маленькая девочка с хвостом и кошачьими ушами, но люди воспринимают её как обычного котёнка. Это связано с тем, что Чиби-неко считает себя человеком (а для истории героиня интересна тем, что это один из первых примеров «кошкодевочек» в японской культуре). Она влюбляется в своего спасителя, уверенная, что, когда вырастет, сможет стать ему парой. Бродячий кот Рафаэль разбивает мечты, рассказывая правду о жизни котов, но и даёт надежду, рассказывая о Стране хлопка — загадочном месте, где сбываются любые мечты. Чиби-неко отправляется с Рафаэлем на поиски мистической страны.
Возможно, самой большой бунтаркой стала третья упомянутая девушка, Кейко Такэмия. Она написала «Поэму ветра и деревьев» — одну из первых историй в поджанре сёнэн-ай, «юношеская любовь». В России жанр куда больше известен как яой. История рассказывает о сложных отношениях двух студентов, Сержа Батуля и Жильбера Кокто, которые живут в интернате.
«Поэма ветра и деревьев» считается классикой, но до выпуска Такэмии потребовалось девять лет, чтобы убедить издателя наконец опубликовать произведение, — мангака принципиально не шла на смягчение сексуальных сцен и сложных тем вроде гомофобии, педофилии и употребления наркотиков.
Стоит вспомнить и «Розу Версаля» Риёко Икэды — известной мангаки, считающейся одной из основоположниц современной эстетики сёдзё. Сюжет рассказывал об Оскар — дочери известного французского лорда, названной мужским именем, потому что мужчина не дождался наследника. Девушка воспитывалась как мальчик с самого рождения и получила отличное военное образование, что и открыло ей двери в королевскую гвардию Версальского замка. История при этом рассказывает о событиях, происходящих незадолго до Великой французской революции: Оскар видит несправедливость современного ей мира и в конечном счёте оказывается на стороне революционеров.
В числе ярких историй 1970-х стоит упомянуть и «Бей Эйс!» — спортивную мангу о теннисистке Хироми Оки, которая испытывает трудности на пути к профессиональной карьере. По многим чертам «Бей Эйс!» можно было бы отнести к спокону, о котором мы говорили в прошлый раз, но в дело вмешивается романтика: в какой-то момент Хироми влюбляется в теннисиста. И всё же любовь к спорту побеждает: после слов тренера о том, что отношения лишь помешают девушке на пути к славе, та отказывается от романтики в пользу спорта.
Революция наоборот
1970-е стали переломным десятилетием для женщин в Японии в целом и для сёдзё как жанра в частности. Роль женщины в обществе менялась: их избирают в парламент, замечают в спорте и не только, а многие издания начинают открыто искать именно женщин-мангак, что совсем недавно казалось чем-то из разряда фантастики. Уже к середине 1970-х почти все сёдзё-истории создавались женщинами.
Тем не менее мужчины не пропали из журналов для девочек бесследно: стоит вспомнить, например, Минео Майя, автора «Паталлиро!». Манга (и одноимённое аниме) рассказывает историю мальчика Паталлиро, который неожиданно для себя в десятилетнем возрасте становится правителем страны Малинера. Агент МИ-6 Джек Банкоран — слуга и телохранитель мальчика, который вынужден защищать Паталлиро от многочисленных недоброжелателей. Один из которых, киллер Мараих, влюбляется в Джека. Экранизация, выходившая с 1982 по 1983 год, знаменита тем, что стала первой в истории, показавшей на телевидении Японии мужскую любовь. Что примечательно, история при этом, несмотря на серьёзную, казалось бы, завязку, скорее юмористическая: герои то и дело сталкиваются с пришельцами, роботами и монстрами. В какой-то момент становится ясно, что все безумства — плод фантазии Паталлиро.
Ещё одним известным мангакой-мужчиной того времени считается Синдзи Вада, создатель манги «Девочка-полицейский Йо-йо». Главная героиня Саки Асамия, несмотря на своё не самое мирное настоящее в виде сукебан («девушка-босс», японская женская полукриминальная субкультура), стала детективом под прикрытием. От нового начальства Саки получает металлический йо-йо, который можно использовать и как бейджик, и как оружие в случае необходимости. Вчерашняя хулиганка начинает внедряться в различные школы и выявлять преступников, желательно до того, как они совершат свои злодеяния.
Луна в матроске и другие героини
Крупных революций после 1970-х уже не было: жанр стабильно развивался и дробился на множество пересекающихся поджанров с доминированием драмы, махо сёдзё и темы однополой любви (не только яоя, но и юри — историй о любви девушек). Исследователи тем не менее часто выделяют период в 1990-х, когда в сёдзё-манге и аниме всё чаще начали появляться темы самореализации. Неожиданное влияние на жанр оказала и война в Персидском заливе: на её фоне многие героини манги и аниме начали сражаться за будущее общества. В их числе, например, и легендарная «Сейлор Мун» за авторством Наоко Такеучи, одна из самых известных сёдзё-манг в мире.
Красавица-воин в матроске не нуждается в представлении: аниме-адаптацию на постсоветском пространстве застал, наверное, каждый, а в мире приключения девушек, спасающих Землю, открыли путь сёдзё за пределы Японии. «Сейлор Мун» в какой-то степени переизобрела поджанр махо-сёдзё: теперь девочки-волшебницы используют свои силы не для развлечения, а для борьбы со злом. Да ещё и действуют почти что по принципам супер сентая — поджанра о приключениях группы героев, которые вынуждены сражаться с различными «монстрами недели».
Что ещё важнее, «Сейлор Мун» за счёт хорошо проработанных героинь и общего тона часто ассоциируется с движением феминизма. История во многом сосредоточена на женской дружбе и сестринстве, а в числе поднимаемых тем фигурируют, например, критика культуры потребления. На волне популярности «Сейлор Мун» начали появляться и подражатели — от «Рыцарей магии» до «Юной революционерки Утэны». Ключевым во всех историях остаётся именно сестринство, которое нередко оказывается крепче любых других отношений.
Конечно, сёдзё — куда масштабнее, чем горстка разрозненных фактов, но пробелы придётся исправлять уже в рамках текстов о поджанрах. Начнём, пожалуй, с исекая — историй о «попаданцах», появившихся, как ни странно, именно в сёдзё-журналах.