Свобода, равенство и братство: фильмы про дискриминацию

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Тихий голос»/Dublin Films/Maelstrom Studios/Need Productions
Кадр из фильма «Тихий голос»/Dublin Films/Maelstrom Studios/Need Productions

Если верить Конституции РФ, в нашей стране запрещены любые ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а женщины и мужчины имеют равные права. На деле всё немного, мягко скажем, иначе: чтобы убедиться, достаточно полистать новости. Как кинематограф показывает дискриминируемые группы и почему фильмы о них важно смотреть — в материале Марии Ремиги.


«Тихий голос» (Silent Voice), реж. Река Валерик, 2020

Dublin Films/Maelstrom Studios/Need Productions

Камерная документальная картина о миксфайтере по имени Хавадж, который после аутинга был вынужден бежать из родной Чечни в Европу. Фильм планировали показать на «Артдокфесте-2021», но сеанс отменили из-за угроз «активиста».

«Тихий голос» рисует картину того, в каком горьком одиночестве подчас приходится жить представителям комьюнити. Хавадж томится в отеле, ожидая решения о предоставлении ему политического убежища, и его эмоциональный шок от произошедшего настолько силён, что он практически полностью утратил способность к вербальному общению. Режиссёр в одном из интервью подчеркнул, что старался избежать в отношениях с ним ретравматизации, — вероятно, поэтому фильм получился бесконечно нежным к своему герою.

Ещё один фильм по теме со схожей интонацией: «Неповиновение» Себастьяна Лелио, хрупкая драма про любовь двух женщин в ортодоксальной еврейской общине.


«Еще чуток, мрази!» (Come on, Scumbags), реж. Мадина Мустафина, 2013

Артдокфест

Транс-люди сталкиваются с дискриминацией по гендерному признаку постоянно. Фильм Мадины Мустафиной, документалистки из Казахстана, рассматривает будни Жени, которая называет свою дисфорию тела «приколом природы» и мечтает о грудных имплантах.

Транс-девушка нравится парням, но отношения с ними у неё складываются достаточно трудно — многие не в состоянии сломать у себя в голове некий патриархальный барьер и рассматривать её как полноценную личность, без экзотизации. Чего не скажешь о Мадине Мустафиной, которая показывает общий тревожный контекст, непонимание общества, но при этом не делает свою героиню одномерной фигурой. Женя ходит в клуб, тусуется с друзьями, общается с родственниками (кстати, довольно понимающими), и её отношения с собственным телом — важная, но не единственная часть повествования.

Ещё один необычный фильм, затрагивающий тему гендерной дискриминации: «Каникулы» Изабеллы Эклёф, жуткая история в ярких тонах о девушке, которую мужчины превратили в красивую игрушку.


«Крысы» (Rat Film), реж. Тео Энтони, 2016

Memory

Документальный фильм о том, как джентрификация влияет на состояние темнокожего населения. Главная метафора здесь — это история взаимодействия человечества с крысами, где последние могут быть как вредителями, так и ценным ресурсом, выступая в роли лабораторных животных или домашних питомцев. Отношение состоятельных белых к темнокожим с низким достатком, по мнению режиссёра, строится по похожей модели.

В центре повествования — Балтимор, чьи мрачные улицы воспеты Дэвидом Саймоном в великой «Прослушке», город, который с конца 90-х джентрификация сильно перелопатила. Центральная метафора кажется бесхитростной, но «Крысы» — сложный и умный фильм, при просмотре лучше не отвлекаться: это практически мини-история расизма, которая, увы, продолжается.

Ещё 13 потрясающих минут по теме: Play It Safe Митча Калиса, изящная короткометражка о расовых предрассудках и (не)желании им соответствовать.


«Куда ты идёшь, Аида?» (Quo vadis, Aida?), реж. Ясмила Жбанич, 2020

Deblokada Produkcija

Когда дискриминация обретает большой масштаб, то трагедии неминуемы. Геноцид — страшное тому подтверждение. В фильме Ясмилы Жбанич рассматривается знаменитая резня в Сребренице 1995 года, когда сербами-христианами были уничтожены более 8300 боснийцев-мусульман. Это было самое крупное массовое убийство в Европе после окончания Второй мировой войны.

История переводчицы Аиды при ООН, разрывающейся между высокой миссией и спасением своей семьи, пугает сильнее любого хоррора — никакие выдуманные монстры не переплюнут того, что могут сделать друг с другом люди на почве ненависти. При этом Жбанич ни разу не скатывается в чрезмерный пафос или манипуляции: это эмоциональный, но выдержанный фильм, прекрасно показывающий, как национальные и религиозные разногласия могут обернуться гуманитарной катастрофой.

Ещё один грандиозный фильм по теме: «Побег» Йонаса Поэра Расмуссена, история афганца Амина, вспоминающего свой опасный трансфер в Европу (фильм выдвинут от Дании на соискание премии «Оскар»).


«Медвежонок Бригсби» (Brigsby Bear), реж. Дэйв МакКери, 2017

Sony Pictures

Возможно, кому-то покажется странным увидеть в таком списке этот причудливый гик-фильм — однако в нём неочевидным образом проступает тема эйджизма.

Джеймс всё детство провел в мире, выдуманном для него родителями. Главным событием в нём был сериал «Приключения медведя Бригсби», который снимал его отец. Правда, стоило ему один раз неосторожно выбраться в мир реальный, как выяснилось, что Джеймса похитили из роддома, а настоящие родители парня все эти годы пытались его найти.

Все сюжеты о детках в золотых клетках — это в той или иной степени иллюстрации того, как сильно их принято недооценивать. При этом порой они в своём возрасте понимают гораздо больше, чем кажется. Джеймс, которого все подсознательно продолжают воспринимать как наивного малыша, с трудом адаптируется к суровой реальности, зато прекрасно знает, что такое быть живым, — взрослым есть чему поучиться.

Фильм про эйджизм, но по отношению к пожилым людям: «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча, образцовая социальная драма о том, как бюрократическая машина оставляет людей в возрасте без права на достойное существование.


«Связанные по жизни» (Chained for Life), реж. Аарон Шимберг, 2018

Kino Lorber

Возможно, самый неординарный фильм об эйблизме в истории. «Связанные по жизни» блистательно раскрывают, как искусно кинематограф конструирует мифы о красоте и здоровье, которые потом отпечатываются в нашем сознании и заставляют вешать на людей те или иные ярлыки.

На съёмочной площадке англоязычного дебюта европейского режиссёра между миловидной актрисой и её коллегой, чья внешность не вписывается в принятые нормы (его играет Адам Пирсон, живущий с диагнозом «нейрофиброматоз», вы можете помнить его по картине «Побудь в моей шкуре»), проскакивает искра. Правда, непонятно, на самом деле или только внутри истории, которую им приходится разыгрывать. В стилизованном под джалло фильме она трагическая красотка, лишённая зрения, а он что-то вроде чудовища. Постепенно искусство начинает имитировать жизнь, а грань между фантазией и реальностью стирается.

Ещё один сокрушительный фильм об эйблизме: «Непокой» Дженнифер Бреа, док про борьбу за жизнь и видимость людей, страдающих от синдрома хронической усталости.


«Конвейер» (Blue Collar), реж. Пол Шредер, 1978

TAT Communications Company

Социальный статус способен мощно разделять людей, особенно в капиталистических обществах (это ещё одно объяснение тому, почему шоу типа «Игры в кальмара» так популярны). Жёсткий режиссёрский дебют сценариста «Таксиста» показывает, что в изнурительной гонке за кусок хлеба выживает не сильнейший, а тот, кто успел вовремя пойти на компромисс.

Главные герои фильма — рабочие сборочного конвейера, которые вынуждены существовать в скотских условиях: маленькие зарплаты, сволочное начальство, отсутствие прав. В какой-то момент трое работяг решают, что хватит это терпеть, и продумывают план похищения ценностей из сейфа профсоюза. Однако вместо денег они обнаруживают там компрометирующие организацию документы.

Ещё один впечатляющий фильм о классовом неравенстве, но про наши дни: «Девяносто первый», документальная короткометражка Олеси Епишиной о бездомном пареньке, разбивающая многие вредные стереотипы.


Читайте также
Экранизируй это: «Елена» Ивлина Во (1950)
Ален Делон, Джейн Биркин, Чарли Хитон и Эмма Маки.
История одного саундтрека: «Чучело»
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
Разблокируй Азию: «Невеста Рип ван Винкля»
Неторопливая, но пронзительная история про то, что главное спасение от одиночества ...
#комикс-код: стакан наполовину обречён, или триумф антиутопии
Алексей Филиппов продолжает описывать генетический код (кино)комиксов.
Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детекти...
Также рекомендуем
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00