Аниме о повседневности бывает разное. Есть, например, иясикей, который опирается на меланхоличное созерцание. А есть «ломтик жизни» — более сюжетные, но не менее жизненные истории о простых буднях. Что вовсе не означает, что будет скучно. Сергей Сергиенко рассказывает о буднях в аниме.
Предания прошлого
«Ломтик жизни», или повседневность — ещё один жанр, пришедший в Японию извне, как и хоррор. Он зародился во Франции, откуда со временем разошёлся по всему миру. В аниме же этот жанр проник относительно недавно: одним из первых сериалов, которые можно было бы причислить к повседневности, считается «Хайди — девочка Альп», снятый на основе повести швейцарской писательницы Иоханны Спири. В центре внимания здесь оказывается Хайди — девочка-сирота, которая живёт с дедушкой в горах. Позже она попадает в богатый дом, где начинает ухаживать за Кларой — болезненной девочкой, прикованной к инвалидной коляске. К слову, «Хайди» — один из первых мультфильмов в фильмографии Исао Такахаты, одного из основателей студии Ghibli.
Нередко пальму первенства отдают «Школе вверх дном» — сериалу, выходившему с 1985 по 1987 год. Сюжет рассказывает о группе школьников. Все они входят в клуб «Смешных лиц» и регулярно попадают в различные переделки. По сути это лёгкое шоу, чей юмор близок к серии «Люпен Третий», а первенство здесь всё же выдаётся за более чёткую сюжетную линию, чем у «Хайди».
Уроки мэтров
До расцвета жанра в 2000-х было несколько примечательных мультфильмов студии Ghibli. В частности, к «ломтику жизни» относятся «Ещё вчера», «Здесь слышен океан», «Шёпот сердца» и «Мои соседи Ямада». «Ещё вчера», снятый знаменитым дуэтом Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты, рассказывает о Таэко — девушке, которая приезжает на отдых из Токио к родственникам в деревню, где провела детство. Она то и дело вспоминает ситуации из прошлого, во многом раскрывающие девушке глаза на настоящее. Это довольно «взрослый» мультфильм, одной из ключевых особенностей которого является необычный подход к анимации: обычно аниме озвучивается уже по завершении видеоряда, но Такахата решил, наоборот, анимировать историю на основе записанных диалогов.
«Здесь слышен океан» — возможно, самый незаметный мультфильм студии. Таку и Ютака впервые за два года видятся на встрече выпускников и вспоминают совместное прошлое. Оба они в последний год обучения влюбились в новенькую, которая перевелась из Токио, а на местных смотрела свысока. «Здесь слышен океан» был, возможно, самым проблемным мультфильмом студии: он снимался в рамках инициативы по предоставлению возможностей молодым аниматорам, и впервые в производстве не участвовали ни Миядзаки, ни Такахата. Режиссёр Томоми Мотидзуки в конечном счёте свалился с нервным срывом, а аниме приняли, мягко говоря, прохладно. Со временем, правда, «Здесь слышен океан» обрёл культовый статуc.
«Шепот сердца», поставленный Ёсифуми Кондо, куда известнее предыдущего мультфильма из списка. Работа была столь удачной, что Кондо прочили пост одного из ведущих аниматоров, но, увы, «Шёпот сердца» стал его единственной работой в качестве режиссёра, так как он скоропостижно скончался в 1998 году от аневризмы. Мультфильм, снятый по сценарию Миядзаки, рассказывает о Сидзуку — девочке, которая очень любит читать. В каждой библиотечной книге, что она берёт, всегда стоит имя Сэйдзи, с которым она в конечном счёте знакомится и в которого влюбляется. При этом первая любовь здесь хоть и занимает важное место, но в центре внимания всё же поиски своего места в жизни и драма взросления Сидзуку.
«Мои соседи Ямада» — пожалуй, один из самых нестандартных мультфильмов студии. Снятая Такахатой подборка небольших эпизодов из жизни обычной японской семьи изобилует лёгким юмором, а анимация хоть и кажется упрощённой, на деле выполнена с привычной тщательностью, присущей студии.
Начало популярности
Первым по-настоящему успешным «ломтиком жизни» чаще всего называют «Адзумангу», стартовавшую в 2002 году. Сюжет охватывает три года учёбы в старшей школе и повествует о приключениях шести старшеклассниц, которые то и дело попадают в нелепые ситуации. Длительность каждого эпизода составляет около пяти минут, но они объединяются в 26 стандартных серий. Многие последующие шоу вдохновлены «Адзумангой», из-за чего сериал считают крайне влиятельным.
В частности, популярный сериал «Лаки Стар», стартовавший в 2007 году, во многом использует похожую на «Адзумангу» структуру. Здесь, правда, в центре внимания четыре девушки, чьи приключения несколько более хаотичны — каждый, кто видел сериал, до сих пор с содроганием думает о шоколадных рогаликах. Местный юмор несколько агрессивен, но получить от него удовольствие довольно просто любому зрителю, хоть сколько-нибудь разбирающемуся в японской анимации.
Грустные нотки
Важно отметить, что далеко не всегда «ломтик жизни» — весёлое шоу. Один из известных примеров более мелодраматических аниме в этом жанре — «Кланнад», история первой любви между хулиганом Томоей и странноватой Нагисой. Постепенно количество персонажей увеличивается, и у каждого из них хватает своих проблем и радостей. Несмотря на обилие юмора, местами шоу отлично манипулирует чувствами зрителя, выжимая слёзы уже к середине первого сезона.
На почве романтической драмы стоит отметить и сериал «Торадора» — ещё одну историю о первой любви старшеклассников. Рюдзи перешёл в предпоследний класс и с радостью узнал, что учится вместе с лучшим другом и Минори, в которую тайно влюблён. Ситуацию немного портит наличие Тайги — «самой опасной ученицы в школе», которая не только славится скверным характером, но и является лучшей подругой Минори. Словно этого мало, Тайга ещё и живёт в соседнем доме. Однако герои всё же находят общий язык на почве общественной неприязни: Рюдзи, несмотря на свою доброту, выглядит как якудза, чем вселяет в других страх. У «Торадоры» хватает своих весёлых моментов, но драма всё же занимает важное место в сюжете.
Творчество как работа
Нередко темой для «ломтика жизни» являются работа и творчество, которые помогают героям расти над собой. В качестве примера можно вспомнить «Уроки современного искусства» — аниме о буднях учениц класса живописи. Пять девочек со временем осваивают различные тонкости рисования, причём шоу выдаёт немало полезной и интересной информации о рисовании и искусстве, не забывая при этом об обычной жизни и лёгком юморе.
Подобным образом выстроена и «Работа!!» — шоу о работе ресторана «Вагнария», куда устраивается ученик старших классов Сота Танакаси. Здесь он знакомится с разношёрстными коллегами, каждый из которых обладает яркими отличительными особенностями. Сюжет во многом строится именно вокруг этих нюансов, и некоторых зрителей это может с лёгкостью оттолкнуть — особенно часто критике подвергается Махиру Инами, невероятно сильная девушка с андрофобией, которая то и дело поколачивает Соту.
Куда более известен, впрочем, «Бакуман» — сериал о начинающих мангаках от авторов «Тетради смерти». Как и в «Уроках современного искусства», здесь упор делается не только на повседневной жизни, но и на особенностях создания манги: много экранного времени уделено различным техникам и приёмам. При этом у авторов получается раскрыть персонажей, даже второстепенных, а романтическая линия придаёт живости и интереса сериалу.
Тонкости различных хобби
Говоря о более современных шоу, можно вспомнить сериал «Девчонка не промах», который акцентирует внимание на любви шестиклассника Харуо Ягути к видеоиграм. Он проводит почти всё свободное время в аркадных залах, где особенно любит Street Fighter II — один из самых известных файтингов в мире. Мало кто может сравниться с Харуо, но однажды там появляется Акира Оно — красивая и богатая девушка, которая не оставляет Харуо ни единого шанса. С этого начинаются их непростые отношения, выстроенные на обоюдной любви к играм, желании превзойти друг друга, а со временем и взаимной симпатии. Как и в случае с сериалами выше, «Девчонка не промах» выдаёт немало информации теперь уже о видеоиграх, которые постепенно развиваются вместе с героями.
Продолжая тему общих интересов у школьников, стоит вспомнить и «Руки прочь от кинокружка» — сериал знаменитого аниматора Масааки Юасы, которого нередко называют одним из главных современных аниме-режиссёров. Три старшеклассницы объединяются для создания кинокружка, в котором они учатся анимации: Мидори отвечает за сценарии и сеттинги, Цубамэ возится с персонажами и раскадровками, а Саяка выступает менеджером. Девочкам пытаются ставить палки в колёса, но они не унывают и продолжают медленно, но верно двигаться к намеченной цели. Из «Руки прочь от кинокружка» можно выцепить немало полезной информации о работе аниматора: многие моменты здесь раскрываются в подробностях, и для каждого поклонника мультипликации это может стать отличной возможностью взглянуть на труд художников другими глазами.
Окружающая действительность
Уже 2021-й тоже может порадовать обилием сериалов о повседневности. Отдельно выделить хочется «Я побрился. И приютил старшеклассницу» — лёгкую мелодраму о жизни офисного работника Ёсиды, который находит на улице Саю, сбежавшую из дома старшеклассницу. Девушка пытается соблазнить нетрезвого мужчину, однако тот просто приглашает её пожить у себя, не прося ничего взамен. По синопсису можно подумать, что сериал тяготеет к эротике, но на деле он оказывается именно «ломтиком жизни»: упор делается на простых будничных вещах, а любовная линия хоть и присутствует (и не одна!), но отходит на задний план перед попытками Ёсиды дать Сае почувствовать себя нормальным подростком.
Осенний сезон порадовал «Голубым периодом» на Netflix — ещё одним сериалом о творчестве. Ягути, обычный старшеклассник, живёт довольно беззаботной жизнью: он хорошо учится и часто зависает с друзьями. Но что-то в нём меняется после того, как он замечает красоту рассвета в Сибуе, а вскоре после этого видит картину одной из учениц художественного кружка. После этого беззаботный юноша понимает, что хочет стать художником, хотя до этого никогда не держал кисть в руках. И вновь сериал тратит немало времени на теорию: здесь в том числе разбираются различные известные картины и нюансы изобразительного искусства, а зритель буквально учится вместе с Ягути. При этом во второстепенных сюжетных линиях раскрываются истории и других учеников, у каждого из которых свои причины любить искусство.
С началом нового века «ломтик жизни» занял особое место в японской анимации, и сейчас в каждом сезоне непременно есть хотя бы несколько шоу, которым стоит уделить внимание. Количество тайтлов только растёт, поэтому рассматривать статью можно скорее в качестве базиса, после которого стоит отправляться изучать шоу самостоятельно. А в следующий раз обратимся к кодомо — аниме для самых маленьких.