Со 2 по 9 апреля в Москве и с 3 по 10 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт международный фестиваль документального кино «Артдокфест». Основной конкурс, специальные события и внеконкурсная «Среда» — как и всегда, программа обширная и разнообразная. Максим Ершов подсказывает, какие фильмы точно нельзя пропускать.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/003/003d75e6e901f768a4d6a955d4fab569.jpg.webp?165570357227100)
«Расторгуев», реж. Евгения Останина,
Россия, 2021 (фильм открытия)
Открывает фестиваль одна из его самых громких премьер — сложно сконструированный из кадров хроники 20 с лишним лет портрет большого российского документалиста Александра Расторгуева. Вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко он был убит 31 июля 2018 года в ЦАР. Но это отдельная история, на которой фильм осекается, чтобы вернуться к главному — самому герою и его радикальному творчеству. Получение премии за «Твой род», скандал и увольнение с ростовского телевидения из-за съёмок «Чистого четверга», приз на престижном фестивале IDFA за «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» и неоднозначная реакция на картину, съёмки фильмов о фильмах «Сталинград» Фёдора Бондарчука и «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского, просмотр и обсуждение «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего в компании редакции журнала «Сеанс» — изобилие ярких эпизодов. Самое же главное, что остаётся со зрителем после просмотра, — тоска. Как уже веками принято в России, большого художника мы начинаем ценить только после его смерти. А когда уже слишком поздно, приходится слушать его мудрые и глубокие речи, оставшиеся лишь на видеозаписях.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/833/833eac75da8f2007aea8b1d4f4afae89.jpg.webp?165570357246890)
«Гаражане», реж. Наталья Ефимкина,
Германия, 2020 (конкурс)
В Мурманской области где-то на окраине по-прежнему стоят маленькие островки человеческой свободы — огромные гаражные кооперативы. В их недрах (практически «во глубине сибирских руд») спрятаны кустарные производства, птицефабрики, четырёхэтажные катакомбы и всё самое дорогое, что есть у местных жителей. Работа, дом и гараж — словно бы три столпа, на которых покоится бытование северных людей. Иногда они даже не в состоянии объяснить, почему на протяжении 50 лет столь тщательно обустраивали помещения для стоянки и ремонта машин. Заметьте, транспортных средств в кадре нет.
Премьера «Гаражан» состоялась на прошлогоднем Берлинском фестивале в программе Perspektive Deutsches Kino. Сняла его родившаяся в Киеве и живущая в столице Германии Наталья Ефимкина. В русской глубинке она оказалась на съёмках игрового фильма, в гаражах же находила интересные лица для второстепенных ролей. Параллельно отыскались удивительные примеры творчества и созидания. У Ефимкиной гараж — место силы, центр контркультуры, параллельной жизни, противостоящей серости и убогости реальности.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/e1c/e1cae574fc01ff1981391adad90c09f8.jpg.webp?165570357337928)
«Джой», реж. Дарья Слюсаренко,
Россия, 2020 (конкурс)
Московский цирк-шапито «Джой» колесит по Центральному федеральному округу. Фактура, конечно, удивительная. Дрессировщики попугаев и рысей без конца ссорятся, дикие кошки периодически убегают из клеток и начинают охоту на домашних животных дачников, клоун Валера строит большие планы с новой партнёршей Яной, но ему категорически не нравится вторичность их номеров. А после выступлений обязательно нужно выпить и поговорить по душам.
Режиссёр Дарья Слюсаренко — выпускница школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Маленькие человеческие трагедии, смешные и не очень, разворачиваются на фоне кочевой цирковой жизни. Шоу должно продолжаться несмотря ни на что. Дело Федерико Феллини и не думает умирать.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/112/11219616e110fda1cff5521eb49a076d.jpg.webp?165570357357282)
«Горькая любовь», реж. Ежи Сладковский,
Швеция, Польша, Финляндия, 2020 (конкурс)
Теплоход с короткими остановки движется по Волге. Лето, прекрасная погода, завораживающие пейзажи. А на его борту одинокие люди разных возрастов ищут любовь. Речной круиз свёл в одном месте гадалку, пенсионерку, немолодую пару, которая всё никак не может сыграть свадьбу, разведённых мужчину и женщину. Горько им оттого, что почему-то главное чувство раз за разом обходит их стороной.
Фильм поляка Ежи Сладковского в прошлом году был показан на нескольких престижных фестивалях документального кино (в Копенгагене, Кракове и Амстердаме). Режиссёр не в первый раз снимает в России: ранее на «Артдокфесте» были показаны его картины «Водочный завод» и «Дон Жуан». «Горькая любовь» лишена любой политической подоплёки, но в то же время трудно сказать, в какой другой стране могла бы развернуться эта история. На наших глазах влюблённые разочаровываются, расстаются с иллюзиями, но тут же собираются с мыслями и продолжают крестовый поход имени сердечных дел.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/938/938dc88fc37f456304bef884c035e74c.jpg.webp?165570357368996)
«Котлован», реж. Андрей Грязев,
Россия, 2020 (конкурс)
Россия — одна огромная стройка. Нет у неё ни начала, ни конца. Вырыт котлован, начаты работы. Финальная версия объекта пока не определена, но это и не так важно. Процесс важнее результата, или главное не победа, а участие (в нашей стране олимпийские принципы всегда ценились высоко). На песчаном дне своя жизнь. В документальной ленте Андрей Грязев пользуется платоновской метафорой. Картина полностью смонтирована из роликов, находящихся в свободном доступе на YouTube и выложенных с 2009 по 2019 год. Их связующее звено — форма обращения к президенту Российской Федерации. Чаще в прозе, но встречаются и стихи. Жанр воззвания проверен годами и ничуть не утратил своей актуальности и сегодня. Даже на государственных каналах раз в год случаются чудеса: нужно только публично попросить. Один фонарь горит, а другой почему-то нет; город погряз в свалке, дышать нечем; хорошую дорогу бы построили; в подъезде нет подъёмника для инвалидов; огромная лужа посреди улицы выросла до площади 100 квадратных метров; дом рассыпается, стены съедены грибами и плесенью.
Премьера картины состоялась на прошлогоднем Берлинском фестивале в программе Panorama. Возможно, более точного портрета современной России вам и не увидеть. И ведь рождается он не из придуманного сюжета, нет, его автор — «глубинный народ». Способов заявить о себе и высказать своё мнение у него не так много. Можно, например, обратиться к президенту. И вот уже несколько голосов сливаются в единый крик со дна котлована.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/64f/64f60ffb906447a018ae18c0651b6867.jpg.webp?165570357352130)
«Кунашир», реж. Владимир Козлов,
Франция, 2019 (конкурс)
Кунашир — один из островов спорного Курильского архипелага. Расположен он всего в 16 км от берегов Японии. Советские войска заняли Кунашир в 1945 году, и очень скоро 17 000 японцев и айнов были депортированы на остров Хоккайдо. Мирный договор между Россией и Японией не подписан. По острову раскиданы памятники советским солдатам, ежегодно проходят торжества в честь Дня Победы и реконструкция освобождения Кунашира от японских захватчиков. Местные жители ещё помнят времена, когда остров не принадлежал России, а в земле можно найти осколки памятников японской культуры.
Владимир Козлов родился в Белоруссии, но почти 30 лет назад Франция стала для него вторым домом. Его фильм посвящён в первую очередь жителям Кунашира. На протяжении десятилетий они находятся в подвешенном состоянии: фактически остров не принадлежит никому. Ни Россия, ни Япония активно не занимаются его развитием. Крайними, как всегда, оказываются простые люди.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/1b9/1b95282af7fa9c830f06c64bbcc91b73.jpg.webp?165570357463316)
«Мальчик», реж. Виталий Акимов,
Россия, 2020 (конкурс)
Мальчику Стёпе 10. Он живёт в деревянном доме где-то в провинции. Окружают его исключительно пьющие и философствующие в нетрезвом состоянии родственники. На взрослых Стёпа смотрит с интересом и подмечает мельчайшие детали. Позднее, перебирая гитарные струны, он и сам будет рассуждать о Боге (мальчик — убеждённый атеист), будущем и своих мечтах.
Премьера дебюта Виталия Акимова состоялась в программе международного фестиваля документального кино в Амстердаме. История обычной российской семьи показана через незамутнённый взрослыми заморочками взгляд мальчика, который пока ещё называет вещи своими именами и очень здраво рассуждает о себе и близких. Чёрно-белая палитра добавляет особую эстетику ироничному и честному фильму.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/892/892955a60674602dfa3cd820e6d500ec.jpg.webp?165570357414332)
«Стася — это я», реж. Стася Гранковская,
Россия, Украина, 2020 (конкурс)
После развала СССР видеокамеры стали более доступны россиянам. Многие из них превратились в документалистов, детально фиксирующих каждый жизненный шаг. С течением времени кадры семейной хроники приобретают особую ценность. Маленькая Стася проводила летние каникулы с папой у бабушки в Одессе. На берег Чёрного моря съезжались родственники из России и Украины. Уже взрослая Стася встретится с папой почти через 30 лет в Москве.
Маленькая девочка на руках у отца и в маленькой ванне на улице на видеокассете 1994 года — будущий режиссёр Стася Гранковская. Сегодня кадры семейной хроники кажутся единственным сохранившимся документом счастливой эпохи. Из будничных событий рождается бодрый и витальный фильм. Те минуты, что не ценятся в настоящем, приобретают ностальгический привкус и ещё большую силу в будущем.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/2d2/2d2c9ca790ad0d86adc874c3d377e0a2.jpg.webp?165570357428644)
«Дар», реж. Валентин Сидоренко,
Россия, 2020 (конкурс)
Дом Александра сгорел (№ 13 по неназванной улице). Он вынужден перебраться к матери. Пожилая женщина контролирует его и запрещает пить. С алкоголем у Александра давние отношения, можно сказать, вынужденные. В нетрезвом виде у мужчины открывается дар — он видит будущее. Круг получается замкнутым: Александр уходит из дома в поисках подходящей компании, напивается и предсказывает судьбу случайным людям. В этих краях в шаманов и колдовство верят, а вот в возможность побороть алкогольную зависимость — нет.
У дебютанта Валентина Сидоренко шаманизм и таинственные обряды, в лучшем случае вызывающие недоумение, соседствуют с беспросветной тоской сельской жизни. Караоке, дискотеки в убогих домишках и попойки в избах — главные местные развлечения. Может быть, единственный выход в подобных обстоятельствах — открыть в себе дар. Всё вокруг сразу же наполнится смыслом.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/d35/d357bae4c3b509a4daaf7dad963658ee.jpg.webp?16557035749530)
«Зависимость», реж. Анна Форштретер, Алексей Амелюшкин,
Россия, 2020 (специальное событие)
«Зависимость» — документальный проект телеканала «Дождь». Герой первого выпуска — журналист Ренат Давлетгильдеев. 50 экранных минут — его исповедь. Давлетгильдеев находит в себе силы на смелый поступок — признание собственной слабости. Так он рассчитывает помочь другим наркозависимым. Ужасное пристрастие сам журналист победил, потому и решился поделиться своим опытом.
«Зависимость» — сильное кино о жизненно важной проблеме. А ещё оно предлагает по-настоящему универсальный рецепт — любовь. Наркозависимому можно и нужно помочь. Он будет вас посылать куда подальше и говорить гадости, но бросать попыток спасти человека никак нельзя. Частная история Давлетгильдеева показательна, ведь одиночество, отчуждённость, попытка обрести счастье в наркотиках — увы, обычное дело, о котором почему-то стыдно говорить вслух.